Почему на рынке горючего возникли локальные дефициты, стоит ли бояться повторения майского кризиса и что будет с ценами?
В последнее время на некоторых АЗС начало исчезать горючее. Такая картина наблюдалась не только на станциях полностью государственной “Укрнафты” и региональных сетей, но и на заправках крупных известных брендов.
Участники рынка отмечают, что ситуация не является критической и должна разрешиться уже в ближайшее время. Ключевое сейчас – не поддаваться панике и не создавать лишний ажиотаж, бегая с канистрами по заправкам.
Фактор “Укрнафты”
Почему исчезает горючее? Причин много. Некоторые из них прогнозируемы, как рост спроса из-за массового использования генераторов. Некоторые же предусмотреть было невозможно, среди них – так называемый фактор “Укрнафты”.
Решение о возвращении под государственный контроль компании, много лет контролируемой группой “Приват” Игорем Коломойским и его партнерами, стало неожиданностью не только для бывших акционеров, но и для всего рынка.
В результате свыше 500 АЗС “Укрнафты” остались без поставщика горючего, которым до перехода компании под государственный контроль была группа “Приват”. По данным источников ЭП, предыдущие владельцы “Укрнафты” и государство не смогли прийти к соглашению об условиях поставок нефтепродуктов в сеть АЗС.
Как следствие, новый глава “Укрнафты” Сергей Корецкий остался с 500 заправками и без бензовоза, а их для работы сети необходимо минимум 80. Это привело к тому, что в начале декабря горючее было всего на 20 станциях, часть из которых не всегда работала из-за перебоев с электричеством.
В последнее время ситуация улучшилась: в конце прошлой недели с горючим было уже более 100 заправок. “Укрнафта” продолжает искать бензовозы и обещает вскоре увеличить количество работающих станций.
После публикации материала в пресс-службе “Укрнафты” сообщили, что ситуация с поставками в компании стабилизируется, и по состоянию на вечер среды горючее было почти на 90% АЗС.
Проблемы имеют все
С трудом столкнулись и другие компании, среди которых – популярные сети. На рынок давила не только ситуация с “Укрнафтой”. Опрошенные ЭП участники сектора назвали несколько ключевых факторов, повлекших за собой напряжение на рынке.
Первый фактор – рост спроса, обычно снижающийся в конце года. В декабре 2022 года потребление существенно возросло из-за использования генераторов. По данным народного депутата Ярослава Железняка, с начала 2022 года в Украину завезли 510 тыс. генераторов. Сколько их уже было в стране, неизвестно.
“Где-то на 10% к предыдущему месяцу выросло потребление из-за использования генераторов. Особенно это ощущалось в конце ноября, когда Украина пережила блекаут “, – говорит директор консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн.
Второй фактор – непогода, создавшая проблемы с логистикой. “В Польше из-за снегопада остановился весь транспорт”, – добавляет он.
По этой же причине на границе с Румынией выискивалась 40-километровая очередь. “Там стояли не только бензовозы”, – говорит глава группы компаний Prime Дмитрий Леушкин. В такой пробке транспорт мог ожидать проезда пять-шесть дней.
Штормы и сильные туманы наблюдались и в море, что помешало танкерам войти в украинские порты на Дунае. Отдельные корабли простаивали две недели.
Третий фактор – блекаут и его последствия в виде перебоев со светом.
“Чтобы завезти горючее, на таможенных постах должно быть электричество и интернет. Без них невозможно подключиться к таможенным базам. К тому же сейчас куча народа пересекает границу. На таможнях царит еще тот бардак”, – отмечает директор специальных проектов центра “Психея” Геннадий Рябцев.
Из-за проблем с электричеством и отсутствия генераторов не работали АЗС, на которых было горючее. Правда, эта проблема постепенно решается.
“Эти факторы ударили в одну точку, поэтому есть такой дискомфорт”, – говорит Куюн.
Дискомфорт или начало кризиса?
По словам Куюна, на рынке есть трудности, но системной проблемы нет. “Законтрактованные объемы дизельного горючего на декабрь выросли на 25%, бензина – на 30%. Это то, что сейчас уезжает в страну”, – сообщил он.
“Когда этот объем приедет, то ситуация улучшится. Это буквально эта неделя, когда из-за праздников спадут объемы грузовых перевозок”, – считает Леушкин.
Может ли повториться майский кризис с километровыми очередями водителей на АЗС и ограничением продаж? Участники рынка в такой сценарий не верят.
“Такой ситуации точно не будет. Тогда была вообще другая история: мы за день потеряли поставки из России и Беларуси, у нас не были отлажены маршруты поставок, не было ничего. Сейчас все это есть”, – убеждает Куюн.
К тому же, добавляет эксперт, в мае большую роль сыграла паника потребителей, быстро опустошивших рынок. “Последнее, что нужно делать сейчас – это бегать с канистрами по заправкам и создавать лишний ажиотаж”, – говорит Рябцев.
Что будет с ценами на горючее
После ноябрьского блекаута большинство сетей повысили цены в среднем на гривну из-за затрат, связанных с покупкой и заправкой генераторов. Дальше все будет зависеть от того, возникнет ли дефицит нефтепродуктов.
“Сейчас только говорят о дефиците. Если он станет реальностью, то цены вырастут. Обычно сети используют такие ситуации в свою пользу”, – констатирует Рябцев. О вероятности небольшого удорожания говорит и Куюн.
Выйдет ли заправиться во время блекаута
Даже в случае продолжительного отсутствия электричества возможность заправить авто или приобрести горючее для генератора будет. Заправки ОККО и WOG снабжены резервным источником электроэнергии на 90%, Prime – на 75%, Socar – на 100%. Также сети устанавливают на своих АЗС терминалы Starlink.
“О маленьких сетях трудно сказать, но большие точно покупают генераторы. Это их бизнес. Если не будут работать – потеряют клиентов и деньги. Люди пойдут к тому, у кого будет свет и возможность заправиться”, – говорит Куюн.
“Горючее точно будет. Возможно, не на всех АЗС, но заправиться получится в любом случае. Главное – без паники”, – подытожил директор А-95. (Николай Топалов, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)