Диверсификация энергоснабжения, или проще – использование различных источников энергии – в последнее время уже не вопрос, а вынужденная необходимость. Экологическая организация “МувГрин” проанализировало возможные выгоды использования возобновляемых источников энергии для Кыргызстана.
Это актуально и в глобальном плане, и именно для страны
Анализ основных мировых энергетических стратегий показывает, что страны перешли в новую плоскость конкурентности. Сейчас все хотят достичь энергонезависимости и получить звание самой экологической страны, не теряя при этом темпа развития собственной промышленности.
90% электроэнергетики Кыргызстана зависит от наличия воды в реках. И в условиях дефицита собственных топливно-энергетических ресурсов, изменения климата и прогнозируемого уменьшения гидроэнергетического потенциала, сокращения доступности водных ресурсов развитие использования технологий возобновляемой энергетики для Кыргызстана критически необходимо.
Конечно, нужна и трансформация структуры потребления энергии: Кыргызстан входит в число 15 наиболее энергоемких стран мира, что для страны без тяжелой промышленности – показатель крайней расточительности.
И все эти вызовы требуют немедленного решения.
У Кыргызстана большой потенциал
Кыргызстан имеет уникальные условия для использования зеленых технологий.
Потенциал возобновляемых источников энергии в стране оценивается в 5 000 млн. кВтч-год на водных объектах, более 490 млн. кВтч-год – на солнечных, и 45 млн. кВтч-год – на ветровых.
Потенциал сбережения энергии за счет повышения эффективности использования энергии во всех секторах оценивается в 38 млрд. кВтч-год (40% от общего объема энергопотребления).
Что происходит сейчас
Сейчас состояние возобновляемой энергетики в Кыргызстане имеет несколько обратный характер – разработка государственных инструментов развития рынка технологий существенно запаздывает.
С 2005 г. правительству Кыргызстана рекомендуют разработать нормативно-правовую базу и создать отдельный госорган, который займется развитием возобновляемой энергетики и энергоэффективности.
Но до сих пор этим занимается Министерство энергетики республики, а законодательство ограничивается рамочными законами (отсутствуют механизмы применения этих законов).
Экспертное сообщество не раз отмечало, что реально принимающие решения в КР люди на мероприятия по обсуждению проблем энергосектора почти не приходят.
Некоторый прогресс наметился после 2020 года, но все же многие юридические и технические вопросы остаются по-прежнему нерешенными:
– вопросы трансформации земель все еще не отрегулированы законодательством;
– технические условия и требования для подключения отдельных видов ВИЭ к сети не разработаны даже на стадии проектов документов.
Но, несмотря на это, спрос на эффективные решения теплоснабжения и электроснабжения есть, и он влечет некоторый рост числа компаний – поставщиков технологий, расширение и наращивание опыта реализации проектов возобновляемой энергетики в различных секторах. Внедрение таких проектов часто реализуется как “пилотирование” и демонстрация, чаще в общественных зданиях, при содействии международных организаций, с заявкой на дальнейшее масштабирование, или в качестве современных способов оптимизации затрат на энергообеспечение заинтересованными бизнес- организациями на своих предприятиях.
Таким образом, постепенно накапливается минимальная основа. И при правильном подходе структурно сдвинуть развитие энергосектора в сторону диверсификации источников и повышения эффективности потребления очень даже возможно.
Что мешает?
Основная преграда – несоразмерная цена за электроэнергию и тепло.
Использовать энергию дешевле, чем “вкладываться” в энергосберегающие и энергоэффективные технологии или в выработку дополнительной энергии на ВИЭ-установках.
Это также оттесняет на второй план использование других источников возобновляемой энергии (биогаза, ветра, солнечной энергии, малой гидроэнергетики и т. д.). Они в Кыргызстане есть, но стоят намного дороже, чем электричество гидро- и угольных электростанций.
Текущие вложения в энергосектор Кыргызстана (более $2 млрд. за последние 15 лет) в целом позволяют разомкнуть проблемный цикл: благодаря инвестициям улучшается качество услуг населению и повышается готовность граждан к увеличению тарифов.
В кыргызском обществе повышение тарифов на электроэнергию и тепло табуировано. Но это все равно рано или поздно произойдет – техническое оборудование энергетических систем советских времен имеет резерв, но не бесконечный. Поэтому сейчас самое время воспользоваться этой отсрочкой и “решить” энергокризис без народных волнений.
Инвестиции в энергетику – в основном заемные деньги. И чтобы вернуть их без проблем и без ущерба другим отраслям экономики, энергетика должна быть самоокупаемой за счет повышения тарифов. Опыт других стран показывает, что переход к самоокупаемости тарифов – это всегда политический выбор и ключ к долгосрочной финансовой устойчивости.
Ряд исследований и опросов пользователей технологий возобновляемой энергетики показывает, что проблемы остаются прежними. Среди них:
– сложности проектирования и интеграции установки ВИЭ в существующую систему энергоснабжения из-за необходимости индивидуально подбирать источник ВИЭ и рассчитывать характеристики, отсутствие типовых решений и руководства проектирования ВИЭ установок;
– нехватка регулирования взаимоотношений и взаиморасчетов между участниками рынка – водопользователи, местные органы власти, энергоснабжающая организация, пользователь установки;
– нехватка кадрового потенциала, способного своевременно и квалифицированно произвести монтаж, подключение и техническое обслуживание установок ВИЭ,
– ценовой диапазон – малый спрос на технологии возобновляемой энергетики обуславливают малые объемы ввозимого оборудования в страну, что обратно пропорционально влияет на стоимость технологий.
Что нужно сделать сегодня?
Нужно менять вектор развития. Нужны более качественные трансформации. Нужно, чтобы государство разрабатывало программы, совершенствовало законодательство в этой сфере, финансировало переход на возобновляемые источники энергии и само переходило на них. И обязательно с участием всех заинтересованных сторон: государства, частного сектора и индивидуальных потребителей.
“МувГрин” разработал и практические рекомендации для правительства Кыргызстана:
– запустить широкую информационную кампанию с качественным освещением о предмете ВИЭ, сфере применения, методе подбора, стоимости монтажа и эксплуатации, реальных выгод в энергосбережении или улучшении комфорта и др. для повышения экологической сознательности и ответственности общества и отдельных его членов перед природой и будущими поколениями в области использования и сохранения ресурсов;
– принять меры для повышения интереса пользователей к энергоэффективности и возобновляемым источникам энергии, в том числе через повышение тарифов на электро- и тепловую энергию и другие способы мотивации;
– создать условия для развития отечественного производства энергоэффективного, энергосберегающего оборудования и установок ВИЭ – с целью сокращения зависимости от импортных технологий;
– урегулировать ответственность поставщиков ВИЭ-оборудования в подзаконных актах к Закону “О ВИЭ” по обеспечению работоспособности оборудования во избежание скомпрометирования зеленых технологий подходом “разовые продажи ради прибыли”;
– ввести специализированные программы в образовательных учреждениях, посвященные выпуску отечественных высококвалифицированных кадров в сфере энергоэффективности, возобновляемой и альтернативной энергетике;
– принять нормы по целенаправленному развитию энергосервисных компаний в Законе КР “Об энергосбережении” для продвижения защиты интересов клиентов: энергосервисный договор дешевле, проще, эффективнее;
– сбалансировать политику энергетического сектора с развитием энергоэффективности конечного пользователя наряду с наращиванием генерирующих мощностей.
Преимущества перехода на технологии возобновляемой энергетики:
– сокращение выбросов парниковых газов, вклад в смягчение последствий изменения климата и исполнение страновых обязательств перед РКИК ООН: использование энергии, непрерывно возобновляемой за счет естественно протекающих природных процессов, по международным методикам расчета выбросов парниковых газов – не имеет воздействия на изменение климата;
– снижение доли импорта нефтяного топлива, сокращение зависимости от импортируемых топливно-энергетических ресурсов улучшает платежный баланс страны и способствует ее макроэкономической стабильности;
– увеличение стабильности энергообеспечения за счет диверсификации;
– обеспечение конкурентоспособного энергоснабжения для всех категорий потребителей, в любых территориальных локациях, с созданием новых возможностей для удаленных сельских местностей;
– развитие новых экономических возможностей для частного сектора и государства, с продажей “зеленых сертификатов”, сокращение загрязнения воздуха (тепловые электростанции являются источниками выбросов углекислого газа, диоксидов, окиси азота, двуокись серы и других вредных веществ) и решение вопросов смога над городами. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)