Доходы населения и спрос принесли в жертву бюджету и монополиям.
Всего три месяца назад в правительстве хотели увеличить период между пересмотрами тарифов с одного года до пяти. При этом существующий в стране механизм назначения монопольных тарифов и цен чиновники называли запутанным, противоречивым и непрозрачным. Поэтому планировался переход на единый метод регулирования, который должен был ограничить аппетиты монополий и заставить их думать об эффективности и снижении издержек. Однако внезапно правительство РФ взяло прямо противоположный курс – монопольные тарифы решено поднять всего через 5 месяцев после их пересмотра в июле. При этом сам непрозрачный тарифный механизм сохраняется в неприкосновенности.
“Правовое регулирование цен (тарифов) характеризуется отсутствием единого понятийного аппарата, разностью подходов регулирования по одному и тому же вопросу, нечеткостью прав и обязанностей участников правовых отношений”, – так описывалась существующая тарифная неразбериха в пояснительной записке к правительственному законопроекту “Об основах государственного регулирования цен (тарифов)”. Этот проект был опубликован для обсуждения в конце июня 2022 года – то есть уже через 4 месяца после начала специальной военной операции.
Новый законопроект о тарифном регулировании появился по указаниям президента и поручениям главы правительства.
“Единого системообразующего нормативного правового акта, регулирующего отношения в сфере государственного регулирования цен (тарифов) в современных условиях, не существует”, – так объясняли в правительстве необходимость перехода к новым правилам назначения тарифов.
Эти правила утверждали “долгосрочность тарифного регулирования, в соответствии с которым тарифы вводятся в действие на срок не менее 5 лет, с возможностью их корректировки в исключительных случаях, установленных правительством РФ”. Утверждались также единые для всех отраслей методы регулирования цен (тарифов): метод сравнительного анализа, метод экономически обоснованных расходов, метод индексации и метод доходности инвестиционного капитала. При этом первый метод – метод сравнительного анализа или эталонных расходов закреплялся в качестве приоритетного.
Однако последние решения чиновников показывают, что их планы и их представления об экономических реалиях изменились почти до неузнаваемости. В конце прошлой недели правительство РФ перенесло индексацию тарифов на газ, передачу электроэнергии, водо- и теплоснабжение с 1 июля 2023 г. на 1 декабря 2022 г. Предельный уровень индексации тарифов (ЖКХ) с 1 декабря 2022 года для населения по стране не превысит 9%, обещают в Минэкономразвития. Индексация тарифов на газ и для промышленности, и для населения с 1 декабря 2022 года составит 8,5%.
Индексация тарифов для сетевых компаний с 1 декабря составит 9%, индексация тарифов на электроэнергию для населения с 1 декабря также составит 9%. Перенос сроков индексации на 1 декабря 2022 г. с 1 июля 2023 г. в ведомстве Максима Решетникова объясняют “необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения”.
Экстренный подъем тарифов означает сокращение реальных доходов населения (которые остаются после обязательных платежей), новый скачок цен и сокращение спроса населения. При этом большая часть подросших платежей населения отправится на пополнение федерального бюджета, поскольку увеличиваются федеральные налоги на сами монополии (в том числе “Газпром”).
“Дополнительный удар по домохозяйствам нанесет весьма резкое повышение тарифов ЖКХ в декабре. Из-за того что на коммуналку теперь придется тратить больше, спрос в остальной части потребительской корзины ослабнет”, – отмечают аналитики канала MMI. Декабрьский тарифный скачок прибавит официальной годовой инфляции около половины процентного пункта.
В прошлую среду глава Минэкономразвития Решетников рассказывал в Совете Федерации, что двигателем восстановления российской экономики станет рост внутреннего спроса – потребительского и инвестиционного. При этом потребительский спрос будет поддерживаться ростом реальных доходов россиян. Однако последние тарифные решения показывают, что рост реальных доходов россиян и увеличение потребительского спроса вовсе не являются главным приоритетом для правительства.
“Сейчас вообще сложно найти более неподходящий социально-экономический фон для роста расходов граждан. Странная математика в аргументах: давайте мы у вас заранее вдвое больше отожмем, зато через полтора года не так больно к новому повышению привыкать”, – комментирует тарифный сюрприз для граждан депутат Госдумы Ярослав Нилов. (Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)