В понедельник состоялась самая большая диверсия в истории газотранспортных систем мира. В Балтийском море с небольшими интервалами рвануло на три из четырех ниток обоих “Северных потоков”.
Взрывы в районе датского острова Борнхольм засекли сейсмографы Дании и Швеции. Сначала была перебита труба так и не запущенного “Северного потока-2”, затем разнесло трубы “Северного потока-1”, простаивающего с конца августа.
То, что это диверсия, понятно было даже ежу, но вслух об этом заявило только датское правительство. Остальные слова пытались избегать, комментируя события на фоне бурлящего моря в районе выхода газа из разорванных труб. Хотя Германию, например, о возможности такого сценария, пусть и в гораздо меньшем масштабе, ЦРУ информировало еще несколько недель назад.
Работали профессионалы, и им пришлось потрудиться.
В общем взорвать трубу не так-то просто. Она достаточно крепка сама по себе, к тому же защищена бетонной рубашкой, кроме того, труба не лежит на дне, а заглублена в грунт и сверху прикрыта каменной насыпью.
Однако безымянные “герои” не дрогнули и на “Северном потоке-1” рванули почти в одном месте, на расстоянии около двух миль (3,6 км). Судя по утечкам газа, разбито там все серьезно, и ремонт продлится несколько месяцев. Конечно, нужны обследования, раскрытие той же земляной насыпи, анализ, сертификация, страховка и т.д. Причем заинтересованность Москвы осуществлять эти процедуры скоро будет явно ниже средней – не вписывается в стратегию газового шантажа эта излишняя поспешность. Так что этой зимой “Северный поток-1” точно не заработает, а второй и не должен был.
Так кто же смог в водах НАТО совершить столь масштабную диверсию?
В России, естественно, поднялась волна против американцев в целом и зловещего НАТО в частности. Она будет безальтернативно нарастать: “Нашу трубу взорвали злые англосаксы”. А любые другие взгляды будут жестко прекращаться.
В НАТО пока дипломатично отметили, что ” с большой обеспокоенностью ” наблюдают за сообщениями из Балтийского моря: ” Мы видели истоки с обоих газопроводов… мы проводим внимательный мониторинг и находимся в тесном контакте с союзниками по НАТО, с Данией, но также со Швецией, которая вскоре станет членом Североатлантического союза. Сейчас очень важно выложить все факты на стол. Мы будем за этим наблюдать в течение следующих часов и дней “. Итак, официально – “посмотрим”.
Подрывать простаивающую трубу ни НАТО, ни Вашингтону не нужно от слова вовсе. Более того, НАТО выгодно, чтобы СП-1 работал. Резко нарастить поставки в Европу ни США, ни Норвегия в ближайшие два-три года не могут (разве что в ноябре выйдет из внепланового ремонта завод СПГ в американском Фрипорте, но это немного уменьшит недопоставки).
Поэтому в планах Евросоюза по прохождению 2023-2024 годов все же обозначено 40-45 млрд. кубометров российского газа. Без них тоже можно, но экономике будет гораздо труднее.
Не говоря уже о том, что вся послевоенная политическая история западных стран это поток утечек информации. Предположить, что Штаты взорвали трубы, обеспечивающие (пусть даже потенциально) основного союзника, с которым и так не самые простые отношения, и что это не пройдет через несколько лет, мягко говоря, сложно.
Так что западный след практически исключен.
Рептилоидов из Альдебарана пока не трогаем.
А вот с восточным следом все интереснее. Формально, с точки зрения текущих поставок, не произошло ничего.
Мощность сданного в эксплуатацию ровно десять лет назад “Северного потока-1” этим летом “Газпром” непрерывно снижал со 100 до 20%, а в августе и вовсе его перекрыл. Эпопея с поставками канадских турбин для него сразу превратилась в фарс.
Ну, а теперь вообще трубу вывели из строя неизвестные недоброжелатели. Похоже, для надежности.
Взорванный газопровод прекрасно ложится в российский форс-мажор, позволяя избежать тех же штрафов за недопоставки по контрактам.
И надо же, при этом диверсанты любезно сохранили невредимую одну нить Северного потока-2 с возможностью транзита 2-2,5 млрд. кубометров газа в месяц.
Из-за вторжения России в Украину этот газопровод так и не был запущен, но Москва периодически предлагает пользоваться им для транзита. Труба была наполнена газом, который в понедельник энергично булькал на поверхности моря. Теперь стоит ожидать новой волны предложений ввести в действие единственную оставшуюся нить.
Удар по “Северному потоку” – это заодно и толстый намек для норвежских и датских морских газопроводов. Гарантировать, что рядом с ними на дне не прикопана закладку, вряд ли кто сможет. Как и нет гарантий (не)прилетов (трофейных) американских ПТУР по хранилищам LNG от ранее неизвестных “фронтов освобождения чего-либо там”.
Митинги за немедленное снижение цены на газ в целом (и увеличение поставок российского в частности) уже были… и будут. Путин уже говорил, что правила XXI века его не устраивают. Ему, по-видимому, хочется в эпоху наполеоновских войн.
Тем более, сама диверсия совпала с запуском долгожданного польского газопровода Baltic Pipe (“Балтийская труба”) для поставок норвежского газа в Польшу. Так сказать, намек к открытию. Интересно, что в море он пересекает и “Северный поток”.
Москва уже отключила Польшу от поставок и прекратила транзит газа через ее территорию в Германию по газопроводу “Ямал”.
Baltic Pipe решит часть этих проблем, но далеко не все. У него большие проблемы с объемами законтрактованного газа, так что зимой хорошо, если он будет работать более чем на половину мощности. Заменить выпавшие российского газа (около 10 млрд. кубометров) в следующем году он не сможет. А тут еще сказывались проблемы и с возможным импортом из Германии.
Терминал СПГ сильно помочь не сможет, на рынке мало газа и он дорог. Теперь к проблемам добавилась и возможность внезапных “хлопков”.
Кстати, Норвегия уже заявила о полетах неопознанных дронов у своих буровых в Северном море. Зима ожидается не самой легкой.
Технически “Газпром” мог бы качать и по газопроводу “Ямал”, но он остановил его весной в так называемом режиме контрсанкций. Да и Польша не собиралась продолжать его использовать после истекающего в октябре контракта (хотя россияне сами остановили поставки на полгода раньше). Кроме того, “Ямал” задействован в планах Варшавы по распределению газа, поступившему тем же Baltic Pipe.
Проблему легко могла бы решить транзит через Украину. Он легко заменил бы любой Северный поток (и хоть оба сразу). Но называя вещи своими словами, заставить Москву пойти на такой вариант слишком сложно.
Более того, сразу после взрыва (очевидно, чисто случайно) “Газпром” почти прямым текстом пообещал вообще прекратить транзит через Украину.
Он и так идет на уровне 38% от заключенного в 2019 году контракта, и россияне не собираются оплачивать недопоставленный транзит. После оккупации агрессором луганской ГИС “Сохрановка” НАК “Нафтогаз Украины” предложила перенести объемы, проходящие через нее, на вторую станцию “Суджа”.
“Газпром” отказался и просто урезал этот объем транзита, прекратив и его оплату. Причем транзитный контракт четко фиксирует принцип “качай или платы”. Независимо от объемов транзита, “Газпром” обязан за него платить. НАК подала прошение об арбитраже в Международный арбитражный суд в Париже относительно действий “Газпрома”. “Газпром” же заявил, что международные суды его уже не устраивают (басманный суд в Москве более близкий и родной), пригрозив, что в случае начала арбитража включит “Нафтогаз Украины” в режим санкций и не сможет вообще оплачивать счета. Иными словами, остановит транзит.
Следовательно, следует ясно понимать, что сценарий остановки транзита зимой давно стал основным. Противник идет ва-банк. Особенно терять ему нечего. В Кремле за прошлый год угробили репутацию России как надежного поставщика газа, сложившуюся за полвека. Сейчас добивают остатки.
Взрывы на Балтике – просто новая страница нового образа. А на фоне угроз применить ядерное оружие даже не поражают.
Это просто сигнал, который нужно принять к сведению и работать дальше. Трудностей будет куча, а вот как мы их преодолеем, зависит от нас. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)