Миссия МАГАТЭ наконец доехала до Запорожской АЭС . Их короткое, хотя и долгожданное пребывание в Киеве пока никакой конкретики не дало. Перспективы – постоянное представительство миссии на АЭС. Миссия гарантии безопасности получила как от Украины, так и РФ. Украине от миссии никаких гарантий безопасности не светит.
Вопрос безопасности на крупнейшей европейской АЭС встал настолько остро, что дошел до самых высоких кабинетов. Президент США Джо Байден разговаривал с руководителями Британии, Германии и Франции о Запорожской атомной электростанции, захваченной рашистами еще в начале марта. Сообщения о результатах достаточно сдержанны: следует “избегать военных действий вблизи станции”, а также “важность визита МАГАТЭ в кратчайшие сроки для выяснения состояния систем безопасности”.
Говоря прямо, это ни о чем конкретном. Россияне, захватив Энергодар и атомную станцию, уже полгода обстреливают Никополь и Марганец, расположенные против них. Расчет предельно циничный – любой ответный огонь подается как удар по станции.
Украина с весны требует вывести войска кафиров из Запорожской АЭС и создать вокруг нее демилитаризованную зону безопасности. Россияне это игнорируют, да и мир не особо шевелился, ограничиваясь высказыванием беспокойства.
Когда в марте из-за обстрела РФ загорелся учебный корпус на самой станции, в Европе был шок. Но уже летом реакция на летящие от станции снаряды была очень сдержанной… А неприцельный обстрел Марганца и Никополя реактивными “Градами” вообще мало кого интересовал.
Мир привык к тому, к чему привыкать не стоит – к боям в районе АЭС. Только в середине августа Европейский Союз, наконец, смог публично призвать “немедленно вывести свои вооруженные силы и другой неуполномоченный персонал из Запорожской АЭС, ее ближайших окрестностей… чтобы оператор (НАЭК “Энергоатом”) и украинские власти могли восстановить свои суверенные обязанности”. Законный операционный персонал мог выполнять свои обязанности без постороннего вмешательства, угроз или неприемлемо тяжелых условий труда”.
Россия на этот призыв даже не ответила.
Зато продолжилось шоу с визитом делегации Агентства ООН по атомной энергетике (МАГАТЭ) на станцию. Они так долго к нам собирались, что это превратилось в отдельный спектакль.
Вообще во время войны агентство продемонстрировало почти полную беспомощность, за полгода так и не осмелившись выразительно осудить захват атомной электростанции. Вместо этого регулярно выражало обеспокоенность ситуацией, так и не указав, кто в этом виноват.
При этом Россия была не против визита в ЗАЭС его делегации, не без основания полагая, что это в определенной степени легитимирует присутствие там кафиров.
Тем более, что украинский персонал, работая в самых сложных условиях давления, все же обеспечивает эксплуатацию. Конечно, присутствие захватчиков влияет на ситуацию и ядерную безопасность не улучшает. Кроме психологического давления и постоянных боевых действий, нарушена и система поставок оборудования и запчастей.
По словам генерального директора МАГАТЭ Рафаэля Гросси, “на станции нарушены все принципы ядерной безопасности”. Все правильно, только это не заявление организации, а личное мнение руководителя, высказанное в интервью.
Так и не дождавшись внятной позиции от агентства, Украина, чтобы хоть как-то разрядить обстановку вокруг станции, попросила провести инспекцию. Как и ожидалось, Кремль и здесь попытался изловчиться, например, пожелав, чтобы делегация МАГАТЭ добиралась в Энергодар через аннексированный Крым.
Украина на это категорически не соглашалась. Президент Владимир Зеленский заявил, что никаких объективных препятствий визиту миссии МАГАТЭ на Запорожскую АЭС нет. “Мы обсудили с главой ООН параметры и то, что миссия может очень быстро и безопасно попасть на станцию легальным способом через свободную территорию нашего государства. И только так”, – подчеркнул он.
В итоге делегация приехала именно по украинскому маршруту. Однако нужно называть вещи своими именами: спор вокруг маршрута объективно был банальной игрой Москвы. Повторим сам визит, несомненно, в результате Кремль использует для попытки легитимизировать присутствие рашистов на станции.
Более того, постоянно поступает информация о подготовке провокаций в период проведения инспекции. Артобстрелы уже были, поэтому “можем повторить” (естественно, обвиняя в них Украину).
Российское медийное пространство забито вбросами (совершенно бредовыми, но для внутреннего потребления взойдет) о “ржавой ЗАЭС” и как МАГАТЭ этому способствовало.
Украина предлагала создать вокруг станции демилитаризованную зону, которую поддержали ООН, МАГАТЭ, ЕС и другие страны. Генсек ООН заявил, что “объект не следует использовать в рамках какой-либо военной операции”.
Россияне отреагировали своеобразно. Оказалось, что, по мнению их экспертов, порок предложения в том, что “ее цель прекратить спецоперацию (читай – войну) в этом районе”. “Оказывается массированное давление со стороны разных стран и международных организаций, чтобы создать там какую-то особую зону”, – считают они.
В общем, когда в районе станции тихо, это снижает ее безопасность. Логично, чего там…
На днях госдума РФ даже выдвинула ООН и МАГАТЭ новые претензии. Конечно, по их версии, во всем виновата Украина, а так написали правильно: “Ракетно-артиллерийские удары подвергается критически важной инфраструктуре ЗАЭС, нарушение ядерной и физической безопасности которой грозит масштабной катастрофой в центре Европейского континента”.
Но вот убрать войска со станции, как уже отмечалось, для Кремля и думы не вариант. Поэтому и потребовали “прекратить поставки оружия для украинских военных”. Очевидно же, она мешает россиянам совершать те же ракетно-артиллерийские удары по противоположному берегу. Минобороны России и ТАСС умудрились обвинить Украину даже в обстреле Хмельницкой АЭС (пока “эксперты” просто перепутали название).
Из вялотекущего позитива можно отметить, что россияне вывели часть своей тяжелой техники, расположенной непосредственно в первом и втором энергоблоках. Однако она остается совсем рядом со станицей. Так же, как и позиции реактивных установок, стрелявших через водохранилище по Никополю.
Пока вяло проходит “долго планируемый” визит делегации, оккупанты ведут активную работу по отключению АЭС от энергосистемы Украины. Уже тестировались линии электропередачи на Каховский энергоузел, а оттуда в Крым.
На электростанции все больше и больше российского персонала по “Росатому”. Предпринимаются попытки обеспечить техническую возможность диспетчеризации отдельно от украинской энергосистемы.
Недаром в заявлении стран Евросоюза речь шла о немедленном выводе не только вооруженных сил оккупантов, но и остальных неуполномоченного персонала .
Требование проигнорировали и работы по отключению АЭС продолжаются. “Энергоатом” уже заявлял о риске отключения в ближайшее время… Об угрозе говорил и Генсек ООН Антониу Гутерреш, призвавший не отключать АЭС от украинской энергосети, подчеркнув, что ее электроэнергия принадлежит Украине. Россия свою позицию продемонстрировала на следующий день – ракетой ударила по общежитию в Вознесенске, расположенном в 20 километрах от Южноукраинской АЭС, куда она рвалась в марте.
А 25 августа ЗАЭС впервые в своей истории “села на ноль” – отключились оба работающих реактора. Около часа ее охлаждение висело на дизелях (это аварийный и рискованный режим). Затем запустили один реактор. Второй с большим трудом смогли ввести в работу только со второй попытки. Станция держалась на одной линии электропередачи, да и то не своей.
Впоследствии “Укрэнерго” экстренно восстановило еще две линии электропередачи.
Появилась и позиция США. В Белом доме заявили, что “контролируемая остановка запорожских ядерных реакторов будет наиболее безопасным и менее рискованным вариантом”. В ближайшей перспективе контролируемое закрытие оккупированной Россией Запорожской атомной электростанции на юге Украины является самым “безопасным вариантом”.
В то же время Кремль призвали согласиться “на создание демилитаризованной зоны вокруг АЭС: “Как мы неоднократно говорили, атомная электростанция – неподходящее место для боевых действий”. Призыв к демилитаризации решисты игнорируют, а вот варианты отключения в Кремле услышат, как и тезис ООН о том, что электроэнергия из Запорожья “нужна украинскому народу, особенно зимой”.
Поэтому к зиме они ее “контролируемо” отключат (если, конечно, в процесс не вмешаются ВСУ).
И во всех планах по зиме этот сценарий следует учитывать как основной. России (и тому же оккупированному Крыму) эта энергия сейчас не нужна. Вписать Запорожскую АЭС, даже работающую в усеченном виде (работают два-три блока из шести), в энергосистему юга России очень сложно. Это реально повышает ядерные риски и снижает устойчивость системы станции. Ирония в том, что о ненадобности поставок энергии из Украины говорила даже администрация Ростовской области.
Но дело не в экономике или потребностях. Отключать как раз собираются, чтобы нанести удар по Украине. Один работающий блок – это эквивалент 10 тыс. тонн угля в сутки, а сейчас на ЗАЭС работают два. Зимний баланс и так будет очень напряженным, и необходимость обеспечить дополнительные 20-30 тыс. тонн угля его не улучшит.
А это означает веерные отключения и холод в домах. Вот, в общем-то, и вся логика захватчиков. Именно к ней нужно готовиться, а не обольщаться большими иллюзиями об экспорте электроэнергии.
Впереди сложное время, и пока над АЭС развевается украинский флаг, может произойти немало всякого. Есть поговорка “война план покажет”. Но планы при этом должны быть реальными. В поддавки враг не будет играть. (Игорь Маскалевич, zn.ua/Энергетика Украины и мира)