Готов ли президент и его команда ампутировать коррупционную опухоль в энергетике и пойти на непопулярные тарифные действия? Если нет, то впереди тьма и унижение.

Сейчас в обществе и журналистском сообществе есть негласный консенсус по поводу недопустимости критики власти во время войны.

Считаю, что шесть месяцев полномасштабной войны достаточное время, чтобы понять, что власть не осознает или осознает, но преступно игнорирует неизбежность нашего поражения, не совершая быстрых и решительных действий в социально-экономической сфере. Станки на войне не менее важны, чем патроны.

Осознание необходимости изменений приходит не само по себе, а исключительно под давлением обстоятельств, то есть кредиторов, которые говорят, что не дадут стране деньги из-за неэффективного использования.

Социалистически популистическую украинскую власть, вероятно, это чрезвычайно раздражает. На днях прочитал замечательную статью вице-премьера Юлии Свириденко по поводу планов приватизации и очень обрадовался. Но не верю, что обещание выполнится даже на 10%. Точно не с этим Кабмином.

Среди всех секторов украинской экономики наиболее проблемным, с большим отрывом считаю сектор энергетики.

Финансы и тарифы

Все государственные энергокомпании зафиксировали рекордные убытки за период своего существования – “Нафтогаз”, “Энергоатом”, “Гарантированный покупатель”, “Центрэнерго”, “Укрэнерго”, государственные шахты и т.п. – миллиарды долларов убытков. За один лишь 2020 г. совокупный ущерб достиг фантастических 3 млрд. дол.

Де-факто отменена реформа корпоративного управления и произошел частичный возврат в коммунистическую централизованную систему управления. Зачем наблюдательные советы, если удобнее управлять через министерства и селекторные совещания? Пакеты акций энергокомпаний вернули от Минфина в управление Минэнерго.

Ликвидирован институт независимого регулятора – НКРЭКУ. Де-факто он, вроде бы, и есть. Но исключительно для выполнения политической воли Банковой. Члены НКРЭКУ назначаются Кабмином, хотя это и усложняет ведение ими независимой политики.

Тарифы инсталлируются в стране по способу политической целесообразности, экономическая обоснованность тарифов отсутствует. Основой тарифной политики остался советский принцип “расход+нормативная прибыль”, он же cost+. Стимулирующее тарифообразование в Украине не прижилось, кроме части облэнерго.

Осталось бестолковое социалистическое субсидирование всех слоев населения, независимо от уровня доходов и состояния. Владелец дома на 2000 кв. м в Конче Заспе один экономит как сотня бабушек пенсионеров вместе. Переход к адресным субсидиям в исключительно денежной форме в зависимости от уровня доходов граждан – как всегда, не ко времени.

Офис президента настолько панически боится отказа от старой системы льготных тарифов и перехода на финансовые стимулы для малоимущих, что готов поставить под риск выживания само существование украинской государственности.

Сделаю нелестный прогноз – если при рыночной цене газа в Европе более $2300 за тыс. куб. м и дальше продавать его всем без разбора по $200 (8000 грн.), войну у российской мерзости шансов выиграть нет.

С субсидиями более 264 млрд. грн. для “Нафтогаза” Украина обречена на гиперинфляцию и мощную девальвацию, падение ВВП более 80% и разрушение хозяйственных отношений, реального сектора экономики.

После 30-летнего перерыва в украинскую энергетику вернулись проявления военного коммунизма – министр энергетики, пользуясь военным временем, подписал ряд сомнительных приказов. Говорят, около 50-ти.

Здесь и нецелевое использование государственных средств, полученных НЭК “Укрэнерго” от продажи пересечения на погашение долгов, и волюнтаристское уменьшение оплат возобновляемой энергетики, и “угольное” PSO .

Есть такая неожиданность в Украине, называется холодная зима. В течение всех лет независимости повторяется одна и та же пьеса под названием “срочная закупка угля за государственные средства ради прохождения отопительного сезона”.

Из “Центрэнерго” и государственных шахт все украли за весну и лето, так что осенью нужно срочно вбросить еще денег налогоплательщиков. Ну и привет недорегулятору НКРЭКУ, который позволяет этой пьесе с успехом идти в течение стольких сезонов.

В этом году министр потребовал принять неограниченно ПСО, то есть берем столько денег у НЭК “Укрэнерго” на закупку угля, сколько захотим.

Осторожный премьер Денис Шмыгаль согласовал пока 2,5 млрд., “а дальше посмотрим”. А откуда взять деньги? Снова ограбить частных производителей ВИЭ, снова нецелевое использование доходов от экспорта электроэнергии.

Коррупция

Все, что мы знали о коррупции при закупках топлива и ремонтных работ, при предшественниках, оказалось бледной прелюдией работы настоящих виртуозов в течение 2020-2021 гг. Многочисленные журналистские расследования (1, 2, 3, 4) о злоупотреблениях остались без должной оценки правоохранителей.

НАЭК “Энергоатом” – это шикарный кейс. Как компания-монополист с долей на рынке чуть ли не 60% вообще может быть убыточной?! Ну вот как? Я вам скажу как – исключительно планово и сознательно.

Когда сознательный гражданин слышит, что “Энергоатом” берет кредиты не только на закупку топлива, а даже на выплату зарплат персоналу.

Не заметить договорную торговлю в течение двух лет на единой частной бирже можно, только если ты слеп.

Как результат, несколько трейдеров типа “Юнайтед Энерджи”, которую журналисты уверенно относили к орбите Игоря Коломойского, получали скидку и перепродавали энергию по рыночной цене другим компаниям.

Прибыль трейдера арифметически равна ущербу государственных компаний и составляла в лучшие для них времена 3-5 миллионов долларов в сутки.

Любимый кейс журналистов это, конечно, ПАО “Центрэнерго”. Чего только стоит история о том, как компанию хоронили в лесу на базе отдыха.

Госкомпания и уголь покупала по завышенной цене и газ. В ПАО “Центрэнерго” три огромных ТЭЦ, одну из которых, Углегорскую, на прошлой неделе захватила российская армия.

У меня есть несбыточная мечта – чтобы ПАО, даже с доплатой в 100 млн. долл., Украина подарила республике Польша.

Потому что аналогичные компании там работают эффективно, а в Украине ежегодно высасывают из налогоплательщиков несколько миллиардов гривен. Жаль, что президент еще раз отложил приватизацию этой черной дыры украинского бюджета.

Предназначение в государственной энергетике. Как, например, после рекордного ущерба “Энергоатома” вице-президент государственной компании может стать министром энергетики. В Украине это возможно.

И пусть вас не вводит в заблуждение цифра прибыли в официальной отчетности “Энергоатома” за последний 2021 год. Независимый аудит компании приличными международными аудиторами никогда не производился, а “прибыли” с огромной вероятностью нарисованы путем переоценки старых советских активов.

Государственный трейдер электроэнергией, создание которого анонсировал Кабмин – это просто паноптикум, атавизм в 21 веке. Еще не было ни одного товара за 30 лет независимой Украины, которым бы государство эффективно торговало.

Технологическая отсталость

Ключевая государственная собственность в энергогенерирующих компаниях беспощадно эксплуатируется без надлежащих амортизационных отчислений. У госкомпаний нет средств на демонтаж изношенного оборудования и строительство нового.

Фонд вывода отработанных блоков АЭС в Украине пуст. А 12 из 15 блоков в эксплуатации уже отработали свой проектный нормативный срок в 40 лет. То есть, в фонде должно быть уже не менее 10 млрд. долл., а там пустота.

Угольные шахты не закрыты, даже абсолютно бесперспективны и истощены, с бешеной себестоимостью и риском добычи. Более того, буквально в 2021 году угольная генерация признавалась приоритетной к инвестированию государственных средств.

Более 11 млрд. долл. за годы независимости бесславно проели на государственный уголь и связанную с ним коррупцию.

Капитальные вложения в угольные и газомазутные блоки ТЭС и ТЭЦ не осуществлялись. На получение 1 кВт энергии украинские государственные станции тратят почти на 40% больше угля, чем их аналоги в Западной Европе или даже в Польше.

Хранилище отработанных ядерных отходов в Чернобыле так и не заработало. Это долгострой и пример нескончаемых краж. О демонтаже 1-3 блоков ЧАЭС речь даже не идет, хотя это должно было произойти еще десятки лет назад. Взрыв был на 4-м, как известно.

Уран добываем самый дорогой в мире, на государственном Восточном ГОКе. Частных добытчиков на рынок не пустили.

Так, может, до общества дойдет осознание факта, что украинская атомная энергетика вообще не дешевле европейской? Мы просто живем взаймы, пренебрегая безопасностью и деньгами наших детей.

Падение собственной добычи и объемов геологоразведки, от которых зависят будущие объемы добычи.

Отмена приватизации 6 устаревших ТЭЦ и передача их обратно в подчинение “Нафтогаза” – это вообще epic fail. Давайте сделаем хронически убыточную компанию еще убыточнее, оставим морально и физически убитые станции без эффективного собственника и инвестиций.

О программах энергоэффективности просто позабыли. Свернули работы по переходу на замещение природного газа местной биомассы и топлива из агро- и бытовых отходов, как это делают соседи в Литве, Польше, Венгрии и вообще везде в ЕС.

Как и программы масштабного утепления жилого фонда, замены теплотрасс и теплообменных узлов.

Возобновляемая энергетика – скорее мертвая, чем живая

Отношение к частным инвесторам в возобновляемую энергетику очень показательно – ни одной встречи в ОПУ за более чем три года, системное нарушение всех ранее заключенных соглашений и обещаний, тотальное пренебрежение чиновников. Результат – отток прямых иностранных инвестиций из Украины еще до войны.

Проголосованная система аукционов на право строить возобновляемую зеленую энергетику, которая должна заменить критикуемый властями “зеленый тариф”, так и не заработала.

За 3,5 года Кабинет Министров так и не утвердил квоты, так и не разработал порядок проведения аукционов. Минтопэнерго и подчиненное ему ГП “ГарПок” не объявили ни одного. И не планируют. Вообще никто пальцем не шевелит.

На этом фоне многочисленные заявления властей о поддержке развития возобновляемой энергетики выглядят крайне цинично.

Во время войны на конференции в швейцарском Лугано власти заявили о планах постройки около 30 гВт мощности на 35 млрд. дол.

В то же время премьер Денис Шмыгаль прислал к производителям ВИЭ своего советника сообщить, что планирует принудительно распустить балансирующую группу Гарантированного покупателя, то есть отменить тарифы на возобновляемую энергию.

К тому же министр Галущенко издал указ, чтобы платить за возобновляемую энергию 15-18% от тарифа. То есть энергию от солнечных станций забирает государственная компания по фиксированной административно установленной цене и сразу же продает на рынке по более высокой ликвидной цене РДН (рынок в сутки вперед) или с небольшим дисконтом по двусторонним договорам. Военный коммунизм, по другому не именовать.

Убытки для госбюджета в результате непродуманных действий. К примеру, до “реформ” 2020 г. возобновляемая энергетика ни разу не брала ни копейки бюджетных средств.

С 2021 г. она их и дальше не берет, но с целью доставить приятное политическим спонсорам была пролоббирована норма, что 20% зеленого тарифа платится напрямую из госбюджета. Норма осталась “мертвой”, никаких фактических выплат. Но есть.

Или другой пример – в конце 2019 г. НКРЭКУ путем подделки прогноза выработки ВИЭ установило заниженный тариф для НЭК “Укрэнерго”, а тот, в свою очередь, не смог выполнить обязательства перед ГП “Гарантированный покупатель”.

В бюджете этой государственной компании образовалась дыра в размере 22,4 млрд. грн., которую после двух лет споров и угроз инвесторов и доноров пришлось покрывать путем выпуска облигаций НЭК “Укрэнерго”, гарантированных государством.

Госбанки являются самыми большими заложниками беспорядка в энергетике. Их exposure на проекты возобновляемой энергетики достигает миллиарда евро в кредитовании государственных энергокомпаний.

Большими суммами рискует в Украине второй крупнейший иностранный инвестор в экономику – ЕБРР.

Хаос в государственном регулировании энергетики оказал существенное влияние на способность ЕБРР и других МФО финансировать любые проекты, кроме гарантированных бюджетом Украины.

Энергетика и война

В последние годы перед атакой в феврале 2022 г. зависимость Украины от энергоносителей из страны агрессора росла и достигала фантастических 80%.

Может, кто забыл победные речи Председателя комитета ТЭК ВРУ Андрея Геруса на каналах Коломойского и Пинчука относительно импорта энергии из Беларуси?

Поставки дизеля из Московии и Белоруссии вообще стали безальтернативными и зарабатывали на них активно спонсоры войны.

В упадке собственной переработки ни одной вины действующей власти нет, все заводы остановились и не были модернизированы задолго до их прихода во власть.

Но кейс с государственным регулированием цен на нефтепродукты во время войны, из-за которого существенно пострадали миллионы граждан, забывать нельзя.

Устанавливаем ценовые ограничения и начинаем регулировать рынок. Результат – половина страны остается без топлива. Странную логику защищают пиаром несколько недель, но ситуация давит, поэтому ограничения снимаются. Остается вопрос – а зачем все это было?

Россияне контролируют пять облэнерго в Украине, а работавший на них Валерий Тарасюк возглавлял регулятор НКРЭКУ в течение длительного времени и сохраняет должность члена комиссии и сейчас. Полномочия Тарасюка истекают только в 2025 году.

В недавнем интервью министр Галущенко признал , что при расчете энергобаланса учтена работа по крайней мере трех из шести энергоблоков оккупированной московитами крупнейшей в Европе Запорожской АЭС в городе Энергодар.

Мы уже видели прагматическое уничтожение оккупантами объектов транспортной и энергетической инфраструктуры. Вполне вероятно, что кафиры попытаются возобновить поставки атомной энергии в Крым и физически уничтожить, взорвать взрывчаткой линии в центральную часть Украины.

Не будет ли Украина после этого импортировать энергию вместо экспорта этой зимой? Масштаб трагедии ЗАЭС еще предстоит осознать. У подонков нет ничего святого, будем еще свидетелями ядерного шантажа, увидим еще заминированные реакторы.

Уже три месяца как “Нефтегаз” контролирует чуть ли не 200 конфискованных АЗС Glusco, которые, конечно же, так и не заработали. А были в частных руках – через неделю уже торговали бы.

Все, к чему касается рука государственного управленца в Украине – увядает и гниет, пора с этим смириться. У нас должно быть как в США – доля госсектора менее 1%, а не как в Китае более 70%.

Выводы неутешительны: мы уверенно двигаемся к катастрофе

Можно было бы продолжать перечень накопившихся проблем. Но давайте подумаем над несколькими вопросами. Могла бы Россия развязать войну, если бы не имела доходов от своего энергетического оружия?

Есть ли у Украины шанс выиграть войну в условиях гиперинфляции и остановки реального сектора экономики? Как долго будет нас мир спонсировать, и на какие цели?

И самый главный вопрос: что важнее для президента и его команды? Готовы ли они ампутировать коррупционную опухоль? Готовы ли они на непопулярные тарифные действия? Ибо если нет, то впереди тьма и унижение вместо успешной жизни в свободной европейской семье. (Игорь Тынный,

предприниматель, соучредитель Украинской ассоциации возобновляемой энергетики, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Добавить комментарий