Почти полный запрет на импорт российской нефти в Европейский Союз окончательно ударил по нефтяным доходам России. Беспокойство по поводу того, что это даст Кремлю сверхприбыль для финансирования его войны в Украине, пока не оправданы, считают в Bloomberg.
Администрация США опасалась, что вступившие в силу с 5 декабря санкции ЕС против российской морской нефти приведут к стремительному росту цен. Особую обеспокоенность вызвал запрет на предоставление судов и услуг, таких как страхование и финансирование российских грузов, перемещаемых в любую точку мира.
Чтобы смягчить влияние США предложили ограничить цены на российский экспорт. Грузы, приобретенные по цене ниже ограничения, которое в конечном итоге установлено на уровне $60/барр., будет освобождено от запрета на доставку и услуги.
Последние русские баррели направлены в порты Европы. Москва потеряла рынок на своем пороге более чем на 1,5 млн. баррелей в день (б/д). Похоже, она лишится продаж еще на 500 тыс. б/д до конца года, если Польша с Германией выполнят свои обязательства прекратить импорт трубопроводами.
Однако цены на нефть не взлетели, а упали. До пятницы, пятого дня запрета на импорт, нефть Brent стоила ниже $77/барр. и ненадолго упала ниже $76. Это более чем на 14% ниже максимумов, достигнутых в понедельник после вступления в силу санкций.
Цены, полученные Россией за поставку сырой нефти, упали еще больше. Ключевой экспортный сорт нефти Urals переходил из рук в руки чуть дороже $40/барр. в балтийских портах страны, которые остаются самым большим местом сбыта нефти. Это примерно уровень, определенный как безубыточность себестоимости производства, и значительно ниже ограничения цены на уровне $60/барр., введенного вместе с запретом на импорт ЕС.
Сохранение важности балтийских портов России даже после того, как она потеряла свой европейский рынок, свидетельствует о неспособности страны перенаправить нефтяные потоки. Единственный трубопровод в Китай и российский экспортный терминал на тихоокеанском побережье в “Козьмино” уже заполнен, и единственный способ получить поставки на оставшиеся в Китае, Индии и Турции оставшиеся рынки России – это длинные рейсы вокруг Европы и через Суэцкий канал.
Санкции ЕС не создали дефицита нефти, а повлекли за собой локальное перенасыщение этих рынков.
Огромный объем российской нефти конкурирует с потоками от традиционных поставщиков на Ближнем Востоке и продавцы должны предоставлять большие скидки, чтобы компенсировать высокую стоимость более длинных путешествий, необходимых для доставки грузов из Балтики.
Уже в следующем месяце кремль столкнется с большим ударом по поступлениям от экспортных пошлин на сырую нефть. Исходя из цен на нефть с середины прошлого месяца, российская пошлина за баррель вполне может упасть в январе до самого низкого уровня с момента сокращения доходов из-за пандемии Covid-19 в начале 2020 года.
Пока мир справляется с перенаправлением российской сырой нефти из Европы в Азию, и расходы, как надеются в западных столицах, ложатся на кремль. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)