Сколько тратит бизнес, чтобы адаптироваться к блекаутам и каков краткосрочный и долгосрочный план восстановления энергосистемы?
За почти 11 месяцев страна, бизнес, каждый украинец проходит самый сложный период из-за войны, развязавшей РФ на территории Украины.
Очевидно, что все привычные процессы и условия претерпели поразительные изменения, особенно учитывая постоянные, беспрецедентные обстрелы.
С октября 2022 г. атаки на энергетическую инфраструктуру Украины, приводящие к блекаутам, отсутствию тепла, воде связи, стали одним из самых больших вызовов.
За этот период, безусловно, государство и энергетический сектор сделали почти невозможное – удержало энергетический фронт, оперативно обновляя и восстанавливая поврежденное.
Более того, еще в марте, сразу после полномасштабного военного вторжения, энергетическая сеть была интегрирована в Европейскую – почти годом ранее, чем планировалось.
Все это было сделано в рамках европейской интеграции и главное – чтобы “оборвать” любые связи со страной-агрессором. Уже через 4 месяца после интеграции Украина смогла даже экспортировать часть электроэнергии в ЕС, что является впечатляющим результатом.
К сожалению, в октябре после массированных обстрелов энергетической системы экспорт электроэнергии в ЕС был остановлен.
Ведь даже учитывая сверхчеловеческие усилия, которые возлагают энергетики и государство, дефициты энергии и распределительных мощностей остается критическим и проблемным вопросом.
Какая ситуация сейчас?
Очевидно, что из-за войны и массовых ракетных обстрелов, отопительный сезон 2022/23 г. в Украине является самым сложным за все годы независимости.
Уже почти три месяца Россия продолжает наносить систематические массированные террористические удары по объектам гражданской и энергетической инфраструктуры Украины.
29 декабря Россия снова атаковала объекты энергетики с помощью дронов и ракет. Как следствие – по данным Укрэнерго, самая сложная ситуация сложилась в западном, Одесском и Киевском регионах. Поэтому Украина находится в перманентных плановых или экстренных отключениях электроэнергии.
Конечно, генеральное восстановление будет осуществляться в мирное время, ведь капитальные инвестиции в энергетическую инфраструктуру это годы, сотни миллионов долларов и привлечение иностранных инвестиций.
Сейчас время экстренных действий, которые должны помочь быстрее восстанавливать энергоинфраструктуру и установить необходимое оборудование взамен поврежденному или разрушенному. Но есть несколько проблем, которые нужно оперативно решить.
Во-первых, энергетики уже использовали почти все запасы резервного оборудования и, чтобы восстановить полноценную работу энергетических предприятий, нужны несколько лет и сотни миллионов долларов. Поэтому техническая поддержка от международных партнеров уже сейчас крайне важна.
Так, по словам премьер-министра Украины, для поддержки энергетического сектора экстренно нужно $500 млн., например, одним компаниям срочно нужны кабели и масла для трансформаторов, другим – трансформаторы, опоры или другое специфическое оборудование.
Во-вторых, некоторое энергетическое оборудование тяжело транспортировать. Например, автотрансформатор, весящий 200 тонн и имеющий высоту в 5 метров.
Чтобы привезти такое большое оборудование, нужно согласие всех стран маршрута, поскольку груз не должен цеплять мосты и линии электропередачи, а нагрузка должна быть правильно распределена между осями. Поэтому очень важен оперативный диалог в вопросе получения таких согласий.
В третьих, бизнесу приходится инвестировать дополнительные средства, чтобы быть готовыми к отключениям электроэнергии.
Европейская Бизнес Ассоциация провела опрос, где спросила бизнес, сколько компании инвестируют в адаптацию к блекаутам.
Так, 40% опрошенных сообщили, что их расходы на обеспечение автономного электропитания составляют до 50 тыс. долларов, еще 22% сообщают о расходах в диапазоне 50-100 тыс. долларов, 24% – о расходах 100-200 тыс. долларов и 14 % израсходовали уже более 200 тыс. долларов.
То есть, чтобы оставаться на связи и продолжать функционирование бизнес уже начал фактически платить в разы больше за электроэнергию. Поэтому об очередном увеличении тарифов вряд ли пока говорить.
Какие возможные выходы из ситуации есть?
Следует заметить, что важны краткосрочный и долгосрочный планы урегулирования.
Краткосрочный. Уже сейчас поддержка энергетического сектора оборудованием (генераторами, трансформаторами, кабелями и т. п.), чтобы индустрия могла и дальше восстанавливаться.
Индустрия понимает, что впереди еще 2 месяца зимы, так что, к сожалению, атаки РФ на критическую инфраструктуру и блекауты могут вполне иметь место. Соответственно, совместная координация потребностей сектора энергетики (власти с бизнесом) крайне важна.
Долгосрочный. Президент Украины в своем ежегодном обращении к Верховной Раде четко наметил, что мы должны стать и станем лидером в построении современной “зеленой” энергетики.
Кроме того, сейчас стало прекрасно понятно, что именно децентрализованная энергетическая система имеет существенные преимущества, которые не разрушить ракетными ударами.
Это своего рода энергетическая свобода. Мы видим по опыту Германии, в частности, что при сочетании ветровых и солнечных станций на большой территории страны общее поколение ВИЭ более стабильно за счет перекрестной балансировки ВЭС и СЭС.
И, кстати, на Международной конференции по вопросам восстановления Украины, которая проходила 4-5 июля 2022 в г. Лугано, Украина перед всем миром задекларировала свои намерения развивать сектор ВИЭ.
В частности, правительство Украины поставило цель построить новые 5-10 ГВт электростанций, которые будут работать с использованием энергии ветра и солнца и дополнительные 30 ГВт ВИЭ электростанций, которые будут использованы для производства возобновляемого водорода.
Поэтому вопросы энергетического кризиса могут быть смягчены, особенно в отдельных регионах, с помощью достройки солнечных, а особенно ветровых электростанций. Более того, это важный стратегический шаг для будущего.
Какой потенциал есть?
За полученной от индустрии информацией, операторы систем распределения (облэнерго) обращаются к предприятиям ВИЭ с просьбой возобновить работу по уменьшению дефицита генерации в регионах.
Кроме избранного пути на “зеленое” будущее, это еще и очень прагматическое решение в нынешних реалиях.
По информации экспертов Европейской Бизнес Ассоциации, сейчас на территории нашей страны недостроены примерно 300-500 МВт ветротурбин.
Например, в текущих условиях постоянных ограничений электроэнергии такая мощность может обеспечить светом сотни тысяч украинцев. Так что этот потенциал следует обязательно использовать.
Более того, это может быть и потенциально интересным направлением для привлечения инвестиций. Ведь только за последние 10 лет ведущие международные и украинские ВИЭ инвесторы принесли около 12 миллиардов долларов США прямых иностранных инвестиций в экономику Украины благодаря неизменности регуляторного поля и стимулирующим нормам.
Благодаря этому, по данным НКРЭКУ, по состоянию на 31 декабря 2021 года установленная мощность сектора возобновляемой энергетики Украины достигла 9 655,9 МВт, включая солнечные установки для частных домохозяйств.
Конечно, вопросы безопасности остаются актуальными. Однако бизнес понимает, что это важный стратегический шаг для страны. Однако как для дальнейшего развития ветровой генерации в стране, так и для привлечения инвестиций предсказуемость является ключевым аспектом. Речь идет о неизменности законодательно предоставленных гарантий для инвесторов в ВИЭ (в частности, зеленый тариф), неизменность работающего регуляторного поля.
Поэтому очень хочется обратить внимание Президента Украины и Правительства на это предложение и предложить оставить существующие гарантии, чтобы в дальнейшем не только удерживать, но и усиливать наш энергетический фронт. Потому что потенциал у страны есть. И искренне надеюсь, это предложение будет услышано! (Светлана Михайловская, заместитель директора по представительству интересов компаний-членов Европейской бизнес-ассоциации, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)