Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: стратегия развития энергетики от Восточноевропейской ассоциации водородной энергетики

Действующая энергетическая система построена на идеологии середины прошлого века исходя из интересов размещения производственных сил, добычи ископаемых носителей, водного баланса и военных целей бывшего общесоюзного государства. Ни одна из этих целей на сегодняшний день не актуальна для Украины.

Принятый же в 2016 г. концепт энергетического развития страны не попал ни в один тренд мирового развития и не является действующей программой по существу.

Восстановление энергетических объектов, их капитальные ремонты в период полного истощения требуют от правительства резкого повышения действующих тарифов, что приведет к остановке еще действующих секторов экономики и превысит способность населения оплачивать коммунальные счета. Пока экономика страны находится на костылях внешних финансовых доноров и спонсоров поставок энергооборудования, это не столь заметно, особенно при полной остановке энергоемких производств и патриотическом поведении населения.

Даже восстановление старой модели энергоснабжения не позволит стране приступить к экономическим преобразованиям при всей финансовой поддержке Запада. Нужно согласовать энергетическую модель на 2023-2050 гг., которая будет соответствовать зеленой политике, принятой всей Европой. Временное отступление от безуглеродного энергетического курса, вызванного российской агрессией и газовой блокадой Еврозоны, будет преодолено до конца следующего года, с 2024 г. угольные и ядерные энергетические объекты снова станут под санкционный нож. Европа будет наверстывать свое отставание по зеленому порядку от ведущих Азиатских экономик, США и даже ряда африканских стран.

После окончания войны мы не найдем поддержки в финансировании наших устаревших активов энергетики ни в одном международном институте. Существует устойчивое экспертное мнение по поводу запрета финансирования угольной и газовой генерации, а также участия частного и банковского капитала в строительстве новых объектов атомной энергетики. Страны Евросоюза едины в достижении к 2050 г. полного отказа от углеродных носителей, а с учетом новых технологических реалий этот срок, скорее всего, будет приближаться к 2040 г. для передовых Европейских экономик. При этом речь идет не только о новой энергетике, а обо всем безуглеродном цикле производства, транспорта и личных домохозяйств. Наша страна обязана следовать в формате движения ЕС и при этом необходимо учитывать аспект живучести энергетической системы,

В чем сверхзадача?

Нужно быстро принять концепт новой Программы стратегии развития энергетики до 2035 г., который бы учитывал допущенные ошибки и реалии оборонной действительности:

– Действующая энергетическая сеть и основные генерирующие мощности после завершения войны будут иметь существенные разрушения, и не смогут иметь многолетнюю перспективу эксплуатации

– Ход военных агрессий не дает надежды, что северные супостаты оставят идею дальнейшего повреждения энергетической сети и генерации, даже после освобождения захваченных территорий мы не защищены от спонтанного ракетного удара по инфраструктуре страны.

– Не существует экономического смысла капитального восстановления действующей энергетической инфраструктуры в случае отсутствия перспективы конкурентоспособности устаревшей энергетики и желания Запада поддерживать энергетику на ископаемом топливе

– Пережить ядерный энергетический шантаж не дает инвестиционной перспективы в построении новых ядерных мощностей гидрогенерации) требуют импорта основных энергоносителей (газ, нефть, уголь, и ядерное топливо), то идея восстановления энергетической модели в постоянном состоянии снова возвращает нас к внешней энергетической зависимости на много лет вперед

– Большой ошибкой будет попытка полагаться на дальнейшую эксплуатацию и развитие ядерной энергетики как ключевую составляющую энергосистемы Украины. Действующие ядерные реакторы находятся на последней фазе своей пригодности и не могут продолжить свою работу после завершения 40-летнего цикла эксплуатации, это приведет к резкому росту затрат и себестоимости ядерной энергии. Украина столкнется с проблемой вывода из строя устаревших реакторов и проведения более чем четырех десятилетий всего комплекса дезактивиационных работ и захоронения радиоактивных отходов материалов разной степени повреждения окружающей среды. Все эти расходы, безусловно, будут обременительно учтены в тарифах новой энергетики или в сметах бюджетных ресурсах государства.

– Масштабные военные действия привели к мгновенному взлому устаревшей модели централизованного теплоэнергоснабжения крупных городов. Уязвимость этой модели привела к тотальной неспособности сохранить свои обязанности непрерывной поставки и возможности восстановления узловых объектов инфраструктуры по снабжению водой, теплом и электроэнергией. У государства нет финансовых возможностей восстановить на потенциально долгосрочный период всю довоенную городскую инфраструктуру. Особо следует принимать во внимание, что до такого шага не существует инвестиционного аппетита у зарубежных партнеров. Если учесть, что государство и городские бюджеты возьмут на себя расходы в восстановлении устаревших (>60 лет) ТЭЦ, то необходимость восстановления городских инфраструктурных коллекторов только в теплосетях будет в десятки раз затратнее,

Что должно стать составными принципами новых энергетических устремлений?

– безусловный приоритет роста удельного веса безуглеродной энергетики, и достижение такой цели к 2035 г.

– опора исключительно на имеющиеся ресурсы страны, достижение реальной энергетической независимости, исключение использования ископаемого топлива в новых энергетических проектах

– построение двухуровневой энергетической сетки через создание сот малой генерации разного масштаба связанных в виртуальную сеть перетока мощностей

– полная самодостаточность связанных региональных энергетических кластеров, покрывающих всю страну

– создание собственной индустриальной базы новой энергетики

– энергетическая самодостаточность каждой территориальной общины с достаточными объемами хранения резервных мощностей (водород, аммиак, биотопливо)

; уровня

– Балансирующие новые энергетические мощности должны быть созданы уже в течение 2023 г. (до 30 ГВт), прежде всего за счет водорода и биогаза

– замещение транзита природного газа растущими объемами зеленой энергии в страны ЕС (350 ГВт до 2035)

– создание законодательных условий для быстрого роста проектов агрофотовольтаники без существенного изъятия сельскохозяйственных земель для энергетических нужд

– ориентировка зеленой энергетики на экспорт безуглеродных полуфабрикатов в ЕС

– критическая энергонезависимость частных домохозяйств и объединений совладельцев многоэтажных домов

– курс на децентрализацию теплоэнергоснабжения крупных городов

– высокий уровень конкуренции внутреннего рынка (не более 10% у главного игрока рынка)

– разрешение прав собственности и управления между генерирующими и снабжающими мощностями всех видов энергоресурсов

– четко обозначены права государства по регулированию энергетического рынка в повседневных и критических условиях

– прозрачность и долгосрочная предсказуемость девиации тарифной политики государства

– построение разветвленной системы долгосрочного хранения энергии для общегосударственных и военных нужд

– построение отдельной новейшей инфраструктуры для мобильного и без потерь перемещения продуктов зеленой энергетики

– отдельная государственная политика по стимуляции перехода всей экономики государства на безуглеродные технологии

– открытость и прозрачность в проведении долгосрочной устойчивой энергетической политики инвесторов

– договоренность с ЕС построения международной инфраструктурных коридоров для сектора зеленых водорода и аммиака и полуфабрикатов безуглеродных составляющих

– образование мощной водородной долины на деградированных территориях юга и востока Украины для экспорта в страны ЕС

– растущее поэтапное замещение импортируемых нефтепродуктов (бензина, дизельного топлива, природного газа) за счет использования водорода и зеленого аммиака

– достижение уровня положительного экспортно-импортного баланса к 2030 г. для всех видов энергоресурсов

Первоочередные предложения для мирового сообщества

– Представить ЕС и США новый план энергетических преобразований Украины к 2035 г., исходя из общеевропейских целей зеленого энергоперехода, Украина должна стать первой страной в Европе, способной иметь безуглеродную энергетику к середине следующего десятилетия

– Представить масштабную Водородную долину на юге и юго-востоке Украины для построения энергомоста по экспорту зеленого водорода и безуглеродного аммиака (350 ГВт). Создать отдельный преференциальный механизм для инвесторов проекта

– Предложить Евросоюзу построить современные трубопроводные коридоры для Н2 и NH3 с помощью действующих санитарных границ для экспортных газопроводов, соединяющих Украину с Европейскими странами, имеющими дальнейший транзит основных европейских потребителей.

– Использовать часть средств из Международного Фонда послевоенного восстановления на создание в 2023-2025 гг. 14-15 ГВт зеленой энергии для старта восстановления нормальной экономической жизни (вместо выбывших активов тепловой генерации) и бесперебойного энергоснабжения домовладений

– Предложить нашим партнерам для целевого покрытия затрат на создание новой инфраструктуры для экспорта зеленых водорода и аммиака

– Предоставить из Государственного резервного земельного Фонда на безвозмездной основе земельные участки (до 300 Га) для развития распределенных общинных энергетических кластеров, гарантирующих автономность в теплоэнергоснабжении

– Предложить международному сообществу создание специального Фонда для экстренного льготного кредитования на долгосрочной основе частных домохозяйств, объединений многоквартирных домов для создания сети распределений малой зеленой генерации (smart grid) общей мощностью 15 ГВт к 2030 г.

– Государство должно за счет привлеченных средств уже в 2023 г. создать страховой фонд для внешних инвесторов по размещению в Украине лицензионных производств солнечных коллекторов, ветровых генераторов, конденсационных котлов, тепловых насосов, водородных электролизеров, топливных водородных элементов и когенерационных установок

– С учетом неперспективности восстановления отечественной нефтепереработки, создать экономические стимулы по созданию конкурентных сетей по заправке водородного и электротранспорта для быстрого замещения парка ДВС в пользу экологически чистого транспорта

– Принять в 2023 г. полный пакет непротиворечивых законодательных актов, гармонизированных с законодательством Евросоюза по развитию водородной энергетики, систем длительного хранения энергии и перевода всей экономики на использование низкоуглеродистых источников энергии

– Все государственные и общественные здания, а также частные домовладения должны стать источником генерации

– Деградированные земли должны стать основным местом для создания энергетической долины возобновляемых источников энергии

– Создание собственной индустриальной базы по строительству и обслуживанию ветровых генераторов и фотовольтаники

Правительство Украины должно предоставить дорожную карту в ЕС по обеспечению безуглеродного перехода всей экономики страны к 2035 г. Это должно стать образцом действительного излома ископаемой энергетики и технологическим полигоном перевода всех звеньев экономики (от металлургии, машиностроения до сельхозпроизводства) и использования водорода, аммиака и биогаза.

PS: Основные источники финансирования старта энергетических преобразований

– Международный Фонд восстановления и развития Украины

– Финансовые послевоенные репарации за счет инвестирования замороженных валютных средств российской федерации и средств олигархических структур России, способствующих режиму кремля

– Целевые средства эмитированы Национальным банком под обязательство государственного долга перед развитыми странами Запада для создания новой энергетической инфраструктуры и приобретения энергетического оборудования

– Прямые иностранные инвестиции в развитие водородных технологий за счет возобновляемых источников энергии (Водородная долина) для создания мощного зеленого энергетического коридора в ЕС

– Валютные заимствования у ведущих иностранных банков (ВБ, ЕБРР, IFC) для восстановления энергетического сектора

– Иностранные инвестиции в производство необходимого энергетического оборудования и генерации безуглеродной энергии, а также технологии для замены ископаемого топлива

– Экологические Международные Фонды для целевого инвестирования замещения энергетических мощностей ископаемого топлива

– Специальные Фонды прямого инвестирования начаты государствами и бизнесом США, Великобритании и стран Евросоюза для восстановления крупных и малых городов наиболее пострадавших от российской агрессии (по двусторонним соглашениям). (Восточноевропейская ассоциация развития водородной экономики, Укррудпром/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version