Без собственного горючего об энергетической безопасности и мечтать нечего.
От состояния нефтеперерабатывающей отрасли будет в значительной степени зависеть национальная безопасность страны.
Эффективность этой отрасли, в свою очередь, зависит от двух составляющих – объемов обеспечения сырьем и способности ее переработать. На сегодняшний день в Украине каждая из этих составляющих находится в упадке. При годовом объеме потребления нефтепродуктов в стране до 10-11 млн. тонн собственная добыча нефти с газовым конденсатом составляет до 2 млн. Поэтому для удовлетворения собственных потребностей в страну ежегодно импортируется до 8 млн. тонн бензина и дизельного топлива стоимостью более 10 млрд. долларов. Полномасштабная война с Россией еще больше усугубила эту проблему.
Что произошло с нашими нефтеперерабатывающими заводами
В прошлом году работали только Кременчугский и Шебелинский заводы, которые обеспечивали до трети потребностей топлива. Все остальные – Лисичанский, Одесский, Дрогобычский, Надворнянский и Херсонский – нефтяного сырья не перерабатывали. Их общая установленная мощность составляет 51 млн. тонн нефти.
Главная причина такого положения состоит в том, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы настолько технологически устарели, что могут выпускать нефтепродукты только низкого качества: по европейской шкале – Евро-2, Евро-3. В то время как в Европе уже производят нефтепродукты стандарта Евро-5.
Кроме того, отечественный рынок горюче-смазочных материалов заполнен продукцией полулегальных мини-НПЗ, не имеющих полного цикла переработки нефти. В Украине работало около 20 таких мини-НПЗ. Ни один из них не производит топлива стандарта Евро-5. Это низкокачественная продукция класса Евро-2, в лучшем случае Евро-3, которую они через сотни своих АЗС продают в основном в теневом сегменте. Борьба против них ведется, но, к сожалению, эти меры либо недостаточны, либо просто показательны.
Отечественные же нефтеперерабатывающие заводы нуждаются в коренной модернизации для обеспечения европейских норм качества продукции, увеличения глубины переработки и соблюдения норм экологических требований к охране окружающей среды.
Модернизация, в свою очередь, нуждается в немалых средствах, а владельцы НПЗ не желают рисковать в сложной экономической и политической ситуации, которая сейчас находится в нашей стране. Не исключено, что некоторые заводы уже никогда не возобновят свою работу.
Во время военных действий Кременчугский и Лисичанский заводы были практически разрушены. Сейчас у нас не производится ни одна тонна моторного топлива, что привело к полной зависимости от импорта.
Сегодня 95% импортированного бензина и 72% дизельного топлива мы получаем из стран ЕС. Лидерами снабжения являются Румыния, Литва, Словакия, Греция, Болгария и Польша.
Такая ситуация сложилась, несмотря на то, что мощности имеющихся нефтеперерабатывающих заводов хватает для обеспечения украинского внутреннего рынка нефтепродуктами. Но безразличие всех ветвей власти приводит к полному уничтожению нефтеперерабатывающей отрасли страны: нефтедобыча сокращается, заводы почти уничтожены.
Энергетическая безопасность государства во время военного положения требует особого внимания такой важной отрасли, как нефтепереработка, которая должна быть стратегической и приоритетной для нашей власти.
Значительный вклад в укрепление энергетической безопасности страны путем увеличения выпуска моторного топлива может внести Львовская область. На сегодняшний день в области уже добыто 45,4 млн. т нефти с конденсатом, разведано 15,5 млн., неразведанные ресурсы составляют 70,4 млн. т.
К сожалению, состояние с приростом разведанных запасов не обеспечивает должной компенсации достигнутого уровня добычи, которая, по мировым нормам, должна быть двукратной. Именно по этой причине ежегодная добыча нефти в области составляет всего 250 тыс. тонн.
Важнейшим стратегическим направлением дальнейших поисков залежей нефти являются большие, более 5 км глубины. Но состояние экономики Украины, ее нефтяной индустрии не позволяет самостоятельно осваивать это направление поисково-разведочных работ. Перспективных поисковых объектов на западе Украины на глубинах более 5 км достаточно много, что дает надежду на значительное наращивание добычи нефти и ее дальнейшее использование.
Перспективы нефтепереработки связаны с модернизацией Дрогобычского нефтеперерабатывающего завода, расположенного географически близко к границе с ЕС. На сегодняшний день его мощность составляет 2,3 млн. тонн сырой нефти в год. 75% акций предприятия принадлежат акционерам, 25% – Фонду государственного имущества Украины.
Наибольшими плюсами предприятия является его развитая логистика и надежная транспортная инфраструктура, позволяющая обеспечить предприятие нефтью по трубопроводу Одесса-Броды и от Бориславского нефтепромысла, а также железнодорожным транспортом благодаря наличию эстакады слива нефти и эстакады налива нефтепродуктов в железнодорожные цистерны. Есть также парк хранения нефти, бензинов, дизельного топлива, мазута.
Предприятие имеет развитую энергетическую инфраструктуру благодаря прямой поставке природного газа из Бориславского НГДУ, а также собственной ТЭЦ, котлоагрегаты которой могут работать на газе или мазуте.
В 2006 году акционерами общества была утверждена программа реконструкции и модернизации предприятия для улучшения качества моторных топлив в соответствии с европейской спецификацией Евро-5 и соблюдением экологических требований к охране окружающей среды. С 2006 по 2010 год было освоено средств на сумму 76,4 млн. дол. Однако из-за мирового кризиса программа реконструкции и модернизации завода была временно приостановлена.
Для выполнения разработанной программы реконструкции необходимы инвестиции в объеме от 300 до 900 млн. дол. в зависимости от объемов работ по модернизации. Очень странным выглядит отношение власти Украины к обеспечению ВСУ собственными горюче-смазочными материалами. Ведь один из авторов этой статьи с момента начала гибридной войны, более восьми лет назад, задавал вопрос возобновления работы Надвирнянского НПЗ как наиболее сохраненного и дистанционно защищенного по сравнению с другими, кроме Дрогобычского НПЗ. Чтобы гарантировалось производство собственного топлива для военной техники, особенно в условиях полномасштабной войны. Теперь война уже более полугода бурлит в Украине, Кременчугский НПЗ разбомблен, Шебелинский ГПЗ прекратил работу, а мы продолжаем попрошайничать топливо для родной армии отовсюду вместо того, чтобы в условиях военного времени мобилизовать все возможности для возобновления работы Надворнянского НПЗ.
Один из авторов статьи уже более тридцати лет задает вопрос о строительстве нового современного нефтеперерабатывающего комплекса (НПК) мощностью 8-10 млн. тонн переработанной нефти в год.
Разработаны предпроектные материалы строительства такого комплекса на освобожденных производственных площадях Новораздельского государственного химического предприятия “Сера”, которое уже давно прекратило свою деятельность по переработке серы. Ведь осталось более тысячи гектаров свободных площадей, пригодных для строительства нового НПК, и развита инфраструктура.
Теперь, когда десятки стран свободного мира выразили свою поддержку Украине в войне, готовность финансировать возрождение нашей экономики, сложились благоприятные условия для проведения подготовительных организационных работ по этому строительству.
Особенно перспективно выглядит привлечение к строительству нового НПЗ стран – владельцев нефтяных месторождений. Преимущественно этим странам не хватает собственных продовольственных товаров, поэтому Украина, один из крупнейших в мире производителей зерна, может производить своеобразный бартер – обменивать нефть и нефтяные деньги для строительства НПЗ на многомиллионную зерновую продукцию. Правда, владельцы нефтяных денег как соинвесторы могут становиться и совладельцами этого нового НПЗ, на котором можно было бы производить самые современные высококачественные и экологически безопасные горюче-смазочные материалы.
Надежно обеспечить новый НПЗ нефтью возможно как существующим нефтепроводом Одесса-Броды (при успешном завершении войны), так и новым нефтепроводом от Балтийского побережья в Польше до Бродов и Нового Роздола, используя возможности существующего нефтепровода “Дружба”.
Проект нового украинско-польского нефтепровода был начат еще при президентстве Ющенко, поэтому не будет сложностей с его восстановлением. Таким образом, при благоприятных условиях Новораздельский НПК может снабжаться нефтью с южного и северного направлений, а при особо благоприятных условиях – еще и с востока по нефтепроводу “Дружба”.
Учитывая значительные залежи углеводородов в этом регионе, наличие развитой инфраструктуры и мощного научного и производственного потенциала, страна имеет возможность получить мощный источник горюче-смазочных материалов. Но для этого необходимы конкретные шаги Львовской областной власти и правительства страны.
С учетом ситуации, которая сложилась с поставкой страны горюче-смазочными материалами, а также с учетом фактора войны правительству необходимо разработать новую государственную эффективную программу увеличения добычи нефти и ее переработки с получением продукции с высокой добавленной стоимостью.
Существенную роль при этом может сыграть энергетический потенциал Львовской области, о котором мы уже писали, анализируя его. Нефтепромышленный комплекс может стать звездой первой величины этого региона. (Анатолий Акимов, заслуженный энергетик Украины; Богдан Максимович, член-корреспондент Украинской нефтегазовой академии; zn.ua/Энергетика Украины и мира)