Эксклюзивное интервью генерального директора “Оператор ГТС Украины” Сергея Макогона агентству “Интерфакс-Украина”.
Компания из-за войны не обнародовала свою годовую отчетность. Какие результаты работы в 2021 году, по крайней мере, финансовые, и какое положение дел сейчас?
– Считаю, что 2021 год для ОГТСУ был достаточно успешным, особенно сейчас на фоне войны. Мы начали работать как независимый Оператор ГТС только в 2020 году, и фактически через год вышли на стабильную работу. В 2020 г. доход компании составил 57,6 млрд. грн., а чистая прибыль – 20,4 млрд. грн. (подтверждена независимым аудитором КПМГ). В 2021 году, несмотря на плановое уменьшение объемов транзита с 65 млрд. кубометров до 40 млрд. кубометров газа в год, доход составил 51 млрд. грн., а чистая прибыль – 20,3 млрд. грн. (аудит продолжается).
Нам удалось значительно расширить возможности транспортировки газа в Украину, что сегодня является критическим преимуществом с точки зрения энергетической безопасности. В 2021 году мощности для импорта газа из ЕС выросли вдвое – с 27 млн. кубометров до 54 млн. кубометров в сутки. Впервые с 2014 г. были созданы гарантированные физические возможности для импорта газа из Польши и Венгрии, где ранее импорт мог происходить исключительно виртуально. Благодаря этому Украина диверсифицировала маршруты импорта и получила доступ к LNG-терминалам Польши, стран Балтии, Хорватии. Также работаем над возможностями транспорта LNG из Турции и Греции.
Мы начали около 50 стратегических проектов с целью оптимизации, повышения эффективности и сокращения затрат. Были внедрены новейшие информационные системы управления целостностью ГТС PIMS, управление процессами SAP 4/HANA, системы внутреннего и внешнего электронного документооборота. Мы упростили и оптимизировали оргструктуру: вместо 32 подразделений создано 14, внедрена двухуровневая структура вместо трехуровневой, заработал единый центр Shared Services для ряда бизнес-функций.
В целях обеспечения бесперебойной транспортировки газа потребителям Украины и ЕС ОГТСУ значительно увеличил объемы выполнения производственных программ по сравнению с предыдущим оператором ГТС (Укртрансгаз – ИФ).
С момента создания в 2020 году, мы стали одним из основных доноров государственного бюджета. В 2020 году уплатили 12,6 млрд. грн. налогов, в 2021-м – 15,8 млрд. грн. “Оператор ГТС Украины” – в ТОП-10 компаний-налогоплательщиков. За первое полугодие этого года мы уже оплатили 6,8 млрд. грн.
– Сколько компания оплатила дивидендов и какие расчеты с “Нафогазом”, точнее с “Укртрансгазом” по компенсации?
– ОГТСУ по результатам 2020 года оплатил “Магистральным газопроводам Украины” (владелец корпоративных прав оператора – ИФ) дивиденды на сумму 3,6 млрд. грн. В октябре 2021 г. во исполнение решения нашего владельца – компании “МГУ” – ОГТСУ подписал договор с “Укртрансгазом” (группа “Нафтогаз”) о компенсации недополученного дохода предыдущим оператором ГТС, по которому в общей сложности должно уплатить 48 млрд. грн. В настоящее время компания уже оплатила непосредственно в пользу “Укртрансгаза” почти 40 млрд. грн. Из них 30 млрд. грн. было уплачено в 2021 году и 10 млрд. грн. – в 2022 году. Эти платежи тоже следует рассматривать в качестве квазидивидендов, потому что эти средства были направлены на финансовую поддержку “Нафтогаза” для закупки газа. Поэтому суммарно ОГТСУ уплатил живыми деньгами в виде налогов, дивидендов и квазидивидендов почти 75 млрд. грн. с начала 2020 года.
– Как война влияет на работу ОГТСУ?
– Полномасштабная военная агрессия РФ внесла значительные коррективы в наши планы, как по текущим проектам, так и по инвестициям в будущее. В первые недели войны нашей основной задачей было обеспечить безопасность сотрудников и организовать эвакуацию в безопасные регионы. Мы рассматривали возможный сценарий войны, однако не представляли до последнего, что он будет такой вот реальностью. Кроме того, благодаря предварительному планированию уже 25 февраля мы эвакуировали головной офис в резервный диспетчерский центр на Западе Украины и продолжили работу без прерываний. Но подавляющее большинство сотрудников осталось на своих рабочих местах в регионах боевых действий и обеспечивало оперативное восстановление газоснабжения после повреждений.
Война вынудила нас перейти в режим наибольшей экономии. Мы значительно просмотрели наши планы, особенно капитальные инвестиции. Сейчас фокусируемся на ремонтах и подготовке к следующему отопительному сезону, который будет очень сложным.
Главное, что благодаря нашей командной работе компания работает стабильно и, несмотря на войну, мы обеспечиваем транспортировку газа в регионы Украины. Да, есть повреждения ГТС в Донецкой, Луганской и Запорожской областях, где у нас еще нет возможности возобновить газоснабжение из-за интенсивных боевых действий, но после освобождения указанных территорий мы быстро все отремонтируем.
К сожалению, у нас есть проблемные вопросы, влияющие на финансовое состояние компании.
Во-первых, “Газпром”, в нарушение транзитного договора, уменьшил платежи почти на 30%. В мае ОГТСУ был вынужден объявить форс-мажор по точке входа “Сохрановка”, которая находится на временно оккупированной территории Луганской области, после обнаружения фактов незаконного отбора оккупантами транзитного газа из газопровода “Союз” и его направления на неподконтрольные территории, в частности, на Луганскую ТЭС. Мы предложили “Газпрому” бесплатно перенести транзит на подконтрольную нам точку “Суджа”, но он отказался и в одностороннем порядке снизил платежи на 30%. Сейчас мы с “Нафтогазом” готовимся к арбитражам с “Газпромом” на этот счет.
Во-вторых, продолжают расти долги за газ на технологические потери облгазов, которые уже превысили 30 млрд. грн. Правительство предложило решение этой проблемы через механизм ПСО, чтобы облгазы имели возможность получать достаточные объемы газа по регулируемой цене, но даже при этих условиях девять облгазов еще не подписали договоры с “Нафтогазом”: “Днепрогаз”, “Днепропетровскгаз”, “Луганскгаз” , “Мариупольгаз”, “Мелитопольгаз”, “Одессагаз”, “Харьковгаз”, “Харьковмесьгаз” и “Черновцыгаз”. Без срочного решения этого вопроса в этих регионах могут возникнуть проблемы с газоснабжением зимой.
В-третьих, ОГТСУ, согласно договору, все еще продолжает выплачивать “Нафтогазу” (“Укртрансгазу”) существенные компенсации недополученного дохода. Напомню, что МВФ рекомендовал правительству пересмотреть это соглашение и предложил наблюдательному совету МГУ дать свои выводы. Мне неизвестно, имело ли правительство переговоры с наблюдательным советом МГУ по этому поводу, как это было отмечено в Меморандуме с МВФ. Мы также самостоятельно вышли с предложениями в Министерство энергетики по поводу изменений в указанное соглашение.
Суммарно эти три фактора очень негативно влияют на финансовое состояние ОГТСУ, поэтому мы проводим постоянные консультации с правительством и регулятором НКРЭКУ о возможных шагах по улучшению ситуации.
– Как ведется подготовка к отопительному сезону?
– Несмотря на войну, ОГТСУ проделал важнейшую работу по подготовке к зиме со стороны инфраструктуры – более чем вдвое увеличил гарантированные мощности для импорта газа в Украину, а также в чрезвычайных условиях обеспечил подготовку газотранспортной инфраструктуры согласно утвержденному плану. Кроме того, мы наладили эффективное взаимодействие с международными партнерами и организациями и получаем необходимую помощь для обеспечения надежной работы ГТС.
Война – это всегда смерти и разрушения. В регионах активных боевых действий существуют серьезные повреждения инфраструктуры, перебиты газопроводы, разрушены объекты, и жители не получают газ. Прогнозировать ситуацию очень сложно. К сожалению, осуществить ремонт некоторых объектов в Донецкой, Луганской и Запорожской областях невозможно из-за постоянных обстрелов, сложной военной ситуации. Но мы быстро все отремонтируем, как только военные предоставят нам доступ. В отличие от облгазов у нас трубы большого диаметра и под большим давлением. Поэтому на ремонт должен ехать не один сварщик, а едет целая колонна машин – бульдозер, экскаватор, трубовозы, похожие на ракетовозы, и целая бригада из 10-25 человек для устранения последствий разрушений. С воздуха такие работы будут вообще выглядеть как строительство укрепления. Итак, пока продолжаются боевые действия, под прицелом и каждый из нас, и вся инфраструктура, это нужно осознавать. Для нас самое главное – сохранить жизнь людей, как наших сотрудников, так и потребителей. Пытаемся быть осторожными с рисками.
– Сколько уже хранится в подземных хранилищах газа?
– По информации “Нафтогаза”, сейчас в ПХГ 13 млрд. кубометров газа. До 15 октября по прогнозным расчетам будет около 14,4 млрд. кубометров газа. С такими запасами реально пройти умеренную зиму, поскольку на сегодняшний день потребление газа значительно сократилось. Добыча газа в Украине остается чрезвычайно важной для того, чтобы обеспечить всех потребителей, однако она находится в зоне риска.
Но сейчас у нас фактор военной угрозы и значительные риски, поэтому дополнительные объемы импорта были бы очень целесообразны. Со своей стороны, как оператор ГТС, мы можем заверить, что транспортные маршруты для импорта газа из Польши, Словакии и Венгрии готовы к импорту газа в объеме 54 млн. кубометров в сутки. Надеемся, коллеги из “Нафтогаза” смогут воспользоваться этими возможностями для закупки газа.
ОДТС тесно сотрудничает с правительством и поставщиками, чтобы предусмотреть все возможности дополнительного импорта для прохождения отопительного сезона. Но стоит отметить, что за оставшиеся до начала ОЗУ полтора месяца дополнительно закачать 5 миллиардов кубометров газа (для достижения запасов 19 млрд. кубометров в ПХГ – ИФ), даже с учетом значительного увеличения гарантированных мощностей по сравнению с прошлым годом, является очень сложной миссией .
– Готова ли компания к использованию ГТС Украины в реверсном режиме в случае полного прекращения транзита российского газа?
– Отсутствие транзита не несет неразрешимые технические проблемы для украинской ГТС. Хотя будет сложно. Наша система уже переходила в реверсный режим в 2006, 2009 и 2019 годах, когда Газпром останавливал транзит. У нас есть разные сценарии действий и решений, которые будут применяться во время отопительного сезона в зависимости от ситуации. На сегодняшний день значительно снизились объемы транспортировки газа, это дает возможность осуществлять резервирование, необходимое для переключения в процессе транспортировки газа, или применять нестандартные решения для обеспечения газом потребителей Украины и выполнения обязанностей по транзиту. Мы подготовили все реверсные схемы, проводим точечную работу в конкретных частях газотранспортной системы, ежемесячно проводим тренировку персонала по реагированию на аварийные и внештатные ситуации.
Если будет достаточно собственной добычи, газа в ПХГ и импорта, мы справимся даже без существенных ограничений потребителей. Но отдельно хочу отметить, что наличие транзита гарантирует нам целостность магистральных газопроводов. И если на уровне кремля будет принято политическое решение о прекращении транзита в ЕС через Украину, есть риск, что наша газотранспортная инфраструктура будет частично уничтожена агрессором. Это создаст проблемы и для транспортировки внутри Украины, потому что у нас единственная ГТС для транзита и местной транспортировки.
– Какие перспективы расширения использования ГТС Украины: трансбалканский коридор, биометан, водород, другие возможности?
– У Трансбалканского коридора очень большой потенциал для Украины и не только. Фактически он дает нам доступ к газу на юге Европы, а там очень интересны новые источники газа: азербайджанский и туркменский газ, газ из LNG-терминалов Турции и Греции и т.д. Мы создали возможности для импорта газа этим направлением еще в 2021 году. А в начале августа ОГТСУ увеличил объемы возможности измерения природного газа в точке соединения “Гребеники” между Украиной и Молдовой с 3,96 млн. кубометров до 6,12 млн. кубометров в сутки. Так Украина со своей стороны выполнила все предпосылки для транспортировки газа по Трансбалканскому коридору. Потенциально мощность газопровода можно расширить до 20 млрд. кубометров в год.
Впрочем, есть еще проблемы не на нашей стороне. Важно, чтобы болгарский и турецкий операторы подписали соглашение о взаимодействии, а Молдова ввела возможность осуществления виртуального реверса природного газа, предусмотренного европейским законодательством. Для осуществления транспортировки по этому маршруту заказчики должны забронировать мощности с юга на север в точках соединения между Турцией и Болгарией (или Грецией и Болгарией – в зависимости от того, из какого LNG-терминала будет осуществляться импорт), Болгарией и Румынией, Украиной и Румынией, а также Молдовой и Украиной.
Транзит метана постоянно уменьшается, а после введения эмбарго на газ транзит полностью прекратится. Поэтому мы активно работаем над новыми направлениями бизнеса, и очень интересная возможность – это транспортировка других газов: биометана и водорода.
Подготовка для транспортировки водорода требует значительных инвестиций и исследований, поэтому во время войны мы приостановили активную работу в этом направлении, а биометан можно транспортировать без значительных дополнительных инвестиций. Потому это наш приоритет.
По оценкам Биоэнергетической ассоциации Украины (БАУ), реально достичь производства биометана в Украине в объеме 1 млрд. кубометров в 2030-м и 4,5 млрд. кубометров в 2040-2050 годах. Общий потенциал – до 7 млрд. кубометров. Из имеющихся более 60 биогазовых заводов в Украине, работающих по “зеленому” тарифу на производство электроэнергии, можно уже сейчас получить 130 млн. кубометров биометана в год, если их подключить к газовой инфраструктуре и оборудовать очистными установками. Еще около 200 млн. кубометров биометана – это потенциальные установки, которые обращались к нам до начала войны и проводили предварительные консультации. На сегодняшний день мы выдали техусловия на присоединение двум производителям на общую максимальную мощность 10 млн. кубометров биометана в год.
Как будет развиваться бизнес с учетом войны, прогнозировать трудно. Но учитывая, что этот бизнес производен от другого, так или иного уже существующего, шансы инвестиций больше. Аграрии все равно производят свою продукцию, поэтому и ее остатки готовы будут перерабатывать, лишь бы были покупатели. Юридически преград для экспорта нет, политически – как раз появился интерес к ЕС: RepowerEU прямо призывает к замещению российского газа этим ресурсом.
– Ранее планировалось после 2024 года сохранить транзитную мощность на уровне 40 млрд. куб. м. Есть ли необходимость сохранять такие мощности после озвученных планов ЕС по постепенному отказу от российских энергоносителей?
– Начну с того, что мы поддерживаем полное эмбарго на газ в Европе для остановки войны. Одновременно настаиваем на принципе, что для сохранения нашей инфраструктуры в интересах украинского потребителя последний кубометр газа должен быть транспортирован в Европу именно через украинский маршрут, а не через Северный поток. Произойдет это до 2024 или позже – зависит от позиции и готовности стран ЕС. Мы со своей стороны являемся надежным партнером для стран ЕС и придерживаемся контрактных обязательств.
Как и до начала полномасштабного вторжения, так и сейчас мы готовимся к нескольким возможным сценариям и обсуждаем их с правительством. Проведена основательная работа по определению мощностей, которые не будут задействованы в процессе транспортировки газа при любых сценариях развития событий и подлежат ликвидации или консервации с целью уменьшения затрат на содержание ГТС. Сейчас мы совместно с Минэнерго проводим подготовительную работу по таким активам. Кроме того, сейчас комитет ТЭК ВРУ планирует рассмотреть соответствующий законопроект.
После победы в зависимости от ситуации с транзитом и уровнем потребления план оптимизации может быть уточнен. Напомню, что избыточные мощности – это, прежде всего, дополнительная тарифная нагрузка на потребителя.
– Есть ли какой-нибудь фидбек от немецких регулятора BNetzA и Минэкономики относительно предложения отменить предоставленные “Северному потоку” исключения из законодательства страны?
– Да, мы получили ответ от немецкого регулятора по запросу от ОДТСУ и Нафтогаза о пересмотре юридических исключений для Северного потока-1. В своем ответе немецкий регулятор отмечает, что пока не классифицирует наш запрос как официальный, то есть административный акт. С другой стороны, это означает, что наши компании могут отправить новый запрос на повторную оценку на более позднем этапе, не препятствуя предыдущему решению BNetzA. Немецкому правительству требуется определенная степень зрелости для сложных решений. Напомним, что еще шесть месяцев назад Германия даже не была готова обсуждать поставки вооружения в Украину и, например, менять позицию по закрытию собственных АЭС. Однако сейчас вооружение активно поставляется, а АЭС уже не планируют закрывать. Поэтому нужно время. А после того цирка, который устроил “Газпром” с турбинами, которые были на ремонте в Канаде,
– Помогает ли ОДТС “Нафтогазу” при составлении иска против “Газпрома” относительно неполной оплаты по контрактным обязательствам?
– Оператор ГТС Украины и Нафтогаз являются партнерами в отстаивании всех международных интересов Украины и подготовке этого иска с учетом ограничений действующего законодательства и в соответствии с транзитным соглашением. Простите, детали арбитража – конфиденциальная информация. У нас могут быть разные мнения и взгляды внутри страны об особенностях нашего рынка газа, но в международных делах мы консолидируем усилия.
– Прокомментируйте слухи и подковерную борьбу по вашему увольнению. И вообще о корпоративном управлении в ОГТСУ.
– Реформа корпоративного управления на предприятиях государственного сектора экономики – одна из ключевых реформ за последние годы, активно поддерживаемые западными партнерами Украины. Она имела целью защитить менеджмент компаний от политического давления или влияния, уменьшить коррупционные риски и обеспечить эффективное управление госпредприятиями.
Еще в 2020 году Всемирный банк и Европейская Комиссия предложили усовершенствовать корпоративное управление Оператора ГТС путем создания независимого наблюдательного совета в самом операторе – по аналогии с “Укрэнерго”. К сожалению, этот процесс затянулся и только сейчас Минэнерго и Минэкономики активно занимаются завершением этой реформы. Этот вопрос прорабатывается в пределах рабочей группы на площадке, созданной НКРЭКУ. К процессу привлечены МГУ, Минэнерго, Регулятор, Европейское энергетическое сообщество и Всемирный банк, предоставлявший ранее свои рекомендации по корпреформе в компании. Текущая модель обсуждаемой корпоративной реформы предусматривает передачу 100% корпоративных прав ОГТСУ в Минэнерго, а также создание наблюдательного совета и правления в операторе. Несмотря на отдельные нюансы имплементации изменений, все стороны достигают понимания ключевых шагов и их необходимости. Сегодня “Оператор ГТС Украины” – это компания, которая управляется через “прокладку” в виде “МГУ”, которая сама по себе не создает прибавочной стоимости, а только тормозит многие процессы. Таких компаний нет у других операторов. И с тем, что в разрезе сегодняшних задач текущая система управления компании нецелесообразна, согласны все стороны. Поэтому принципиальных разногласий на этот счет нет. Даже действующий наблюдательный совет МГУ с этим согласился, что в разрезе сегодняшних задач текущая система управления компании нецелесообразна, соглашаются все стороны. Поэтому принципиальных разногласий на этот счет нет. Даже действующий наблюдательный совет МГУ с этим согласился, что в разрезе сегодняшних задач текущая система управления компании нецелесообразна, соглашаются все стороны. Поэтому принципиальных разногласий на этот счет нет. Даже действующий наблюдательный совет МГУ с этим согласился.
Относительно моего возможного увольнения. Для меня не секрет, что этот вопрос активно обсуждается в печати. Кто-то раскручивает эту тему. На мой взгляд, без перехода на личности, определенные разногласия между частью наблюдательного совета МГУ и руководством Оператора ГТС Украины неизбежны из-за несовершенства текущей модели управления. Кроме того, некоторые члены наблюдательного совета пытаются вмешиваться в операционную деятельность компании и не совсем понимают задачи наблюдательного совета. И я надеюсь, что корпоративная реформа это изменит.
Всемирный банк, Европейская Комиссия и Секретариат Энергетического Сообщества поддержали эту реформу однозначно. Атаки на меня и попытки срочно уволить меня значительно усилились после моего письма премьер-министру Украины с критикой существующей модели управления и предложениями перевести ОГТСУ под управление Минэнерго и создать наблюдательный совет и правление непосредственно в ОГТСУ, а МГУ ликвидировать.
Сегодня главное – обеспечить прохождение отопительного сезона, который является уравнением со многими неизвестными и обещает стать самым сложным в истории Украины: хватит газа или нет; будет транзит или нет; что будет с критической инфраструктурой, учитывая фактор войны и т.д. Это должно быть ключевой точкой приложения усилий всей управленческой вертикали.
– Возможно, ЧС считает, что вы не выполняете какие-то поставленные перед вами задачи?
– Безусловно, наблюдательный совет имеет право уволить руководителя компании, если он не работает эффективно и не достигает поставленных целей. Цели, которые мне установил наблюдательный совет в 2021 году, я достиг 97%. А на 2022 год их мне еще не установили, хотя уже сентябрь.
Я возглавляю ОГТСУ уже более трех лет – с мая 2019 года, и я горжусь результатами работы нашей команды. Мы достигли рекордных показателей выполнения производственных программ, обработали и запустили программу модернизации и оптимизации ГТС, впервые за более чем 10 лет проводим внутритрубное обследование газопроводов, платим налоги государству и являемся одним из крупнейших доноров госбюджета. Мы наладили эффективное сотрудничество с международными партнерами и организациями, операторами ГТС и компаниями отрасли, политиками и чиновниками других стран. Сегодня нашу позицию слышат, нам доверяют, нам помогают, что сейчас – во время войны – очень важно.
Во всяком случае, я считаю, что для назначения руководителя такой важной компании нужно провести публичный, прозрачный и конкурентный конкурс, чтобы выбрать лучшего кандидата. Я полностью поддерживаю позицию, согласно которой сначала следует создать наблюдательный совет в ОГТСУ, а уже этот новый независимый наблюдательный совет должен избрать членов правления оператора по результатам прозрачного конкурса. Я с честью буду участвовать в нем. (Алексей Егоров, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)