Польша, крупнейший покупатель российского сжиженного нефтяного газа, в прошлом году увеличила морской импорт европейского сжиженного газа на 73%, заменив поставки по железной дороге из России, Беларуси и Казахстана продукцией из Скандинавии и хаба Амстердам-Роттердам-Антверпен.
Морской импорт сжиженного газа Польшей подскочил до 1,014 млн. тонн 2022 г. с 585 тыс. тонн 2021 г., тогда как поставки по российской железной дороге в Польшу, включая транзит через внутренние железные дороги Беларуси, упали на 200 тыс. т, до 1,4 млн. т, показали подсчеты Reuters.
В отличие от нефти и других нефтепродуктов, российский сжиженный газ не подлежит запрету на импорт Европейского Союза, но польские импортеры диверсифицируют цепочки поставок, чтобы увеличить импорт нероссийского сжиженного газа.
Морской импорт сжиженного газа в Польшу резко возрос во второй половине 2022 г., поскольку цены на пропан на основе CIF ARA были примерно на $100 за тонну ниже цен на белорусско-польской границе в городе Бресте (DAP Brest).
Основным поставщиком сжиженного газа в польские порты 2022 г. была Швеция, на долю которой приходилось 76,1% общего морского импорта, около 771 тыс. т, тогда как Норвегия и Нидерланды поставляли 8,6% и 3,5% соответственно, свидетельствуют данные Eikon .
Доля морских поставок сжиженного газа из России в Польше в 2022 г. упала до 3,1% с 8,5% в 2021 г. из-за снижения поставок “Сибура” из порта в Усть-Луге.
Польский Гданьск остается главным центром морского импорта LPG с долей 59,8% или 606 тыс. тонн, тогда как на Щецин и Гдыню приходится 24,7% и 13,3% соответственно.
В декабре польский химический холдинг Azoty Group запустил новый терминал по перевалке сжиженного газа в Полках и получил первый танкер со сжиженным газом из США.
Объект позволит Польше импортировать больше LPG морским путем, главным образом из США и региона ARA. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)