Как Украина может производить собственный биодизель и спиртовые бензины вместо экспорта зерна и хватает ли для этого земель?
Выращивание энергетических культур и производство из них энергии может стать прибыльным и перспективным бизнесом.
Однако это направление непременно столкнется с внутренней и внешней дискуссией по поводу потенциальной конкуренции с выращиванием продуктов питания и кормов для животноводства и птицеводства.
Определенные ограничения на выращивание и производство биотоплив из энергетических культур установлены на уровне директив ЕС RED и RED II. Попробуем рассмотреть эти вопросы в условиях Украины.
Какое зерно Украина экспортирует, и все ли используются в качестве продовольствия?
Рапс
В 2021/22 маркетинговом году Украина экспортировала 2,7 млн. тонн рапса, что стало вторым по величине объемом отгрузки после рекорда 2019/20 гг. (2,89 млн. т).
Украина экспортирует 85-95% урожая рапса. Основные объемы закупаются странами ЕС (95% от общего экспорта).
В сезоне 2021/22 Украина занимала 3-е место в мировом рейтинге экспортеров рапса (10%), при этом существенно уступая в объемах Канаде (43%) и Австралии (29%). Общая стоимость экспортированного рапса – $1,34 млрд.
Подавляющее количество экспортируемого из Украины рапса используется покупателями для производства биодизеля. Причем, ставка вывозной (экспортной) пошлины для семян рапса составляет 0%, притом что для семян льна, подсолнечника и рыжия она составляет 10%.
То есть, практически весь рапс, выращиваемый Украиной, экспортируется и используется в ЕС для производства биодизеля на заводах, введенных в действие еще до требований европейских директив RED и RED II, которые вводят критерии постоянства для биотоплив на транспорте и ограничивают использование рапса для производства биодизеля и кукурузы для производства биоэтанола.
Почему бы Украине самостоятельно не организовать производство биодизеля, или, по крайней мере, рапсового масла из этих 2,7 млн. т/год рапса. Напомню, что по производству подобного продукта – подсолнечного масла – Украина занимает первое место в мире.
Из 2,7 млн. т/год рапса можно произвести 0,73 млн. т/год биодизеля, который может быть использован как на внутреннем рынке, так и для экспорта. Толчком для этого могло бы стать повышение ставки экспортной пошлины для семян рапса до 10%.
Кукуруза
В сезоне 2021/2022 (июль 2021 – июнь 2022), четыре месяца которого пришлось на войну, Украина сумела экспортировать 48,5 млн. тонн зерна. Экспорт кукурузы составил 23,4 млн. тонн (на $5,8 млрд.).
Доля Китая в общем объеме экспорта украинской кукурузы составила 36% (8,5 млн. т), вторую-третью позицию рейтинга импортеров делят Нидерланды и Египет, импортировавшие по 10% всего отгруженного объема украинской кукурузы.
Производство биоэтанола в Китае в 2021 году составило 3,4 млрд. литров. Причем из 8,5 млн. т/год экспортируемой в Китай кукурузы можно произвести 3,2 млрд. л биоэтанола.
То есть, почти 100% производимого в Китае биоэтанола может быть произведено из украинской кукурузы. Почему бы Украине самостоятельно не организовать производство биоэтанола из этих 8,5 млн. т/год кукурузы.
Как свою с/х землю использует Германия
По состоянию на 2018 год Германия использовала 13% своих сельскохозяйственных земель для выращивания энергетических культур: 2,17 млн. га с 16,7 млн. га с/х земель.
Площадь сельскохозяйственных земель в Украине составляет 42,7 млн. гектаров (в 2,5 больше, чем в Германии), а площадь пашни – 32,5 млн. гектаров.
Если по примеру Германии 13% с/х земель в Украине задействовать для выращивания энергетических культур, общая площадь под ними составит 5,5 млн. га.
Приходит в память известное мнение – поступайте так, как западные страны делали сами, а не так, как они советуют делать вам.
Конкуренция энергетических культур с продуктами питания и кормами в Украине
По оценкам экспертов, в Украине не используется по прямому назначению до 4 млн. га с/х земель. Это малопродуктивные, загрязненные и деградированные земли. Выращивание с/х продукции на таких землях не дает достаточной экономической прибыли, поэтому они не обрабатываются аграриями.
К сожалению, по результатам военных действий эта площадь только увеличится – добавятся земли загрязненные в результате взрывов и пожаров, а также заминированные территории.
Например, земли, заминированные в Хорватии во время ее войны за независимость в 1991-1995 гг., были полностью разминированы только через 20 лет после завершения военных действий. Правительство Хорватии приняло решение, что наиболее оптимальное их использование после этого – выращивание мискантуса.
Считаем, что при 4 млн. га свободных с/х земель в Украине их использование для выращивания энергетических культур не приведет к существенной конкуренции с продуктами питания и кормами.
Считаем целесообразным, по крайней мере, для Украины, не ограничивать на уровне директив ЕС RED и RED II выращивание и производство биотоплив из энергетических культур, а предоставить странам право самостоятельно решать, что им выгоднее выращивать при условии, что доля земель, на которых выращиваются энергетические культуры, не будет превышать, например, 10% от общего количества с/х земель.
Для Украины это 4,2 млн. га. Энергетические культуры, выращенные в пределах этих 10% с/х земель, должны считаться устойчивыми и не приводящими к конкуренции с продуктами питания и кормами. Это должно быть закреплено в законодательстве Украины, а желательно и ЕС. (Георгий Гелетуха, председатель правления Биоэнергетической ассоциации Украины; Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)