В сентябре “Нафтогаз Украины” открыл первые заправочные станции под собственной маркой U.GO на базе конфискованных АЗС группы “Глуско”. На первом этапе запустили около 30 АЗС, всего в распоряжении НАКа чуть больше 50.
Остальные станции сданы в аренду в прошлом году нескольким игрокам (OKKO, WOG, KLO и т.д.).
Также неизвестна судьба станций группы Mango/Ultra (а там еще где-то 50 станций), которая неизвестным образом попала под арест силовиков и конфискацию вместе с “глусковскими”, хотя этот актив просто принимал участие во франчайзинговой программе, то есть не был собственностью “Глуско” “.
Казалось бы, незаурядное событие, но прошло оно довольно обыденно, по-рабочему. Воздушные шарики не надували.
На самом деле не удивила национальная компания ни ценами, ни качеством. Бензин А-95 оказался стандартом Евро-3 (на заправках это написано мелким шрифтом, а в пресс-релизах эту деталь вообще почему-то забыли).
На первый взгляд, цены на бензин НАК поставил ближе к минимальным на рынке, но все же учтем, что самый дешевый бензин 95 (48 грн./л) оказался и не совсем того качества, поэтому дисконт более чем оправдан (средняя цена на рынке 50 грн./л).
На гривну дороже предложена “фирменная” марка стандарта Евро-5, но цена 49 уже много где по городу.
В тот праздничный день цена на дизтопливо была установлена госкомпанией на среднерыночном уровне 53 грн./л.
Как можно понять, очередей не наблюдается. Правда, из-за падения спроса их сейчас нет нигде.
Конечно, дело не только в ценах и качестве топлива, хотя это и важно. В ритейле много нюансов, в частности, узнаваемость бренда. U.GO была представлена только на станциях “Укргаздобычи” в Харьковской области, где сеть уже хорошо знают. Но не в национальном масштабе. В Киеве более известен бренд Shebel – фирменное топливо “нефтегазовского” “Укргаздобычи”, которое продавала одна из крупнейших столичных сетей KLO.
Для раскрутки бренда нужно время и деньги, быстро ничего не будет. Не забываем также, что в области АЗС очень важна сервисная и нетопливная составляющая, часто определяющая выбор клиента. Такая система нуждается в опыте, специалистах, обучении персонала, то есть тоже времени. Готов ли НАК этим беспокоиться?
Если не готов, а это тоже может быть вариантом позиционирования, сеть просто растворится в тысячах станций-дискаунтеров. Это путь в никуда.
Там идет борьба без правил – торговля фальсификатом по мини-НПЗ, налоговый схематоз и т.д.
В прошлом году мы проводили исследования доходности разных категорий АЗС и установили, что при стандартном подходе к оценке так называемые дискаунтеры (БРСМ, МОТТО, “Сан Ойл”, Avantage и т. д.) вообще торгуют почти без прибыли или в убыток. В дальнейшем другое исследование уже на базе информации от налоговиков подтвердило нашу теорию: у этих сетей обнаружилась минимальная налоговая нагрузка.
В этой борьбе нельзя победить, менее “социально ответственные” конкуренты всегда дадут цену ниже, математика ценообразования у них совсем другая.
Государственная компания, вынужденная играть по правилам, утонет в том болоте. К примеру, можно ли считать влиятельным игроком “Укрнефть”, хотя у нее не 50, а 500 АЗС? Вряд ли. Даже вместе с 1000 АЗС “Привата”.
Еще несколько лет назад стало понятно, что даже имея в своей орбите самый мощный НПЗ, они осознали бесперспективность соревнований с так называемыми дискаунтерами, потому что просто теряли деньги. А НАКу терять деньги нельзя, остальное уже и так нечем давать.
Небольшие объемы продаж, которые обусловлены также и не самыми “проливными” объектами (наиболее привлекательными отданы в аренду), диктуют необходимость как можно большей наценки на каждом литре для покрытия операционных и эксплуатационных расходов.
Из-за падения спроса на 40% для всех без исключения сетей АЗС значение имеет буквально каждый литр реализации. Именно поэтому мы увидели рыночную цену в государственной компании.
Хотя некоторые, в том числе и чиновники, ожидали чуда и контрастной “ценовой” картины. Мол, сейчас мы увидим, как можно и нужно торговать! Сейчас покажем “кузькину мать” нефтетрейдерам-монополистам!
История выхода “Нафтогаза” в розничный рынок нефтепродуктов говорит о том, что этот рынок очень конкурентен. Нужен ли на нем государственный игрок? А почему нет? Единственное, не надо от него ждать чуда, если у него нет контракта на российскую нефть или горючее с 30%, а лучше 50% дисконтом к рынку. Как, например, у венгерского президента Орбана. (Сергей Куюн, директор консалтингового агентства “А-95”, Biz.censor.net/ Энергетика Украины и мира)