Российские компании пытаются увеличить поставки угля в Китай, особенно после вступления в августе в силу эмбарго на его импорт в Европу. Но железные дороги не справляются с возросшими потоками.
В сентябре совокупный импорт угля из России упал до 6,95 млн. т с рекордных 8,54 млн. т в августе, по данным китайской таможни. Транспортные сложности мешают нарастить поставки. “Продавцы проинформировали многих из нас, что будут задержки с отгрузкой и поступлениями, и это создает проблемы нашему бизнесу”, – сказал Reuters китайский угольный трейдер. По словам другого источника агентства на рынке, российские продавцы или угледобывающие компании просто сообщают покупателям, что поставка была отменена из-за нехватки железнодорожных мощностей и задержка может растянуться на недели.
В III квартале доставка угля с сибирских месторождений, например, из Кузбасса в порты на тихоокеанском побережье занимала 12,6 дня против 11,3 дня годом ранее, свидетельствует проведенный Reuters анализ железнодорожных перевозок. А в среднем по России время доставки увеличилось примерно на 20% (1,4 дня), и оно может еще больше возрасти зимой из-за “пробок” на железных дорогах и проблем в портах с приемкой грузов.
“Мы ожидаем, что импорт угля из России в Китай сократится из-за похолодания, которое приведет к ограничению объемов погрузки в портах, а проблемы в железнодорожной логистике тоже будут сдерживать” поставки, сказал агентству китайский угольный трейдер.
На сложности с транспортировкой обращает внимание и Банк России. “В августе-сентябре из-за запрета на экспорт угля в ЕС, а также ряда логистических ограничений добыча угля в Сибири продолжила сокращаться. Так, по итогам августа угледобыча в Кузбассе снизилась на 11% в годовом выражении при сокращении угольного экспорта на 13%”, – говорится в его обзоре региональной экономики.
Компании ищут возможности заключать долгосрочные контракты, отмечает ЦБ. Крупный производитель энергетического угля рассказал ему, что наладил поставки больших объемов на азиатский рынок, решив проблему избыточных запасов. Но “в компании отметили, что продают уголь с существенным дисконтом к мировым ценам”, пишет ЦБ.
Переориентация поставок действительно не помогает компаниям и государству увеличить заработки. Российские поставщики вынуждены экспортировать уголь с дисконтом в 50-60%, заявил 20 октября первый вице-премьер Андрей Белоусов: “Они примерно в два раза дешевле вынуждены продавать уголь, чем рыночные цены”. Цена энергетического австралийского угля с чуть меньшим энергосодержанием, чем российский, в начале октября была более $400 за тонну, а российского – менее $200.
Правда, по словам Белоусова, даже в таких условиях компании сохраняют рентабельность, но вот бюджет в такой ситуации ничего не заработает.
Цена, например, коксующегося угля была в конце III квартала в районе $300 за тонну на восточных рынках ($270 в Австралии и $308 в Китае, по данным S& P Global Commodity Insights). Средняя цена российского угля на этих рынках составляет около $130-140 за тонну, говорил Белоусов 7 октября, при ней экспортная пошлина на уголь, вероятно, не принесет дохода в бюджет в 2023 г.
Поскольку правительство договорилось с угольными компаниями, что цена отсечения будет $150, России вряд ли удастся “что-то собрать из экспортных пошлин с угольной отрасли”, пояснил тогда Белоусов.
По данным Министерства энергетики России, в 2021 г. совокупный экспорт угля составил 223 млн. т; в Европу из этого объема было поставлено 49 млн. т. Стремление переориентировать поставки на восток натыкаются на логистические проблемы. “Скапливается множество железнодорожных вагонов, на станциях у портов образуются пробки. Затраты времени на рейс существенно возрастают. Поставщики ищут пустые вагоны”, – рассказал Reuters человек из российской транспортной отрасли.
В этом году правительство прогнозирует падение совокупного экспорта на 22%, а в следующем – еще на 31%. (Moscowtimes.eu/Энергетика Украины и мира)