Российская энергетическая стратегия, базирующаяся на использовании энергоносителей как оружия, находится в таком же затруднительном положении, как и “специальная военная операция”. Об этом пишет Financial Times.
“Возможно, не обязательно радоваться весенним температурам во многих европейских странах в зимний период, учитывая, что это свидетельствует об изменении климата. Но можно простить мягкую улыбку тем, кто достаточно знает российскую историю, чтобы считать забавным тот факт, что зима, похоже, перешла на сторону стран, поддерживающих Украину”, – пишет издание.
За последний месяц цены на газ резко упали. После того, как в начале декабря 2022 года они составляли около 150 евро за мегаватт-час, на этой неделе они упали ниже 60 евро/МВт-час, чему способствовал период мягкой погоды, снизившей спрос на отопление.
Цены остаются высокими по историческим стандартам. Счета домохозяйств также все еще остаются несомненно “болезненными”, и промышленность потерпела удар. Но цены на газ вернулись к уровню, который вполне приемлем для большинства западноевропейских экономик. Цены примерно вдвое превышают уровень, который когда-то считался высоким привычной зимой, но уже не в 10 раз выше, чем прошлым летом, когда Россия полностью перекрыла газопровод в Европу.
Широкомасштабного дефицита, которого когда-то не без основания опасались, не произошло. Европейские газовые хранилища – ключевой показатель способности континента комфортно пережить эту и следующую зиму – переполнены, как для этого времени года. Обычно к этому моменту зимой уровень заполнения хранилищ должен снизиться до 60 процентов или даже меньше. В то же время они все еще остаются на уровне почти 80%, а в крупнейшей экономике Европы, Германии, этот показатель приближается к 90%.
Все еще существуют опасения относительно того, что будет дальше. Длительное похолодание в феврале или марте может привести к истощению европейских хранилищ, хотя прогнозы погоды пока выглядят достаточно благоприятными.
Не исключено, что Россия решит сократить небольшие объемы трубопроводного газа, все еще поступающего в Европу через Украину и Турцию.
Но большинство отраслевых прогнозов свидетельствуют о том, что весенне-летний сезон пополнения газовых хранилищ начнется с высокого уровня, успокаивающего опасения, что зима 2023/24 годов может стать большим вызовом, учитывая значительно меньшие объемы российского газа по сравнению с первой половиной прошлого года.
Сейчас у Европы есть лучшие позиции для того, чтобы справиться с любыми дальнейшими сокращениями поставок энергоносителей РФ.
Другая угроза заключается в том, что произойдет спрос в Китае после того, как он выйдет из карантина через COVID-19. Китайские газохранилища в основном заполнены после периода замедленного роста спроса.
Но позже в этом году аналитики ожидают, что китайский спрос на импортируемый сжиженный природный газ – те же морские грузы, на которые Европа в значительной степени полагается, чтобы заменить российские поставки, возрастет.
Возможно, это не будет немедленной проблемой, если Европа станет пополнять хранилища с высокого уровня этой весной. Но ситуация все равно может быть несколько сложнее, когда начнется зима 2023/24, если спрос со стороны Китая снова вырастет. Поэтому было бы глупо исключать дальнейшую волатильность цен.
Российская энергетическая стратегия, основанная на использовании энергоносителей как оружия, действительно находится в тяжелом положении. В прошлом году для Москвы более высокие цены на газ более чем компенсировали потерю объемов продаж. Маловероятно, что это удастся повторить.
Западные санкции также фактически вдвое снизили цену, которую Москва может получить за свою нефть, что ударило по бюджету Кремля.
К 2024/25 годам на мировой рынок начнет поступать больше СПГ, что облегчит ситуацию с предложением и сделает экстремальные скачки цен менее вероятными. Хотя цены, возможно, не полностью вернутся к среднему уровню последнего десятилетия, эксперты больше не прогнозируют возвращения к ценам, угрожавшим глубокой и длительной рецессией в Европе.
Ничто из этого не свидетельствует о том, что Европа может позволить себе терять бдительность.
Аналитики робко отмечают, что единственным небольшим риском для газового баланса Европы в ближайшие месяцы может стать рост промышленного спроса. Обязательства по расширению использования возобновляемых источников энергии и других источников чистой энергии все еще нуждаются в ускорении, чтобы устранить стратегическую слабость, которой пользуется Путин.
Правительства таких стран, как Германия, продемонстрировали, что они могут действовать быстро в условиях кризиса, создав плавучие терминалы сжиженного природного газа в считанные месяцы, чтобы открыть альтернативы российскому газу.
Такую же срочность сейчас необходимо применить к долгосрочным решениям, будь то ветроэнергетика, водород или ядерная энергетика, одновременно ускоряя долгосрочный процесс сокращения использования газа в отоплении. Это будет единственным способом решительно заявить о победе в энергетической войне. (Kosatka.media/Энергетика Украины и мира)