Пока идет война, Украине нужно принять ключевое законодательство для быстрого развития возобновляемых источников энергии.
28 декабря президент Украины Владимир Зеленский в своем Послании Верховной Раде сказал, что Украина должна стать лидером в построении современной зеленой энергетики.
Президент точно отметил, что именно зеленая энергетика может противодействовать военным, политическим, экономическим или даже климатическим вызовам и это позволит нам создать децентрализованную энергосистему, которую не разрушить никакими ракетными ударами.
По сути, это Послание следует воспринимать как задачу для законодательной ветви власти от Гаранта Конституции и Верховного командующего страны. Украина должна стать лидером в развитии зеленой энергетики и помочь Европе избавиться от разрушительной зависимости от ископаемого топлива.
А уже 5 января 2023 г. вице-президент Еврокомиссии Франс Тиммерманс фактически поддержал тезис Президента, отметив, что преимуществом возобновляемой энергетики является значительно большая децентрализация энергетической системы, что важно, учитывая угрозу российских ударов.
“Я вижу большой потенциал для углубления энергетического сотрудничества между Украиной и Европейским Союзом, особенно в отношении возобновляемых газов, включая водород и биометан”, – отметил Тиммерманс и отметил, что в Украине есть много территорий, на которых можно строить установки возобновляемой энергетики.
Сегодня наглядно видно в цифрах и фактах того, что Россия финансирует войну в центре Европы преимущественно благодаря прибылям по продаже ископаемого топлива, на которое она последние десятки лет насаждала Европу с намерением ее экономически и экономически разрушить.
И первая часть ей удалась – европейцы по официальным данным за 2021 год были зависимы на 45% в поставках импортного газа и на 27% в поставках нефти.
Однако уже сегодня немецкое правительство гордится тем, что получает 0% газа, 0% нефти и 0% угля из России, на этом пути находятся другие страны Европы.
Понятно и то, что централизованная энергосистема уязвима, а планирование развития энергетической инфраструктуры и управление ею во многих аспектах до сих пор остается советским.
Чрезмерная централизация и уязвимость нарушает Конституционные права человека, ведь из-за перебоев с энергоснабжением значительно страдают право на образование, здравоохранение, поэтому сложно говорить о гарантировании равенства в своем достоинстве и правах всех граждан.
Возобновляемая энергетика может стать основой для построения экономики будущего в Украине – растущей и развивающейся экономики, а ее экологический след уменьшается. Также очевидно, что роль ископаемого топлива в нашей энергетике должно уменьшаться.
Что должна сделать Верховная Рада (законодательная ветвь власти) и Кабинет Министров (исполнительная ветвь власти), а также мы все с вами в стране сегодня, чтобы выполнить задачу зеленой трансформации “на завтра”?
Где Украина сейчас
Более 40% энергетической инфраструктуры повреждено россиянами. В результате российской агрессии Украина избавляется от промышленного и энергетического советского наследия, в частности угольной отрасли, что дает возможность отстроить энергетику и промышленность на новых “зеленых” принципах.
Безнадежно устаревшие, критически изношенные и частично поврежденные боевыми действиями энергоблоки ТЭС составляют около половины всех электрогенерирующих мощностей Украины.
По состоянию на конец 2021 г. возобновляемые источники энергии достигли доли 14,5% в общей установленной мощности на контролируемых в то время территориях (без Крыма и Донбасса).
Из-за полномасштабного вторжения России в Украине выведено из эксплуатации 90% ветровой и до 50% солнечной энергетики, заявил министр энергетики Герман Галущенко.
Довоенная стратегия предполагала, что в 2030 г. доля “зеленой” энергетики в Украине составит не менее 25%, но в результате войны Галущенко предполагает, что амбиции можно увеличивать.
И учитывая тенденции, которые есть в ЕС – мы должны иметь большие амбиции по развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в Украине.
По данным Института возобновляемой энергетики НАН Украины, общий потенциал мощности возобновляемых источников энергии в Украине составляет 874 ГВт, в том числе около 250 ГВт мощности оффшорных ВЭС.
Развитие ВИЭ в странах ЕС
Европейский союз выделяет 225 миллиардов евро на реализацию плана Re-Power EU, призванного устранить энергетическую зависимость от России. 80% европейцев полностью поддерживают его, несмотря на то, что столкнулись с энергетической бедностью.
В новом отчете Международного энергетического агентства (IEA) говорится, что в ближайшие 5 лет мир намерен добавить столько возобновляемой энергии, как за последние 20 лет.
Страны стремятся воспользоваться преимуществами возобновляемых источников для достижения энергетической безопасности.
По прогнозам МЭА, к началу 2025 года возобновляемые источники энергии вытеснят уголь как самый большой источник мировой электроэнергии. А к 2027 году солнечные фотоэлектрические системы станут самым большим источником электроэнергии.
Фатих Бироль, исполнительный директор Международного энергетического агентства также отмечает, что глобальный энергетический кризис наносит тяжелый удар европейской промышленности и может подорвать его конкурентоспособность.
Благо ЕС понимает, что российский дешевый газ больше не вернется на европейский рынок.
При этом Бироль считает, что ЕС может претендовать на позицию лидера в мировой гонке по ВИЭ и чистым технологиям, но для этого необходим новый смелый промышленный план.
Речь о EU Industrial strategy – макрорегиональная стратегия Европейского Союза. Украине тоже нужен новый смелый промышленный план, ведь наша промышленность тоже была основана на более дешевых российских ресурсах.
Прекрасно было бы синхронизировать эти планы, как это делают в ЕС, формируя производственные кластеры и отметить, что локализация производства солнечных панелей и другого оборудования для ВИЭ должна происходить в Украине, а не в Китае, который может использовать свое доминирование в этой области в политических целях.
Украина – надежный партнер ЕС в развитии ВИЭ
По данным Кабмина, Украина выполнила 62% обязательств в сфере энергетики (55% ВРУ и 70% КМУ) в рамках Соглашения об Ассоциации с ЕС. Но существует ряд ключевых программных государственных документов, которые необходимо принять и пересмотреть для внедрения ВИЭ.
В частности, у нас отсутствует долгосрочная энергетическая стратегия Украины, которая формализует политику Украины по энергетической безопасности, которая может гарантировать только ВИЭ, и создает условия для устойчивого развития энергетического сектора и стабильного энергообеспечения национальной экономики и общественных потребностей, как в мирное время, так и в особые периоды.
Важно и согласование Интегрированного национального Плана по энергетике и климату или National Energy and Climate Plan – десятилетнего документа, который Энергетическое Сообщество поручает составлять и выполнять каждому из своих государств-членов, чтобы ЕС смог достичь своих общих целей по сокращению выбросов парниковых газов.
В ответе на письма Razom We Stand и международной инициативы Fossil Fuel Non-Proliferation Treaty Минэнерго отметило, что создана рабочая группа, которая работает над обновлением энергостратегии Украины до 2050 г., продолжается подготовка Интегрированного национального Плана по энергетике и климату на выполнение поручения Энерго, в Минокружение представлены предложения по пересмотру НПВ2 целей Парижского Соглашения на период до 2030 года. Ведь в результате боевых действий произошло значительное сокращение спроса (на 30-35% по сравнению с потреблением 2021 года), а профиль потребления существенно изменился за счет перемещения потребителей в западные области.
Это даст международным партнерам правильные сигналы о привлекательности и надежности инвестиций в декарбонизацию Украины.
Радует то, что Герман Галущенко и Фатих Бироль подписали двухлетнюю программу сотрудничества между Правительством Украины и Международным энергетическим агентством. Совместная рабочая программа сосредоточена на ключевых краткосрочных и долгосрочных энергетических приоритетах Украины с акцентами на энергетической безопасности, переходе на чистую энергию и плане восстановления энергетического сектора.
Также правительство одобрило Концепцию внедрения “умных сетей” в Украине до 2035 года.
Концепция преследует цель постепенного уменьшения потерь электроэнергии в сетях, обеспечения снижения выбросов СО2, увеличения объема инвестиций в модернизацию электросетей, а также обеспечения улучшения качества и надежности электроснабжения для потребителей электрической энергии.
Что еще нужно для поддержки ВИЭ в Украине?
Важно и решение старых проблем рынка электроэнергии и дисбалансов связанных с войной значительно усилившихся, вызванных механизмом возложения специальных обязанностей (ПСО) на участников рынка для поставки дешевой электроэнергии для населения.
Регулируемые тарифы, установленные для всех бытовых потребителей независимо от их уровней доходов, не покрывают ни себестоимость производства электроэнергии, ни расходы на содержание электросетей, они ниже рыночных цен в разы.
После утраты генерации Запорожской АЭС “Энергоатом” больше не может выполнять эти специальные обязанности, по словам Яна Копача, бывшего директора Энергетического Сообщества. Значительные средства также необходимы для ремонта и восстановления сетей, поврежденных ракетными ударами.
Текущая задолженность “Энергоатома” перед “Гарантированным покупателем” за услуги ПСО по снабжению электроэнергией для населения превышает 20 млрд. грн. (около 0,5 млрд. евро).
И это дыра, которую нужно будет перекрыть из государственного бюджета. Как решать проблему в дальнейшем? Очевидно, что без повышения тарифов на е/е для населения не обойтись, но это не значит, что беднейшие слои населения будут платить больше.
Если дифференцировать тарифы и/или ввести адресные субсидии, то социальная защищенность возрастет, как и ликвидность рынка э/э.
В Украине есть опыт адресных субсидий на тепло, похожая поддержка есть в странах Евросоюза, но при ее внедрении очень важна именно адресность и верификация для получателей.
Важно также определиться с дедлайнами и разработать документы на основе ключевых принципов и положений в соответствии с 4-м Энергетическим пакетом “Чистая энергия для всех европейцев”. Это позволит обеспечить социальную защищенность и энергетическую безопасность малых производителей ВИЭ – граждан. малого и среднего бизнеса.
Внедрение прямых договоров и сертификатов происхождения “зеленой” электроэнергии также может значительно поспособствовать развитию ВИЭ.
Благодаря синхронизации с европейской энергосистемой и открытию экспорта электроэнергии из Украины в ЕС гарантии происхождения станут неотъемлемой для начала заключения прямых договоров купли-продажи электроэнергии, известных как корпоративные РРА (Corporate PPA). Это поможет бизнесу добиться своих целей климатической нейтральности.
Германии понадобился год, чтобы избавиться от зависимости от российского ископаемого топлива. Хотя ключевые европейские члены правительства считали, что это невозможно, а ведущие ученые и активисты наоборот – утверждали, что действовать стоит немедленно.
Надеемся, что Украине хватит года, чтобы принять ключевое стратегическое законодательство по развитию ВИЭ, что позволит к 2040 г. добиться климатической нейтральности, поскольку в новом отчете Climate Analytics в партнерстве с Can Europe пишут, что это возможно.
Это позволит сделать Европу первым климатически нейтральным континентом, декарбонизировать экономику ЕС и стать надежным экспортером зеленой энергетики, а российские нефть и газ оставить навсегда в прошлом. (Ольга Евстигнеева, соавтор Олег Савицкий, Razom We Stand, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)