Почему Украине следует развивать нефтеперерабатывающую отрасль и как это можно делать даже во время войны? Комментарий Анатолия Костюха, народного депутата Украины, члена Комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.
До начала полномасштабного вторжения России большую часть горючего Украина импортировала из России и Беларуси.
Однако сейчас мы отказались от импорта из этих стран, так что нам пришлось переориентироваться на поставки топлива из ЕС.
Налаживание новых логистических путей и наработка новых связей и, конечно, сильное ограничение стоимости горючего стало основной причиной, спровоцировавшей топливный кризис в апреле-июне этого года.
При этом до войны в Украине продавалось не только российское и белорусское топливо. Значительную часть рынка занимало топливо украинского производства.
Еще в феврале Кременчугский нефтеперерабатывающий завод обеспечивал страну недорогим топливом украинского производства почти на треть.
Его производили из нефти, которую добывала государственная компания “Укрнафта”. Разрушение инфраструктуры Кременчугского НПЗ стало одним из катализаторов, повлекших за собой топливный кризис в стране.
Также на внутреннем рынке работал Шебелинский нефтеперерабатывающий завод. Хотя он и производил горючее в значительно меньших масштабах, но считался достаточно перспективным предприятием, которое со временем могло нарастить объемы.
Этот завод был структурным подразделением “Укргаздобычи” и производил собственные марки бензинов под брендом Shebel.
С начала полномасштабной войны враг активно обстреливает нашу инфраструктуру нефтепродуктов – начиная с нефтебаз и заканчивая мини-НПЗ.
Поэтому вопрос восстановления украинской нефтепереработки не актуален, по крайней мере, до завершения войны. Однако после нашей победы к нему следовало бы вернуться, если бы мы хотим обеспечить свою страну доступным горючим, а также усилить энергетическую независимость Украины.
Следует также заметить, что до войны Украина добывала значительный объем нефти – до 2 млн. тонн, и после уничтожения нашей нефтеперерабатывающей отрасли добыча продолжается.
Обеспечив переработку сырья госкомпаний в наших ближайших союзников, мы могли бы получить дешевое топливо для ВСУ.
Национальный производитель горючего
На момент обретения независимости в Украине работало семь крупных нефтеперерабатывающих предприятий – Кременчугский, Лисичанский, Херсонский, Дрогобычский, Одесский, Наддворнянский и Шебелинский. Однако до середины 2010-х функционировали только два – в Кременчуге и Шебелинке.
Главным производителем украинского топлива был именно Кременчугский НПЗ, которым владеет компания “Укртатнафта”. Это предприятие основано в 1996 году, когда Украина испытывала острый дефицит горючего как совместная компания Украины и российской республики Татарстан (отсюда, собственно, и название).
Согласно договоренностям, россияне должны поставлять нефть в Кременчуг, где она должна перерабатываться, а продукция продавалась бы на украинском и российском рынках.
Прибыль согласно договору вкладывали в модернизацию предприятия и делили между акционерами.
Схема более-менее нормально работала до середины 2000-х, однако со временем татары начали снижать поставки нефти, а также перестали выделять деньги на модернизацию горючего.
Это привело к сокращению производства. В настоящее время на завод и обратили внимание бизнесмены группы “Приват”, которые еще с 90-х параллельно с банковским бизнесом активно работали на рынке горючего.
В 2007 г. “приватовцам” удалось изменить менеджмент в компании, и это было сделано не без скандала. Россияне заявили о рейдерском захвате компании и с тех пор полностью прекратили поставки нефти на Кременчугский НПЗ.
С тех пор судьба завода связана с полугосударственной компанией “Укрнафта”, где приватовский менеджмент сидел с 2003 г.
При этом сами “приватовцы” говорят, что спасли государственные активы от банкротства, а партнерство Кременчугского НПЗ и “Укрнафты” позволяет обеспечить население и бизнес Украины дешевым топливом.
Хотя частично они и правы, такое партнерство обходилось государству достаточно дорого. По данным журналистских расследований, из-за аукционов “Укрнафты” государство теряло миллиарды гривен. Чего стоит толлинговая схема, когда нефть продается компании-агенту, которая в свою очередь передает ее обратно “Укрнафте”.
Далее “Укрнафта” передавала ресурс для переработки Кременчугскому НПЗ, а полученные нефтепродукты продавались на заправках той же “Укрнафты”.
При этом госкомпания теряла большие деньги на авансовых выплатах неизвестным фирмам. Так, по данным ZN.UA, только в 2015 г. эти компании не вернули “Укрнафте” 3,5 млрд. грн. А “Укрнафта” полностью рассчиталась с НПЗ.
Кроме “Укрнафты” и “Укртатнафты” в обойме группы “Приват” были также 196 операторов АЗС, входивших в группу “Авиас”. В свое время АМКУ обвинил их в монопольном сговоре и наложил самый большой в истории Украины штраф в 4,7 млрд. грн. Что любопытно, “Приват” так и не заплатил – судиться они любят и умеют.
В качестве еще одной части украинской нефтепереработки можно выделить мини-НПЗ. Хотя это словосочетание и вызывает устойчивую ассоциацию с некачественным горючим “бродягой”, отнести к нелегальному бизнесу мини-НПЗ можно только условно.
Большинство малых нефтеперерабатывающих предприятий были официально зарегистрированы и даже платили налоги.
По данным консалтинговой группы “А-95” , в основном такие предприятия зарегистрированы как производители различных фракций, лакокрасочных компонентов и растворителей.
На мини-НПЗ производили нефтепродукты стандарта Евро-3 (экологический стандарт, введенный в 1999 г. Евро-4) и Евро-4, которые дальше по поддельным товарным кодам под видом неподакцизной продукции (растворителей, лакокрасочных компонентов, омывателей) сбывали на АЗС и уже далее продавали там конечным потребителям.
В 2020 году в Украине с разной эффективностью работало 24 таких предприятия.
В 2021 году общий теневой рынок бензина составляет 488 тыс. тонн, из них 335 тыс. тонн – это производство бензина на мини-НПЗ (в 2020 году потребление бензина в Украине составило 1,8 млн. тонн).
В целом из-за деятельности таких предприятий государственный бюджет недополучал 4 млрд. грн.
Основным поставщиком сырья для мини-НПЗ были (и остаются) частные газо- и нефтедобывающие предприятия. В месяц они добывали около 30-35 тыс. тонн газового конденсата, являющегося сырьем для производства бензинов.
В отличие от крупных производителей типа Кременчугского или Шебелинского НПЗ, мини-НПЗ не имеют дорогостоящего оборудования, поэтому на выходе производства у них выйдут низкооктановые компоненты.
Из этого компонента можно приготовить бензин, если добавить нужные присадки или правильно смешать другие компоненты (при определенной температуре и давлении).
Для повышения октанового числа продукции мини-НПЗ часто используются смесь октаноповышающих компонентов – метил-трет-бутилового-эфира, метанола и других спиртов.
В общем, этот бизнес активно работает и сейчас. Хотя мини-НПЗ и подвергаются беспощадным обстрелам со стороны российских оккупантов, но во время топливного кризиса мини-НПЗ позволили частично наполнить страну дефицитным бензином.
О настоящем и будущем отрасли
По состоянию на сегодняшний день со всей нефтепереработки у нас остались только мини-НПЗ, которые правдами и неправдами дают стране полулегальный бензин, используя газовый конденсат украинских добытчиков. Однако они почти не производят дизельное топливо.
После остановки Кременчугского НПЗ без переработки остался ресурс “Укрнафты”. В 2021 г. компания добыла примерно 1,4 млн. тонн нефти, что составляет более половины всей нефти украинской добычи.
Запустить Кременчугский НПЗ к победе мы не можем, поскольку есть большие риски повторного попадания в инфраструктуру завода. Но ресурс “Укрнафты” можно было бы перерабатывать по так называемой “толлинговой схеме” у наших ближайших соседей.
Одним из наших крупнейших союзников является Польша, где крупным игроком на рынке является PKN Orlen. Эта компания образовалась в 1999 г. в результате слияния Petrochemii Plock SA и государственной компании Centrala Produktow Naftowych.
Ключевым акционером PKN Orlen является государственная казна, владеющая 27,52% акций компании, 7,59% акций принадлежит популярному в Польше пенсионному фонду Nationale-Nederlanden OFE, 6,36% польскому пенсионному фонду Aviva OFE Aviva Santander.
Предприятию принадлежат 3 нефтеперерабатывающих завода на территории Польши, 3 на территории Чехии, а также один завод в Литве.
Кроме того, компания владеет 1700 АЗС, которые представлены даже в Германии. В прошлом году ходил слух, что Orlen хочет зайти в Украину и открыть свои АЗС на базе заправок “Укрнафты”.
Принимая во внимание наше сотрудничество с Польшей в вопросе поставки в Украину горючего, а также потенциал этой крупнейшей в Польше компании, можно говорить о том, что Orlen является наиболее вероятным партнером по переработке украинской нефти и производству из нее горючего.
Поставки нефти можно будет наладить железнодорожным транспортом или через трубопроводы.
Последнее интересно в контексте того, что украинскую нефть можно будет поставлять через Словакию в Чехию, где у Orlen есть нефтеперерабатывающие мощности, которые представлены под брендом ORLEN Unipetrol.
Таким образом, в Чехии можно было бы перерабатывать украинскую нефть и получать по толлинговой схеме горючее – по оценкам экспертов до 80 тыс. тонн бензина, дизтоплива, авиатоплива, битума в месяц.
К тому же Orlen вполне могла бы зайти в Украину после нашей победы, чтобы помочь отстроить украинскую нефтепереработку. Более того, эта компания могла бы стать партнером “Нафтогаза” и помочь в бурении и добыче газа на Черноморском шельфе.
Выгодно ли будет польской компании развивать нефтепереработку в другой стране?
Это может быть выгодно, потому что нефтеперерабатывающие мощности в мире дефицитны и сейчас нефтепереработка является довольно прибыльным делом. Даже учитывая тренд на отказ от ископаемого горючего и теоретическую возможность перехода всей Европы на электрокары, нефтехимическая промышленность никуда не денется. Она быстрее перепрофилируется на производство другой продукции – например, пластмассы. (Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)