Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: энергетика Банковой – единственный трейдер электроэнергии в ЕС

Для продажи электроэнергии странам ЕС будет создана по инициативе Офиса президента компания. Зачем государству еще один монополист, если генерирующие компании могут сами реализовывать электроэнергию в соседних государствах?

Чем занимаются власти накануне сложнейшего отопительного сезона в истории на фоне событий на Запорожской АЭС? Создает единственного трейдера электроэнергии, для работы которого с первых дней возникает много вопросов.

Несмотря на заверение профильного министерства, что новый игрок будет “таким же участником рынка, как и все остальные”, с самого начала он получает эксклюзивные условия.

Начиная с неограниченного доступа к государственной электроэнергии и заканчивая сомнительными соглашениями об отсрочке платежей за ресурс.

Следующим шагом, говорят участники рынка, могут стать непонятные экспортные контракты с просадкой маржи на счетах оффшорных компаний. Все это происходит под наблюдением представителей Офиса президента.

Зачем в сложные для страны времена создавать очередную государственную монополию, и какими могут быть последствия?

Энергетика Банковой

“Офис президента и Кабинет министров управляют энергетикой в ручном режиме как трактором. Приятно или неприятно об этом слышать, но так не должно быть”, – говорил год назад известный в энергетическом секторе бизнесмен Игорь Тынный.

Эти слова ярко отражают нынешние реалии в энергетике с небольшим уточнением: похоже, Офис президента управляет энергетикой без помощи правительства или профильного министерства.

Если раньше это были слова отдельных бизнесменов и чиновников, то недавно эти слова получили документальное подтверждение.

8 августа состоялось заседание комитета по электроэнергетике с участием почти всех руководителей профильных ведомств и компаний.

На заседании присутствовали министр энергетики Герман Галущенко, вице-президент “Энергоатома” Якоб Хартмут, советница премьера Наталья Бойко, председатель НКРЭКУ Константин Ущаповский, и. о. гендиректора АО “Оператор рынка” Александр Гавва, председатель правления “Укрэнерго” Владимир Кудрицкий, заместитель гендиректора “Укргидроэнерго” Богдан Сухецкий, и. о. директора ГП “Гарантированный покупатель” Андрей Пилипенко, член дирекции “Центрэнерго” Алексей Кураков, руководитель АО “Энергетическая компания Украины” Виталий Бутенко.

Председательствовал на встрече не премьер или министр энергетики, а заместитель главы Офиса президента Андрея Ермака Ростислав Шурма.

Комитет рассматривал важные вопросы не только для отрасли, но и для всей страны. К примеру, о двукратном повышении стоимости электроэнергии для бизнеса.

Это не единственный случай, когда Офис президента выполняет несвойственные ему функции. По словам собеседников ЭП в правительстве, заместителю Ермака принадлежит идея создания единственного государственного трейдера электроэнергии.

“Придумал Шурма и попросил Бутенко разработать концепцию. Тот нарисовал и представил. Взяли в работу”, – отмечает один из собеседников ЭП.

Глава АО “Энергетическая компания Украины” (ЭКУ) Виталий Бутенко – бывший топ-менеджер ДТЭК Рината Ахметова, которого в 2021 г. уволили из группы из-за неудачных торговых операций с газом. Позже он создал компанию “ТЭТ-групп”, фигурировавшую в “схемном” импорте электроэнергии в Украину из Беларуси.

Опыт и профессиональные качества Бутенко под сомнение никто не ставит, но как новой компании удалось быстро выбросить из процесса импорта в Украину электроэнергии государственный “Энергоатом” и включить в цепочку поставок дубайского посредника?

Ничем, кроме врожденного таланта трейдера и безупречных коммуникационных способностей такой успех объяснить нельзя. Однако белорусский импорт уже история.

Гораздо важнее, чтобы единственный государственный трейдер, возглавивший Бутенко, проводил все операции прозрачным и рыночным способом. По крайней мере, министр энергетики Галущенко уверял, что так оно и будет.

“Речь не идет о монополии, каких-то специальных правилах или эксклюзивных исключениях для государства – правила останутся для всех одинаковые”, – убеждал министр.

Правда, он говорил это тогда, когда идея создания единственного государственного трейдера только разрабатывалась. Теперь же к новому игроку на рынке электроэнергетики возник вопрос.

Новый игрок для экспорта в ЕС

После синхронизации украинской энергосистемы с энергосистемой ЕС стало понятно, что поступления от продаж электроэнергии за границу могут достигать миллиардов долларов.

Эти средства способны перекрыть доходы от транзита российского газа, который Украина гарантированно потеряет.

Стоимость электроэнергии на рынке на сутки вперед (РДН) в Румынии, Венгрии и Словакии составляет 650 евро за МВт-час, тогда как в Украине – 84 евро за МВт-час.

При экспорте электроэнергии при жесткой конкуренции большая доля прибыли должна оставаться в государственной компании “Укрэнерго”, которая продает на аукционах право доступа к межгосударственного пересечения.

Кроме того, правительство обязало экспортеров перечислять 80% дохода для обеспечения низких цен на электроэнергию для бытовых потребителей.

Даже несмотря на это, экспортные контракты могут обеспечить единому трейдеру большие прибыли и при определенных обстоятельствах негативно повлиять на поступление “Укрэнерго”.

Понимали это и украинские чиновники, поэтому подготовка к экспорту через единственного трейдера началась еще до начала коммерческого обмена электроэнергией между Украиной и ЕС.

Для этого не создавали специальную компанию, а использовали АО “Энергетическая компания Украины”, работающее с 2004 года. Вероятно, чтобы сэкономить время.

“Начало активной коммерческой деятельности в сжатые сроки является приоритетом для менеджмента”, – пояснил Бутенко.

Запустить процесс удалось быстро. 5 июля компания получила лицензии на поставку электроэнергии и газа, в конце месяца стала участником рынка электроэнергии, через три недели начала поставлять электроэнергию на внутренний рынок.

Тогда же компания впервые пришла на аукцион Укрэнерго по покупке доступа к межгосударственного пересечения и получила контроль над половиной экспорта электроэнергии.

Уже на этом этапе возникают вопросы обещания профильного министерства, что трейдер “будет таким же участником рынка, как любой другой”. Дальше этих вопросов стало больше.

Эксклюзивный трейдер

Одно из главных преимуществ государственного трейдера – неограниченный доступ к ресурсу государственной генерации. В первую очередь – к электроэнергии “Энергоатома”. Впрочем, как оказалось позже, это не единственная привилегия “Энергетической компании Украины”.

Этот трейдер действует не на рыночных условиях, для него постоянно что-то придумывают. Когда такое происходит, это ничего общего с равными условиями нет”, – говорит собеседник ЭП в правительстве.

Для старта работы ЭКУ закупила значительный объем электроэнергии у “Энергоатома”. Позже, по данным источников ЭП, трейдер обратился к госкомпании с просьбой подписать дополнительное соглашение, в котором попросил закрепить возможность отсрочки оплаты на 90 дней.

Почему это вдруг? Если этот трейдер просит такую отсрочку, то он никакой не трейдер. Это значит, что он просто стал прокладкой. В таких условиях с радостью будет работать любая компания. Что это, как не эксклюзивные условия? – возмущается представитель одной из компаний-участников энергорынка.

Соглашается с ним и один из народных депутатов.

“На такую отсрочку будет стоять очередь желающих. Три месяца – первый признак, что это “схемная” история, а не рыночный трейдер.

Когда “Энергоатом” одному покупателю дает такие условия, а другому нет, это злоупотребление монопольным положением. Почему дал? За взятку или нет? Должны быть одни правила для всех”, – возмущается он.

В будущем могут возникнуть вопросы законности этого соглашения. По данным источников ЭП, директор “Энергоатом-трейдинга” Екатерина Данилкова не подписала приложение к упомянутому соглашению, из-за чего утратила должность.

Вместо нее “Энергоатом-трейдинг” возглавил представитель ЗАЭС Владимир Маткин, которого собеседники ЭП называют “человеком министра энергетики Германа Галущенко”.

Вопросы к новой компании

С первых дней в ЭКУ возникают, по крайней мере, три больших вопроса, однозначного ответа на которые пока нет. Тем более что слова власти о “равных правилах для всех игроков” остаются только словами.

Первый вопрос – нужна ли такая компания. Почему государственные производители электроэнергии не могут экспортировать собственный ресурс? “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” это уже делали.

Есть “Энергоатом-трейдинг”, где работают более 100 человек. Это штат крупного европейского трейдера. Что эти люди будут делать, если они не смогут торговать с ЕС?” – спрашивает один из участников рынка.

Второй вопрос – не пострадает ли конкуренция.

Если трейдер на эксклюзивных условиях будет выкупать государственную электроэнергию, то на торги за пересечение будут приходить ЭКУ, ДТЭК и еще несколько компаний. Из-за этого есть риск, что конкуренция на аукционах упадет, а вместе с ней – доходы “Укрэнерго”, – говорит менеджер одной из государственных компаний.

Как известно, за неполные два месяца “Укрэнерго” получила от экспорта более 2,5 млрд. грн.

Могут возникнуть вопросы и у европейских партнеров, поскольку их ключевое требование – прозрачные и конкурентные правила для всех игроков рынка.

Третье и ключевое – коррупционные риски.

Всем обещали, что это будет рыночная история. Судя по тому, как все начинается, следующим шагом может стать появление каких-то непонятных экспортных контрактов, особенно учитывая “дубайский опыт” импорта из Беларуси.

Где гарантия, что не будет сговора со словацким или румынским трейдером? При цене в Румынии 700 евро за МВт-час не предложит ли государственный трейдер своему контрагенту купить электроэнергию на 50 евро дешевле, а часть разницы перевести “оффшорцы” за “информационно-консультационные услуги?” – спрашивает высокопоставленный собеседник правительства.

Не менее важный вопрос – зачем вообще нужен этот трейдер в то время, когда внимание мира приковано к событиям на Запорожской АЭС. Потенциальная потеря станции будет означать минус 6 тыс. МВт мощности для энергосистемы страны.

При негативном сценарии зимой Украина может забыть об экспорте и миллиардных поступлениях. Наоборот, тогда придется искать средства для импорта электроэнергии. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version