Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: нефтяная лихорадка – можно ли урезать доходы России от торговли энергоресурсами

И почему не все страны готовы сокращать добычу или снижать цены.

Планы Запада сократить доходы путинского режима от энергоэкспорта заставляют кремль активизировать маневры, чтобы сохранить влияние на Индию и Китай – крупнейших покупателей российской нефти. С другой стороны, западные союзники хотят добиться соучастия Дели и Пекина в ограничении цен на российскую нефть для большего эффекта от антироссийских санкций.

Какие геополитические тренды определяют будущее нефтерынка в условиях санкционного давления на Россию?

Будет ли сокращена добыча нефти?

Накануне стало известно, что Россия встала в оппозицию к Саудовской Аравии и другим партнерам по альянсу ОПЕК+, которые захотели сократить добычу нефти ради сохранения высоких цен на нее.

Сокращение добычи, как опасаются в Москве, будет сигналом для покупателей нефти, что предложение превышает глобальный спрос – то есть рынок перенасыщен. Из-за этого Россия утратит козыри в переговорах со странами – ключевыми рынками сбыта своей нефти после 24 февраля, когда Запад стал наказывать РФ санкциями за развязанную в Украине войну.

По информации The Wall Street Journal, сегодня страны ОПЕК+ на своем виртуальном заседании “с большой вероятностью” примут решение о стабилизации добычи на прежнем уровне. Это будет позитивным сигналом не только для геополитических интересов России. Поддержка производства нефти также будет сдерживать рост мировых цен на топливном рынке, что оценят западные страны, которые продолжают бороться с энергетическим кризисом.

Кто хочет не позволить нефти дорожать?

Еще один энергетический фронт открыли страны G7, которые рассматривают ограничение цен на российскую нефть как способ снизить экспортные доходы Москвы, не провоцируя волатильность на мировом нефтерынке.

2 сентября министры финансов Канады, Франции, Германии, Италии, Японии, Великобритании и США дали добро на такую схему, которая будет “развивать и расширять действие существующих санкций”. Чиновники подчеркивают, что еще предстоит проделать большую работу, прежде чем можно будет ввести ценовой потолок.

Успех этой инициативы также будет зависеть от готовности крупных импортеров российской нефти, включая Индию и Китай, поддерживать новый механизм. Пока ни один из них не высказался публично с поддержкой.

В Москве предупредили, что откажутся от поставок нефти в любую страну, которая поддержит ценовые ограничения. На что глава отдела Госдепартамента по координации санкций Джеймс О’Брайен парировал: “России необходимо поддерживать работу своего нефтедобывающего оборудования, и ей нужны деньги. Ей и решать, как поступать со своим экспортом”

Что уже согласовали страны G7?

Они договорились ввести “всеобъемлющий запрет на услуги”, касающиеся морской транспортировки российской нефти и нефтепродуктов. Эти услуги, в том числе страхование, будут разрешены только в том случае, если углеводороды приобретаются по цене, которая не будет превышать уровень, определенный “широкой коалицией стран”. Эту концепцию, как отмечает Financial Times, активно отстаивала министр финансов США Джанет Йеллен.

Идея ценового потолка состоит в том, чтобы позволить российской нефти попадать на рынки, которые не ввели эмбарго на ее импорт. Особенно – в страны с низким и средним уровнем дохода, – ограничивая возможности Москвы финансировать войну против Украины.

Покупатели, которые захотят получить страховые и транспортные услуги стран G7 или ЕС для доставки российской нефти, должны будут соблюдать ограничение цен. Высокопоставленный чиновник Министерства финансов США заявил, что схема будет включать установление одного предела на сырую нефть и двух – на нефтепродукты.

Как ограничение нефтяных цен повлияет на антироссийские санкции?

Механизм ограничения цен не заменит эмбарго стран G7 на российскую нефть. Он будет введен в действие одновременно с запретом ЕС: с 5 декабря 2022 года – для импорта сырой нефти, и с 5 февраля 2023 года – для нефтепродуктов.

FT сообщает, что Управление по контролю за иностранными активами США выпустит руководство, как будет работать механизм ограничения цен для российской нефти и нефтепродуктов. При этом конкретные значения ценового потолка не будут раскрыты до того дня, когда он вступит в силу.

Цель Вашингтона – в том, чтобы как можно больше стран, не входящих в G7, поддержали ценовые ограничения. Но официальные лица подчеркивают, что даже если никакие другие правительства не одобрят эту идею, дисконт на российскую нефть возрастет. Ее покупатели во всем мире уже сейчас требуют увеличить скидки по контрактам, потому что страны G7 всерьез намерены внедрить механизм ценовых ограничений для поставок из РФ.

“Из переговоров с другими странами мы знаем, что Россия агрессивно продвигает заключение долгосрочных контактов на нефть и нефтепродукты уже сейчас по гораздо более низким ценам”, – отметил высокопоставленный чиновник США в комментарии FT.

Евросоюзу необходимо будет внести изменения в шестой пакет антироссийских санкций, в котором подробно описывается эмбарго на российскую нефть. Он был принят в мае после трудных переговоров. Корректировки, в частности, потребует запрет на страховые услуги.

Каковы риски ценового потолка?

Запад обвиняет Москву в том, что она превратила поставки газа в оружие, сокращая потоки в Европу. В отличие от упавших объемов экспорта, доходы Москвы увеличились, потому что цены на газ резко возросли.

Возможно, Россия применит эту же стратегию на рынке нефти и сократит предложение, одновременно подняв мировые цены.

Но официальные лица США считают, что существенное сокращение добычи нефти нанесет ущерб российским производственным мощностям, что равнозначно ликвидации отрасли. Когда распался Советский Союз, добыча нефти в России резко упала с 10 млн. до менее 6 млн. баррелей в день. Ушло более 20 лет, прежде чем добыча восстановилась.

Еще один риск связан с транспортировкой. Страны G7 контролируют 90% мирового рынка страхования морских перевозок, а Россия экспортирует почти 8 млн. баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки, что требует огромного количества судов. Российские поставки могут упасть, если на рынке не найдется достаточного количества танкеров, готовых работать без западной страховки. (Светлана Долинчук, Mind.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version