Россия поставляет все меньше газа в Евросоюз, но все еще надеется компенсировать это высокими ценами. Комментарий Юлии Свириденко, первого вице-премьер-министра – министра экономики:
Решение ЕС по ценовому потолку на газ лишает Россию этого оружия. И открывает путь к полному эмбарго, которое не будет иметь вредных последствий для потребителей как в Европе, так и в Украине.
Первый вопрос, интересующий каждого из нас: каково реальное влияние решения ЕС на цену газа?
Одобренный потолок – 180 евро/MWh – существенно ниже, чем стартовое предложение Еврокомиссии – 273 евро/MWh. В то же время, пока продолжались политические дебаты, цена снизилась до уровня 117 евро/MWh. А после одобрения решение и дальше уменьшалось до уровня 104 евро/MWh.
Конечно же, каждый из нас хочет еще более низкого потолка, ведь каждый евро или доллар, получаемый Россией от нефти и газа, идут на убийства украинцев. Может, это мнение и повторено сотни раз, но мы не успокоимся, пока у России не будет денег вообще.
Но, как и в случае с ценовым потолком на нефть, ЕС занимает очень осторожную позицию. Напомним, что 5 декабря заработало эмбарго на импорт нефти с ценовыми исключениями.
Это исключение было одобрено собственно для того, чтобы новость об эмбарго не взбудоражила рынок и не дала возможности России заработать на сверхвысоких ценах.
В ситуации с газом ситуация еще более сложная. ЕС переживает, в известной степени, подобную ситуацию, как и Украина с дизелем и бензином. Чтобы отказаться от российского газа, его нужно заменить другим. И здесь существенные успехи.
За 11 месяцев этого года “Газпром” поставил в ЕС, Турцию и Китай 95 млрд. кубических метров газа, что на 44,5% меньше, чем в 2022 году. Но это все равно много.
В ЕС “Газпром” экспортирует, в среднем, 43 млн. кубических метров ежедневно по единому маршруту через Украину. Для сравнения: Соединенные Штаты увеличили в текущем году поставки LNG на 137%.
Как следствие, 1 декабря поставки газа в ЕС выглядели так: 5% по трубопроводам из России, 55% – LNG, остальные – по трубопроводам из Норвегии и Северной Африки.
Но при этом Россия и дальше влияет на цену на газ. Так на этой неделе (20 декабря) из-за новости об аварии на российском участке газопровода цена TTF прыгнула на 11 евро.
В условиях столь сложной трансформации рынка так легко манипулировать ценой. Хотя Россия работала над своим влиянием на цену многие годы, выстраивая зависимость ЕС. Украина тоже не обошла эту зависимость в свое время.
Хочу особо обратить внимание – многолетнее доминирование России на рынке газа в ЕС привело не только к количественной доминации, но и тому, что именно ценообразование на рынке стало слишком чувствительным к российскому фактору.
В конце концов, это привело к тому, что летом 2022 г. цены в ЕС были в 7 раз выше, чем в Штатах.
Поэтому с правовой точки зрения потолок на цены на газ имеет иную природу, чем ценовой потолок на нефть. Формально это не инструмент санкций.
Его главная цель – защита от чрезмерно высоких цен. Но это, очевидно, нужно, чтобы разорвать все зависимости от России на газовом рынке и открыть дорогу к непосредственным санкциям.
Еще одна особенность рынка газа – это то, что ценообразование происходит на бирже. И как обычно происходит с биржевой торговлей – он преобразуется в ценные бумаги.
Механизм корректировки цены будет применяться к конкретному инструменту торговли газом – TTF – который является центральным в системе ценообразования в Европе и наиболее чувствительным к манипуляциям. Он также является финансовым инструментом, который связан с рядом деривативов.
Поэтому это не только энергетический вопрос, но и функционирование финансовых рынков.
Следовательно, существует риск, что резкое и чрезмерное вмешательство может привести либо к ограничению физических поставок, потерям ликвидности торговцев финансовыми инструментами или бегству торговли на другие площадки.
Поэтому любое решение о применении этого механизма будет сопровождаться анализом и позициями Европейского агентства по сотрудничеству энергетических регуляторов, Европейского агентства по рынкам ценных бумаг, Европейского центрального банка и т.д.
Но даже все сложности и риски не преобладают главное – российские манипуляции должны быть устранены, а Россия – лишена доходов, которыми она финансирует войну. И нынешнее решение – системное изменение, позволяющее быстрее и четче отрезать Россию от рынка газа.
Принятие ценового потолка на газ важно для Украины и по другим причинам. Поскольку мы покупаем газ в Европе, это решение – возможность и для нашей страны, в частности, промышленности, защититься от неоправданно высоких цен на голубое топливо, сделать их более прогнозируемыми.
Это также сделает цены для наших производителей более прогнозируемыми. Поэтому подобный предохранитель в конечном счете положительно отразится и на украинской экономике.
Регламент ЕС вступит в силу 1 февраля, и уже с 15 февраля механизм корректировки цены может быть применен.
Также 5 февраля 2023 г. будет введено эмбарго на российские нефтепродукты с ценовым потолком, аналогичным как и для нефти.
Такой комплексный подход к энергоносителям приведет к тому, что российские энергоносители будут все меньше покупать и покупать с растущим дисконтом.
Что уменьшит возможности России финансировать войну и позволит применить полное эмбарго без ущерба для потребителей. (Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)