“Зеленая” энергия завоевывает мир. Резкий рост цен на ископаемое топливо и российские танки на границах заставляют политиков делать выбор, считавшийся когда-то невозможным.
Последнюю конференцию сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата COP27 в Шарм-эль-Шейхе называют форумом имплементации взятых обязательств.
На фоне энергетического кризиса, вызванного российским вторжением в Украину, газовым шантажом и нефтяным ценовым сговором с ОПЕК, а также на фоне чрезвычайных бедствий, вызванных последствиями изменений климата, конференцию открыли призывы к немедленным действиям и ускорению отказа от ископаемого.
Это сопровождается публикацией отчетов о чрезвычайном климатическом состоянии.
“Брутальная и противозаконная война Путина в Украине спровоцировала многочисленные глобальные кризисы: поставила под угрозу энергетическую и продовольственную безопасность, влечет за собой инфляцию и рост долга.
Эти кризисы усилили уязвимость к изменению климата и негативные последствия пандемии. Несмотря на этот контекст, в выполнении обязательств, взятых нами в Глазго, есть определенный прогресс”, – подчеркнул президент предыдущей конференции COP26 Алок Шарма.
Сокращение выбросов из-за санкций против России
Официальные заявления первого дня COP27 свидетельствуют, что Великобритания верна целям Парижского соглашения по ограничению глобального потепления на уровне 1,5 градуса и планам достижения климатической нейтральности к 2050 г. Несмотря на финансовые трудности, Соединенное Королевство усугубит помощь бедным странам.
Это касается развития возобновляемых источников энергии и поддержки индустриализации на основе чистых технологий. Роль возобновляемой энергетики особо подчеркнул новый премьер-министр Великобритании Риши Сунак.
“Климатическая безопасность неразрывно связана с энергетической безопасностью. Отвратительная война Путина в Украине и рост цен на энергоносители не являются причиной замедлять противодействие изменениям климата. Они являются поводом действовать быстрее”.
Диверсификация нашего энергоснабжения путем инвестирования в возобновляемые источники энергии – способ защитить себя от рисков энергетической зависимости. Это также фантастический источник рабочих мест и рост”, – сказал он.
У России будет много причин, чтобы пожалеть о войне с Украиной, но ускоренная потеря экспортных рынков нефти и газа и соответствующих доходов может стать наиболее весомой из них. Великобритания и страны Евросоюза в ответ на агрессию России под давлением общественности и климатических ученых вынуждены предпринимать ускоренные шаги по устранению зависимости от нефти и газа.
Согласно анализу Centre for Research on Energy and Clean Air, за последние три месяца выбросы углекислого газа от энергетического сектора Евросоюза сократились на 5% благодаря мерам по повышению эффективности и сокращению потребления ископаемого топлива в ответ на вторжение России.
По расчетам ЮНЕП, чтобы удержать глобальное потепление в пределах 1,5 градуса, подобные чрезвычайные темпы сокращения выбросов парниковых газов необходимы каждый год в течение всего следующего десятилетия.
В последние недели ученые доносили мировым лидерам простой тезис: до сих пор они не делали все необходимые шаги по преодолению климатического кризиса.
Всемирная метеорологическая организация обнародовала отчет, согласно которому 2015-2022 годы стали восемью теплыми за историю метеорологических наблюдений. Средняя глобальная температура поднялась на 1,15 градуса.
Риск сближения африканских стран с Китаем и РФ
Вопросы климатических репараций странам, терпящим непоправимый ущерб от последствий изменений климата, является одним из центральных на COP. Оно вошло в повестку дня конференции и будет активно обсуждаться, чтобы заложить климатические репарации в международные механизмы реализации Парижского соглашения.
Китай отправил на климатическую конференцию крупную правительственную делегацию – более 50 человек. Значительная часть работы – укрепление дипломатических связей со странами Африки и согласование позиций, которые будут не в интересах Запада.
Китай не первый год успешно делает это в рамках G77 and China – переговорной группы, выступающей общим голосом от имени восходящих стран.
В своей климатической дипломатии Китай использует тот факт, что африканские страны терпят сильный ущерб от последствий изменений климата, но при этом меньше всего приложились к загрязнению атмосферы парниковыми газами.
Китай хочет объединить страны Африки вокруг своих интересов и усилить свою роль в регионе, имеющем колониальное прошлое и исторические счета к Западу.
На площадке COP27 Китай представлен большим красным павильоном, собирающим большое количество посетителей, в том числе африканских чиновников и бизнесменов. На входе павильон имеет полку, заполненную книгами, написанными президентом Си Цзиньпином о дипломатии, государственном управлении и компартии.
Посетители охотно потребляют пропаганду Китая и вовлекаются в его нарративы.
Высшие руководители Китая не раз встречались с африканскими лидерами, в том числе главой Африканского союза, президентом Сенегала Маки Саллом.
Последний в студенческие годы был членом африканского марксистско-ленинского движения And-Jef и дружил с Маоистами – идейными последователями китайского коммунизма. До президентства он занимал должность министра энергетики Сенегала и имеет тесные связи с нефтегазовой индустрией.
3 июня 2022 г. Салл встречался с Путиным в Сочи, чтобы обсудить поставки зерна из России и Украины в Африку. После этой встречи Салл призвал западные страны ослабить санкции против России и разрешить Африке рассчитываться за поставки зерна и удобрений в российских банках.
Тогда же другой представитель Африканского союза упомянул об “исторических крепких братских отношениях” между Россией и Африкой.
У России нет собственного павильона на COP, но успешно покупает лояльность африканских стран. Вместо показательной дипломатии РФ использует экономические рычаги: продажу нефти и зерна со скидками, непубличные встречи и договоренности.
Антидотом со стороны Запада против углубления влияния Китая и России в Африке является “партнерство справедливого энергетического перехода”, первое из которых было подписано с Южно-Африканской республикой на COP26.
Документ предусматривает предоставление 8,5 млрд. долл. международной помощи для поддержки перестройки энергетического сектора в направлении использования возобновляемых источников и постепенного сворачивания угольного поколения в стране. Ожидается, что подобные партнерства могут подписать другие страны.
Справедливый энергетический переход и газовый вопрос
В официальной повестке дня COP27 нет вопроса о том, смогут ли африканские страны получать международную финансовую поддержку для добычи, использования и экспорта ископаемого газа в рамках справедливого энергетического перехода, однако он активно обсуждается.
На предыдущем форуме в Глазго западные страны и финансовые учреждения подписали заявление о международной государственной помощи для энергетического перехода.
Стороны обязались прекратить новую прямую международную государственную поддержку проектов на основе ископаемого топлива до конца 2022 г., кроме ограниченных и четко определенных обстоятельств, отвечающих целям Парижского соглашения.
Перед конференцией в Шарм-эль-Шейхе стало известно, что Германия хочет отступить от данного обещания и планирует принять участие в газовых проектах в Африке. Еще в мае канцлер Шольц обсуждал с Саллом перспективы реализации новых газовых проектов на африканском шельфе Атлантического океана.
Реагируя на это, группа Don’t gas Africa из более чем ста общественных организаций из Европы и Африки за неделю до конференции обратилась в открытом письме к европейским лидерам, призывая их прекратить “гонку за газом”.
Авторы этого послания выступили за уменьшение зависимости Европы от ископаемого топлива и против использования государственных средств для создания инфраструктуры добычи и экспорта нефти и газа в Африку.
Директор исследовательского центра Power Shift Africa Мохамед Адоу заявил, что Европа стремится сделать Африку своей “заправочной станцией”, но недостаточно финансирует солнечную и ветровую энергетику. “Мы не можем позволить Африке, пропустившей индустриализацию на основе ископаемого топлива, стать жертвой близоруких эгоистических колонизаторских интересов”, – отметил он.
В пользу быстрого перехода к возобновляемым источникам энергии без этапа зависимости от ископаемого газа высказался и премьер-министр Великобритании Риши Сунак. Великобритания против выделения международной государственной помощи на газовые проекты и отстаивает положения совместного заявления правительств на COP26.
“Соединенное королевство инвестирует 65 миллионов фунтов стерлингов в ряд “зеленых” инвестиционных проектов в Кении и Египте”, – отметил он.
Как Украина становится ключевым звеном для декарбонизации мира
“Путин взорвал эру ископаемого топлива. Он инициировал поддержанное Америкой решительное движение в Европе, направленное на отказ от российского топлива, ускорение мер по эффективности и переход на возобновляемые источники энергии. Это то, куда Европа направлялась в любом случае, но теперь идет намного скорее”, – сказал американский энергетический эксперт Эмори Ловинс.
В 2022 г. Украина впервые представлена на климатических переговорах своим павильоном с тематическими мероприятиями. Его задача – показать губительное влияние русской захватнической войны и заручиться поддержкой для изоляции агрессора.
Важной задачей является привлечение средств международной помощи для возрождения Украины и развития “зеленой” инфраструктуры. Это должно стать началом новой климатической дипломатии для Украины, которая и в дальнейшем может быть двигателем декарбонизации мира, используя свой потенциал для развития возобновляемой энергетики и чистого промышленного производства.
По мнению Ловинса, который видит “зеленое” восстановление Украины, международную помощь для экономического восстановления следует направить прежде всего на меры по энергоэффективности, переход от централизованного энергоснабжения и неэффективного потребления к чистым децентрализованным решениям.
Высокие мировые цены на ископаемое топливо – мощный рыночный стимул для ускорения перехода на возобновляемые источники энергии. Солнечная и ветровая энергетика в сочетании с системами накопления энергии стали самыми дешевыми решениями для удовлетворения нового спроса на электроэнергию, в частности в Африке, где 600 млн. человек до сих пор не имеют доступа к электроснабжению.
Острые риски для энергетической безопасности и рыночные стимулы являются более мощными двигателями климатических действий для мировых лидеров, чем лучшее будущее планеты через 30 лет. Резкий рост цен на ископаемое топливо и российские танки на границах заставляют политиков делать выбор, считавшийся когда-то невозможным.
Европа показывает, что существуют решения, которые будут способствовать радикальным изменениям к 2030 г.: больше возобновляемых источников энергии, больше электрификации и масштабные меры по энергосбережению и повышению эффективности.
В рамках REpowerEU Еврокомиссия планирует увеличить мощности возобновляемой энергетики до 1 236 ГВт, установить 50 млн. тепловых насосов, обеспечить поставку “зеленого” водорода и быструю электрификацию промышленности.
Изменится не только Европа. Высокие цены ускоряют радикальные изменения повсюду, потому что 80% людей живут в странах-импортерах ископаемого топлива. (Олег Савицкий, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)