Рынок и регуляторы все больше смотрят в сторону более экологичного топлива.
Вопрос экологичности транспорта встает все острее по всему миру. Вопреки распространенному мнению, в крупных городах именно автомобили являются крупными загрязнителями воздуха. По данным Европейского агентства по окружающей среде, транспорт – это источник более чем 40% всех выбросов диоксида азота (основной фактор образования смога) и около 40% выбросов частиц PM2.5 (микрочастицы, способные проникать в организм через почти все преграды и наносить вред здоровью).
Это одна из причин того, что власти крупных городов ограничивают движение транспорта. Например, в Европе в определенные дни или часы, а то и вовсе полностью запрещают движение личного транспорта в центрах мегаполисов.
Разные решения старой проблемы
Альтернативой запретов становится повышение экологичности топлива. Например, широко известны стандарты бензинов “Евро” – в Казахстане, в частности, производится топливо Евро-4 и Евро-5. Бензины разных маркировок – от Евро-0 до Евро-6 отличаются составом и числом примесей, которые при сгорании выделяют в атмосферу вредные вещества. Чем выше порядковый номер топлива, тем оно качественнее и меньше выделяет газов при сгорании. Благодаря этому наносится меньший вред окружающей среде, а также техническим агрегатам самого транспорта.
Например, в бензине стандарта Евро-5 в сравнении с Евро-4 в три раза снижено содержание серы в выхлопах. А Евро-6 еще экологичнее: там норма содержания ароматических углеводородов и оксида азота в выхлопе снижена в 5-10 раз.
Тем не менее, даже, несмотря на ужесточение стандартов, топливо из традиционных источников – что из нефти, что из газа – загрязняет атмосферу. А ужесточение требований также имеет ограничения: производство высококлассного бензина имеет высокую себестоимость (относительно бензина более “слабых” в экологическом отношении стандартов), а значит, и становится коммерчески менее привлекательным для автовладельцев.
Альтернативой в этом случае может выступать так называемое биотопливо. В случае с транспортом обычно это этанол, метанол и биодизель. Такое топливо экологичнее традиционного бензина или дизеля в первую очередь из-за того, что при его производстве используют не углеводороды, а отходы сельского хозяйства, например пшеничную солому.
Биотопливо в автомобилях используют как в чистом виде (в основном в США и Бразилии, где давно налажено его производство), так и в смеси с бензином. Во втором случае использование биотоплива позволяет снизить цену в расчете на литр топлива в сравнении с использованием чистого бензина.
Аналитики международной консалтинговой и исследовательской организации Precedence Research отмечают, что этанол, полученный из возобновляемых источников, – один из наиболее перспективных видов биотоплива будущего. Это заявление подтверждают сразу несколько аргументов, включая, например, постепенное истощение природных ресурсов, рост спроса на источники энергии и стремление снизить выбросы парниковых газов. Еще одно преимущество – наличие больших объемов сырья, которое обеспечивает агропром в виде отходов от собственного производства.
Также производство биотоплива, в частности, биоэтанола, стимулируют национальные правительства в разных странах. Для этого они вводят правила по обязательному смешиванию обычного моторного топлива с биотопливом. Так, согласно открытым источникам, нормы по содержанию биотоплива в энергопотреблении в начале 2010-х годов уже работали в 31 стране мира.
Перспективный рынок
По данным того же Precedence Research, размер глобального рынка биоэтанола в 2021 году достиг $40,8 млрд., а к 2030-му может вырасти до $124,5 млрд.
Подтверждают этот тренд и в McKinsey, где прогнозируют, что в течение следующих 20 лет спрос на устойчивое, то есть биологическое, топливо может вырасти в 2-4 раза, а инвестиции в биоэнергетику к 2025 г. могут превысить $35 млрд.
Плюс к этому к 2050 году экологически чистые виды топлива (к числу которых относится и биоэтанол), могут обеспечить до 37% всех потребностей транспорта. В McKinsey также подчеркивают, что биотопливо может обеспечить сокращение выбросов парниковых газов, сравнимое с электромобилями, и “необходимо для достижения целей декарбонизации”.
Крупнейшим рынком биотоплива сейчас остается Северная Америка. В 2021 году этот регион обеспечил наибольший объем продаж в отрасли производства биоэтанола, и, по прогнозам, ситуация в ближайшие годы не изменится. Связано это с масштабным производством биоэтанола в регионе для удовлетворения спроса потребителей. Более того, США и Канада уже ввели обязательное использование смесей биоэтанола с бензином в автомобилях.
Развивается этот тренд и в странах Европы, где местные власти активно работают над декарбонизацией. Имея ограниченные ресурсы собственного сырья, европейские страны закупают этанол за рубежом – в том числе и в Казахстане.
Да, в республике есть производители биологического топлива. Например, завод BioOperations из города Тайынша Северо-Казахстанской области. Предприятие производит крахмал, глютен, биоэтанол, муку, пшеничную клейковину и сухую кормовую пшеничную барду, то есть занимается глубокой переработкой сельхозпродукции.
Завод провел переговоры с переработчиками и производителями биотоплива в Европе. В результате были достигнуты договоренности с бельгийскими покупателями: в мае этого года через прибалтийские порты были отправлены первые два судна с топливом – это более 5 тысяч тонн.
Другие европейские страны также проявляют интерес в казахстанскому биоэтанолу. Сейчас BioOperations активно наращивает объемы поставок. Для увеличения экспорта и закупа сырья предприятие обратилось за поддержкой в Банк развития Казахстана, с которым заключило соглашение о финансировании предэкспортных операций. Благодаря поддержке госбанка компания получит от экспорта этой и другой продукции выручку не менее 13 млрд. тенге в год, начиная с текущего года.
Таким образом, казахстанский завод показывает, как отечественный бизнес может выходить на международный рынок с экологичной продукцией высокого передела. А это особенно важно, когда и в мире, и в Казахстане все больше говорят о декарбонизации, где одно из важных направлений – переход на экологически чистое топливо для автомобилей. (Forbes.kz/Энергетика Украины и мира)