Флагман российской сырой нефти марки Urals в этом месяце продавался со значительными скидками после того, как Европа запретила импорт российской нефти, а доминирующий покупатель Индия покупала баррели по цене значительно ниже предельной цены в $60, согласованной Западом, сообщили четыре источника на рынке, пишет Reuters.
Запрет Европейского Союза на импорт российской морской нефти с 5 декабря заставил Москву искать альтернативные рынки, главным образом в Азии, примерно на 1 миллион баррелей в день.
Также 5 декабря Большая семерка ведущих экономик ввела ограничение цены на российскую морскую нефть в 60 долларов, чтобы попытаться ограничить возможности Москвы финансировать свою войну в Украине. Россия заявила, что не будет соблюдать лимит, даже если ей придется сократить производство.
Действия Запада поставили российских производителей в жесткую конкуренцию между собой и с поставщиками из Азии, Европы и Ближнего Востока, то есть их лучшая надежда найти покупателей – снизить цены, говорят два трейдера.
С того момента, как Россия начала вторжение в Украину в феврале, Индия стала главной точкой сбыта морских грузов сырой нефти Urals. По некоторым сделкам этого месяца цена на Urals в индийских портах, включая страхование и доставку судном, упала примерно до минус $12-15 за баррель по сравнению со среднемесячной ценой датированной марки Brent. По словам источника, дисконт в декабре увеличился по сравнению со скидкой в $5-8 за баррель в октябре и $10-11 в ноябре.
Скидки означают, что нефть в некоторых случаях продается по цене ниже общей себестоимости производства, включая местные сборы, сообщили источники в отрасли.
Давление на производителей в западных портах России еще больше усилилось, поскольку нехватка судов, соответствующих зимней погоде в России, повлекла рост расходов на фрахт, которые может нести продавец в зависимости от согласованных условий сделки.
Фрахтовые ставки выросли до $11-19 за баррель по сравнению с менее чем $3 долларами США за баррель до февраля, и это примерно вдвое больше, чем в середине года.
Расчеты Reuters показали, что скидки на нефть марки Urals в западных портах России для продаж в Индию по некоторым сделкам выросли до $32-35 без учета фрахта.
Стоимость датированной марки Brent колебалась ниже $80 за баррель в начале декабря, в то время как ориентировочная стоимость российской нефти для производителей, включая расходы на добычу, налоги и транспортировку в экспортные порты, составляла около $15-45 за баррель, заявил замминистра энергетики РФ Павел Сорокин.
Российские поставщики нефти пытаются самостоятельно справиться с транспортировкой нефти Urals в Индию, используя собственные суда и партнеров-перевозчиков, что может снизить транспортные расходы, говорят трейдеры.
Но многие производители нефти все еще полагаются на торговые фирмы, а это значит, что они должны делиться любой прибылью, которую они имеют.
Индия, второй по величине потребитель нефти в Азии, имеет лучшие возможности для закупки Urals, чем Китай через более короткий транспортный путь, а ее нефтеперерабатывающие заводы хорошо подходят для переработки российской нефти.
Кроме того, Нью-Дели признает суда и страховое покрытие, предоставленное российскими организациями, больше не признаваемыми в Европе.
Согласно данным Refinitiv Eikon, поставки Urals в Индию в ноябре выросли, по меньшей мере, до 3,7 миллиона тонн и достигли рекордных 53,2% от общих загрузок сорта через морские порты в прошлом месяце.
Россия стала крупнейшим поставщиком нефти в Индию в ноябре, заменив Ирак, свидетельствуют данные, полученные из торговых источников.
“Рынок переполнен Urals, его много. Многие трейдеры предлагают грузы Urals как в декабре, так и в январе”, – сообщил источник на индийском нефтепереработчике. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)