Энергомост Россия-Европа, построенный во времена Леонида Брежнева, по которому на Запад отправлялось сырье, а на Восток – технологии и ширпотреб, отправляется на свалку истории.
Морской экспорт российской нефти в Европу на неделе, завершившейся 2 декабря, рухнул до 310 тысяч баррелей в сутки, подсчитал Bloomberg на основе статистики танкерных перевозок.
По сравнению с предыдущей неделей поставки упали на треть, по сравнению с началом ноября – почти на 60%, а если сравнивать с довоенными объемами – более чем в 5 раз.
Полностью отказались от морских поставок российской нефти Польша, Германия, Швеция, Великобритания, Франция, Финляндия, Румыния и Литва.
Италия сократила закупки втрое по сравнению с началом ноября после того, как власти ввели внешнее управление на НПЗ “ЛУКойла” – одном из крупнейших в стране, на который приходится 20% мощностей нефтепереработки. Продолжали покупать российскую нефть Болгария (125 тысяч баррелей в сутки), Хорватия (менее 100 тысяч) и Нидерланды (100 тысяч), где расположен крупнейший в ЕС нефтяной порт Роттердам.
Но с 5 декабря страны ЕС вводят эмбарго на российские баррели и одновременно запрещают страховать танкеры, которые везут нефть дороже 60 долларов за бочку – условного “потолка” цены.
Развязавший войну с Украиной и добившийся санкций, президент Владимир Путин “уничтожил свой самый важный рынок для нефти”, говорит вице-президент S&P Global Даниел Йергин. До войны в ЕС уходило больше 50% морского нефтяного экспорта из России – 1,6 млн. баррелей в сутки из 3 млн. (Finanz/Энергетика Украины и мира)