Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: усиленная электрификация стала новым трендом в ресторанном бизнесе

Массовые отключения электроэнергии в крупных городах ударили по ресторанному бизнесу, но вместе с тем открыли ему новую возможность для заработка. Как выживают предприниматели и что предлагают потребителям?

Кофейни и рестораны стали спасательным кругом для дистанционно работающих людей.

Когда дома нет света и интернета, они массово мигрируют с ноутбуками в ближайшие кафе. Поэтому в будние дни заведения питания больше похожи на миниковоркинги, чем на места для отдыха.

Любой “дистанционный” работник имеет несколько таких “офисов” в своем районе.

Такой подход взаимовыгоден: люди могут работать, а кафе получают новых постоянных клиентов, наращивают доходы и сохраняют рабочие места.

Усиленная электрификация стала новым трендом в ресторанном бизнесе. Выгоду из этого получат те, кто превратит свои кафе в электрические хабы.

Электрическая миграция

Российские обстрелы энергетической инфраструктуры испортили жизнь украинским ресторанам.

После массированных атак на энергетические объекты 10-11 октября власти ввели веерные отключения электроэнергии. Теперь ежесуточно одно заведение питания может переживать до трех таких отключений.

Из-за этого еда в холодильниках портится, не работают освещение, кофемашины, терминалы для безналичного расчета. В результате доходы ресторанов в октябре существенно упали.

По данным сервиса для автоматизации заведений питания Poster , в октябре выручка украинских ресторанов упала на 15-19%. В Киеве – на 18-23%.

В ноябре доходы ресторанов начали возвращаться на уровень “до обстрелов 10-11 октября”, но отрасль до сих пор во взвешенном состоянии.

“Ресторанный бизнес в глубоком шоке, от которого он пока не пришел в себя. Заведения по всей стране порезали меню, потому что все боятся подвергать посетителей риску отравления из-за неработающих холодильников.

Участились и экстренные отключения. Во время таких “качелей” трудно спрогнозировать, сколько придет людей, какие делать запасы и какой будет выручка, – рассказывает директор аналитического центра “Рестораны Украины” Ольга Насонова.

От отключений электроэнергии страдают и дистанционные работники. Как только пандемия приучила людей работать дома, они столкнулись с новым испытанием: в квартирах массово исчезает электричество. Более того, из-за перегрузки мобильной сети в домах не всегда работает интернет.

Веерные отключения не прекращаются, а Владимир Зеленский предупредил о возможной подготовке россиянами новых ударов по инфраструктуре. Поэтому всем “дистанционным” работникам приходится искать запасное рабочее место.

Отключение электричества привело к росту популярности коворкингов (временных рабочих мест), которые обеспечивают клиентам бесперебойный доступ к питанию благодаря электрогенераторам.

Основатель сети коворкингов Creative States Илья Кенигштейн написал в Facebook, что компания принимает сотни запросов в день.

Однако коворкинги – не универсальное решение. Не каждый может преодолевать значительное расстояние, чтобы поработать несколько часов. Желательно, чтобы запасное рабочее место было недорогое и расположенное недалеко от дома.

Здесь “дистанционные” работники и рестораторы нашли друг друга. Люди начали искать островки света в заведениях питания вблизи собственных домов.

Из-за наплыва клиентов с ноутбуками некоторые кафе превратились в миниковоркинги. Люди получили возможность продолжать работу, а заведения – полные залы клиентов и спасти свой бизнес.

Рестораны устанавливают генераторы или зарядные станции и принимают клиентов из других районов, где отключили ток.

Киевскому Soul cafe на Русановской набережной повезло больше: за последний месяц их линия почти не отключалась от электричества. Персонал уже привык, что в будние дни главный зал превращается в компьютерный клуб.

“У нас 72 места. До веерных отключений гости с ноутбуками занимали 8-10% мест. Сейчас в будние дни их 85-90%, особенно с 10:00 до 18:00″, – рассказывает операционный директор заведения Оксана Ткаченко.

Наплыв клиентов почувствовали и небольшие кафе у домов. Одно из кофеен сети Османтус, которая имеет лишь несколько посадочных мест, установила аккумуляторы, чтобы работать автономно.

По словам баристы заведения, во время отключения электроэнергии люди из соседних домов приходят к ним работать даже, несмотря на проблемы с интернетом.

Кризис в энергетической сфере создал рынок миниковоркингов у дома, которые могут стать опорой для фрилансеров. Особенно такие рабочие места популярны в отдаленных от центра районах.

Особенности клиентов с ноутбуками

Есть мнение, что гости с ноутбуками заказывают только один кофе и часами занимают место. Однако в индустрии утверждают, что такие посетители в основном ведут себя как обычные клиенты.

Это стереотип, что гости с ноутбуками ничего не заказывают. Люди, которые приходят к нам отдаленно работать, часто заказывают завтрак, обед, а вечером могут взять бокал вина. Конечно, есть гости, которые занимают место и берут кофе, но это исключения”, – отмечает Ткаченко.

ЭП пообщалась с посетителями с ноутбуками в разных заведениях Киева. Некоторые заказывают больше, чем один кофе, из вежливости, а кто-то за часы работы истощается и обедает на рабочем месте.

“Я работала в маленьких кафе последние десять дней по несколько часов. За это время потратила до тысячи гривен. Сначала из вежливости принимала кофе и маленький десерт. Если же сидела более трех часов, то из-за голода принимала сэндвичи”, – сказала Анастасия, клиентка одного из заведений.

“У меня дома электрическая плита, поэтому не могу себе приготовить еду во время отключения. Приходится чаще делать “перекусы” в заведениях во время работы”, – отметил Александр, посетитель кофейни.

“Я раньше стеснялась ходить работать в заведениях. Теперь вижу, что многие сидят с ноутбуками, и стала делать это чаще. Абонемент в коворкинге не могу себе позволить”, – говорит студентка Виктория, клиентка кафе.

С каждой неделей гости становятся открытее и охотнее контактируют с заведениями, куда приходят поработать.

“В 2015 году мы поставили длинный коммунальный стол. Гости поначалу не хотели, чтобы к ним подсаживались незнакомые люди. Они многие годы избегали этого стола. Сейчас эта проблема исчезла. Люди подсаживаются друг к другу, знакомятся. Некоторые сами предлагают официантам подсаживать других гостей с “ноутами”, чтобы не занимать много места”, – говорит Ткаченко.

Клиенты, мало заказывающие и долго сидящие, тоже есть. Когда мест не хватает, ресторанный аналитик Ольга Насонова рекомендует вежливо попросить прийти позже. Если это происходит в большом ресторане или кафе, то можно сказать, что этот забронированный столик и вскоре за него сядут новые гости.

“Это вымысел, никто этих столиков на самом деле не заказывает. Это только способ попросить на выход засидевшегося человека. Обычно после этих слов гости собираются и уходят”, – отмечает Насонова.

Как привлечь “дистанционных” работников

У дома обычно есть несколько заведений, где можно поработать. Это значит, что ресторанам придется конкурировать за этих клиентов.

Один из собеседников ЭП, репетитор Валентин, пошел работать с ноутбуком из одного кафе в соседнее, потому что в первом громко играла музыка и администратор отказался делать тише.

Пообщавшись с посетителями, рестораторами и экспертами, ЭП собрала советы, как сделать заведение более привлекательным для дистанционных работников.

В первую очередь должен быть стабильный доступ к интернету. Во многих заведениях низкая скорость на роутерах, поэтому люди раздают себе Интернет с мобильных телефонов.

Идеально, если интернет будет работать даже после отключения электричества в районе, хотя технически добиться этого трудно. Позаботиться о лучшем тарифе у провайдера и купить более мощный гигабитный роутер – вполне возможно.

Все столики должны иметь доступ к розетке. Установить новые затруднительно, но можно приобрести удлинители. Еще одно решение – станции шеринга павербанков.

Некоторые гости проводят в зале онлайн-встречи, поэтому в рабочие часы музыка в заведении должна быть тише или нейтральнее.

Люди приходят работать в большинстве своем сами, поэтому некоторые рестораны разделяют двойные столы на два полноценных рабочих места. В главном зале должно быть тепло, чтобы человек мог находиться там часами и не мерзнуть.

Чтобы клиент с ноутбуком чаще делал заказы, нужно расширить ассортимент легких закусок. Предпочтительно, чтобы их приготовление минимально зависело от электрических приборов.

Электрификация как тренд

Если отключения будут продолжаться долго, то генераторы и зарядные станции могут стать хорошей инвестицией для ресторанов.

Как рассказал ЭП сотрудник одного из небольших кафе, заведение приобрело три больших аккумулятора. Их мощности хватает на работу освещения, трех холодильников и кофемашины в течение четырех часов.

Достать генераторы и аккумуляторы сейчас тяжело и дорого, но это выгодно. Количество клиентов в этом кафе в часы отключения электричества в районе значительно увеличивается.

Люди выходят на охоту за горячими напитками и ячейками света. Похвастаться же электричеством в часы отключений тока может немного заведений.

“За несколько часов отключения электричества в районе мы собрали большую кассу, чем обычно собираем за весь день”, – сказал ЭП сотрудник заведения.

Чтобы упростить поиск заведений с автономным питанием, проект “ЛУН город” создает соответствующую интерактивную карту. Через несколько дней анкеты заполнили владельцы около ста кафе.

Разработчики планируют пустить карту онлайн и в приложении ЛУН “Полезная карта” в ближайшее время.

Впереди зима и потребление электроэнергии неизбежно возрастет. Готова ли к этому энергосистема и будут ли новые разрушения инфраструктуры, никто не знает.

Похоже, именно рестораны и кафе станут теми местами, где люди будут работать и заряжать гаджеты в случае экстренных отключений электричества.

В конце концов этот тяжелый период способен помочь ресторанному бизнесу. В Украине может развиться культура работы в кафе. Так же, как два года тому назад прижилась культура дистанционной работы. (Богдан Мирошниченко, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version