Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: Европа уже активно снижает закупку российской нефти, – аналитик МЭА

Курс на декарбонизацию стал главным драйвером изменений спокойного и устоявшегося энергетического рынка Европы в 2010-2020 гг. Эпидемия COVID-19 стала первым серьезным стрессом с 2008 г., а российское вторжение в Украину и последующие кризисы могут привести к крупнейшему энергетическому кризису в истории Европы.

О том, как в таком состоянии нефтепереработка выгребла после эпидемии и как континент готовится к одному из самых серьезных испытаний за свою историю, enkorr пообщался с Кристин Петросян, старшим аналитиком по нефтяным рынкам Международного энергетического агентства (МЭА).

МЭА – международная организация, на отчетах и прогнозах которой строят политику как крупнейшие страны-потребители энергии в мире, так и ее производители. По мнению К. Петросян, спасти мир от будущих потрясений смогут энергоэффективность и ставка на неископаемые энергоносители.

enkorr: Периоды высоких цен на нефть, как правило, означают переход маржи по переработке в торговлю. Это так в нынешних условиях или запаса хватит для обоих секторов?

Кристин Петросян: В этом году мы наблюдаем рекордную высокую маржу переработки нефти во всех основных регионах. Этот период следует за двумя годами очень низкой маржи. В 2020-2021 гг., когда Covid повлиял на спрос, а квоты ОПЕК+ ограничили предложение сырой нефти, маржа нефтеперерабатывающих заводов существенно сократилась. НПЗ значительно сократили выработку, распродавая запасы нефтепродуктов. Резервы топлива в ЕС снижались восемь кварталов подряд, начиная с 3 квартала 2020 г. бензина резко возросло до невиданных ранее значений.

МЭА имеет методику оценки маржи нефтеперерабатывающих заводов, но мы не отслеживаем и не оцениваем маржи трейдеров. Однако, судя по заявленным в печати их финансовым результатам, они также достигли рекордного уровня прибыли.

enkorr: С начала эпидемии Covid-19 было немало информации о том, что многие НПЗ во всем мире работают в условиях минимальной загрузки, терпят убытки или и вовсе закрываются. Как сейчас обстоит ситуация, открылись ли закрытые заводы?

Кристин Петросян: По нашим оценкам, глобальные объемы переработки нефти начали снижаться еще до начала пандемии Covid-19. В 2019 году мы увидели первый годовой спад после глобальной рецессии 2008-2009 годов. Снижение, вызванное Covid, конечно было беспрецедентным, поскольку объемы переработки 2020 г. упали на 7,1 млн. баррелей в день (б/д), или на 9%. Около 4 млн. б/д перерабатывающих мощностей было навсегда закрыто с начала 2020 г. в США, Европе и других странах. В то же время у нас также появилось 4 млн. б/д новых мощностей, в основном в Азии и на Ближнем Востоке.

НПЗ обычно снижают объемы переработки, а не полностью закрываются, если они намерены возобновить полную работу в какой-то момент в будущем. Консервация НПЗ и его реанимация обычно обходятся дороже. Случаи, когда заводы полностью останавливают работу на несколько месяцев или лет, а затем возобновляются, очень редки. Одним из таких примеров является нефтеперерабатывающий завод Donges во Франции, который был закрыт с декабря 2020 по июль 2022 г. Еще один нефтеперерабатывающий завод в Южной Африке был закрыт в прошлом году, и он должен снова открыться в этом году.

В целом работа НПЗ начала возобновляться в 2021 году. Но понадобится три года, чтобы полностью восстановиться до докризисного уровня, чего, по прогнозам, будет достигнуто в 2023 г.

enkorr: Насколько НПЗ ЕС готовы ограничить поставки из России и начать поставки нефти из новых источников? Продолжается ли работа, в том числе по инфраструктурным проектам?

Кристин Петросян: ЕС и Великобритания, объявившие о запрете на импорт российской нефти начиная с декабря, уже сократили поставки из России на 900 тыс. б/д по сравнению с довоенным уровнем, или примерно на треть. Они заменили его увеличением закупок в США, Норвегии, Саудовской Аравии и Ираке. Страны, питающиеся южной ветвью нефтепровода “дружба”, освобождены от санкций и будут продолжать импортировать российскую нефть. Болгарии также разрешено продолжать импортировать нефть по морскому пути. Мы не думаем, что странам, импортирующим нефть с морских рынков, требуется значительный объем инфраструктурных работ. В основном это вопрос обеспечения поставок от производителей.

enkorr: В зависимости от дизеля еще больше. Каковы основные источники замены российского дизеля? Есть источники, которые могут обеспечить Европу нероссийской нефтью? Каков потенциал НПЗ в Европе?

Кристин Петросян: Доля России в импорте дизельного горючего в Европу была и остается выше, чем в импорте сырой нефти (более 50% по сравнению с 20-25%), однако доля российского ГП в потреблении ЕС даже менее заметна, чем сырая нефть. На российскую сырую нефть приходится 20% спроса на НПЗ ЕС, но на российское дизельное топливо приходится около 13% спроса в регионе. Регионами, экспортирующими большие объемы дизельного горючего, являются США, Ближний Восток и Индия. В настоящее время США поставляют в основном в Мексику и Южную Америку. Индия и Ближний Восток направляют некоторые объемы в Европу, но также поставляют в Африку и Азию.

В самой Европе потенциал нефтеперерабатывающих заводов ограничен из-за нехватки значительных избыточных мощностей.

Скорее всего, это будет перераспределение текущих торговых потоков: российское топливо следует на новые направления, такие как Латинская Америка и Африка, возможно, в Азию, а дизельное топливо из США/Ближнего Востока уйдет в Европу. Однако мы считаем, что такое перераспределение невозможно без услуг, которые сейчас запрещены шестым пакетом санкций ЕС. Исключение могут быть только поставки, которые происходят в рамках механизма ограничения цен, ценового потолка.

enkorr: Ценовой потолок еще не утвержден. Насколько эффективной может быть эта мера? В частности, интересно, как может быть организована защита от смешения российской нефти и нефтепродуктов с ресурсами другого происхождения.

Кристин Петросян: Цель ценового потолка состоит в том, чтобы позволить некоторым объемам российской нефти поступать на рынки, но исключить возможность для России получать сверхприбыли. Такие механизмы уже применялись раньше, но в меньшем масштабе. Потенциальное блендирование российской нефти с нефтью другого происхождения для импорта в зоны, которые прямо запретили ее, – это то, что необходимо решать в целом, а не только в рамках механизма ограничения цен.

Помимо умышленного смешения, например, при передаче груза между морскими судами с отключенной геолокацией, существует еще и серая зона для смешивания различных партий нефти в посторонней стране в хранилищах или непосредственно на НПЗ. В первом случае изучение данных о рейсах судов может помочь обнаружить скрытое происхождение груза, но во втором случае, когда потоки смешиваются на суше, отследить практически невозможно.

enkorr: Насколько европейские санкции по морскому страхованию повлияют на российский экспорт?

Кристин Петросян: Мы считаем, что это окажет влияние на экспорт российской нефти, но масштабы оценить сложно. Без европейской страховки Россия и покупатели российской нефти потенциально могли бы организовать поставки ограниченного количества сырой нефти, но мы считаем, что им будет гораздо сложнее сделать то же самое с нефтепродуктами. Есть опыт покупки Индией и Китаем иранской нефти, находившейся под санкциями, но объемы были очень скромными. Кроме того, механизм предельной цены дает покупателям российской нефти возможность извлекать выгоду от обычного объема услуг по грузу, если они согласятся на предельную цену.

enkorr: Какие инновационные меры по экономии нефтепродуктов и природного газа предпринимаются?

Кристин Петросян: Что касается нефти, то мы видели конкретные шаги в разных европейских странах по продвижению общественного транспорта, чтобы снизить использование личного транспорта. Это важно, поскольку более половины европейского спроса на нефть приходится на транспортный сектор. К примеру, этим летом в Германии, Испании и Ирландии по всей стране или в отдельных городах были инициированы программы снижения стоимости проезда и цен на общественный транспорт. Статистика спроса на нефть указывает, что в этих регионах наблюдается замедление использования транспортного топлива.

Что касается газа, здесь мероприятия сосредоточены на проблеме отопления, освещения и использования газа в промышленных целях. К примеру, это отказ от использования горячей воды в общественных зданиях, снижение уровня минимальной температуры для общественных зданий и офисов, уменьшение освещения улиц.

Конечно, реализуя эти быстрые меры с мгновенным эффектом, мы не должны забывать о потенциале более долгосрочных амбиций. Международное энергетическое агентство уже давно занимается продвижением энергоэффективности как основного инструмента политики, направленной на устойчивое развитие мировой экономики и повышение уровня жизни людей.

enkorr: В Украине продолжается дискуссия по стимулированию потребления одних видов топлива в ущерб другим. К примеру, налоговые льготы предлагаются для сжиженного углеводородного газа, бензина с биоэтанолом и биодизеля. Как это стимулирование отвечает текущему опыту ЕС и достижениям на будущее?

Кристин Петросян: Биотопливо помогло значительно сократить потребление нефти в Европе, США и Бразилии. Однако в этих регионах в отношении транспортного топлива это работало в основном за счет предписаний по смешиванию и обязательствам по использованию возобновляемых видов топлива, а не налоговых льгот.

enkorr: Твердый курс на экологическую нейтральность нанес мощный удар по ископаемому топливу в Европе. Можно ли сказать, что война в Украине и давление на Россию задержат энергетический переход и дадут больше времени бензину и дизелю?

Кристин Петросян: Напротив, этот кризис подчеркивает неустойчивость нынешней энергетической системы, в которой преобладает ископаемое топливо. Вот почему мы должны еще больше стремиться к более чистой, более доступной и более безопасной энергетической системе. И страны действуют. ЕС принял план REPowerEU, правительство США ввело в действие закон о снижении инфляции, что дало импульс огромному набору экологически чистых энергетических технологий, от солнечной и ветровой генерации и электромобилей до улавливания углерода и использования водорода.

Японское правительство, например, стремится перезапустить и построить больше атомных станций и расширить другие жизненно важные технологии с низким уровнем выбросов. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version