Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: транзитная перегазовка

Арбитражи арбитражами, а защитные укрытия – приоритет.

Интерес к Украине многие годы определялся транзитом газа. Можно упомянуть газовый кризис 2006 или 2009 г., например. В самой Украине именно вокруг газа бушевали страсти, на нем возникало или исчезало состояние, строилась большая политика. Именно “через газ” на Киев влияла Москва. Но времена изменились.

Январь заканчивается. Транзит по украинской трубе не прерван… Что-то пошло не так.

Недавно “Газпром” в очередной раз срезал подачу газа в Украину. Теперь она в более чем четыре раза меньше контрактной – 25 вместо 109 млн. кубометров в сутки. Событие точно неприятное, но уже вполне привычное. Собственно, неплохо, что хоть какой транзит идет. Осенью Москва почти прямым текстом говорила, что после Нового года может прервать его, чтобы заморозить Европу и “врезать по хохлам”.

Однако зимой в Кремль снова прилетела птица “Обломинго”. Еще раз выяснилось, что жить в иллюзорном мире, где замерзающие европейцы будут подобострастно клянчить газ у Белокаменной, конечно, приятно, но реальность сильно другая. Европа сократила потребление и перешла на других поставщиков. В декабре доля РФ на газовом рынке ЕС упала ниже 5%.

Не помогло даже, когда в октябре рванули трубы “Северных потоков”. При этом “неизвестные диверсанты” любезно оставили целую нить нового “Северного потока-2”. Однако цены, вопреки ожиданиям Кремля, не взлетели в космос. Более того, зимой они упали в более чем два с половиной раза и сейчас ниже уровня 2021-го.

Германия, где “Газпром” десятилетиями “удобрял почву”, развивая сеть контактов и доводя свою долю до половины рынка, теперь вообще идет от российских поставок углеводородов. Уже даже отобраны у россиян местные подземные газохранилища, которые “Газпром” тщательно осушил еще в 2021 г. Немцам понадобилось менее полугода, чтобы запустить свои системы приема сжиженного газа из моря. До этого процесс блокировался более десяти лет. Действительно, зачем, есть “прекрасный поставщик на Востоке”.

Хранилища газа в Европе к концу января почти полны – около 80%. Ожидалась сложная проблема, как их будут наполнять летом 2023, но она на глазах теряет остроту. И если еще летом “Газпром” угрожающе останавливал трубу через Польшу в Германию (проект Ямал), то в конце года он же зондировал, а нельзя ли запустить ее снова (что по факту означало подготовку начала ударов по украинской ГТС). И был культурно послан курсом крейсера “Москва”.

Если еще в 2021 году только в страны ЕС (без Турции) поступило 155 млрд. кубометров газа из РФ, то в прошлом году только 64 млрд.

По сути, за российский газ держится только Орбан, не забывая, естественно, вытряхивать из Москвы скидки, параллельно тоже диверсифицируя поставки. Турция также не прочь поиграть (не заигрывая) с россиянами… но только с очень хорошим дисконтом.

Оценки российского экспорта на этот год тоже не впечатляют. Суммарно ожидается 65-70 млрд. кубометров. Около трети из них (22-23 млрд.) займет Китай. Объемы поставок туда по сравнению с ушедшей Европой предельно скромны, в прошлом году – 15,5 млрд. кубометров, тогда как в ЕС доходило до более 200 млрд. При этом китайцы тоже не глупы – четко и жестко учитывают ситуацию, покупая газ с максимально возможными скидками. К примеру, в первом полугодии 2022-го “Газпром” продавал газ в Европу по 800 дол. за тысячу кубометров, а в Поднебесную он шел уже за 250 долларов. Вот на такой рынок Москва с гигантскими затратами на строительство новых трубопроводов попытается зайти. Ну что ж, пожелаем удачи китайским трейдерам!

Еще миллиарды 15-20 кубометров пойдут турецким потребителям.

В ЕС газ поступает через Украину и (в основном на Балканы и Венгрию) через одну из двух веток Турецкого потока. Ожидаемые поставки в 2023 году в Западную Европу оценивались в объеме около 30 млрд. кубометров. Да и то при “если транзит через Украину сохранится в нынешних масштабах”, а он с тех пор уже упал на 40%.

Собственно, остатки транзита держатся на том, что решение его прервать означает окончательный уход… Сейчас в РФ сомневаются. Зима показала, что европейцы справятся без газа с Востока. Кремль эффектно и эффективно убил евробизнес “Газпрома”, за какой-то год развалив систему поставок газа и создавшуюся более полувека репутацию надежного поставщика.

По-хорошему господину Миллеру уйти в отставку, но право лизать хозяйский ботинок свежеиспеченному герою России важнее. Ну, в каждой стране свои герои.

Понятно, что в РФ все спишут на погоду и “англосаксы”. Именно теплая зима подвела великого вождя и верных холопов. А США и их богомерзкий сланцевый газ мгновенно заняли освободившееся место на рынке. Тем более, во второй половине 2022 года поставки газа из Штатов стали превышать российские. Мир изменился.

Для украинской газотранспортной системы тоже. За прошлый год ею было прокачано чуть более двух десятков миллиардов кубометров (20,36) газа в Западную Европу. Это в шесть раз меньше, чем предполагал контракт 2009 года, и вдвое ниже контракта 2020-го.

Собственно, за весь прошлый год последний контракт выполнялся в едином месяце – феврале, когда шли бои под Киевом, Харьковом и Николаевом. Идея была в том, что Украина вот-вот упадет, а потом договоримся – вот, смотрите, мы и контракты выполняли. Не сработало… посыпалась не Украина, а планы вторжения.

Во втором полугодии 2022-го транзит упал в общей сложности до 8 млрд. кубометров. За весь январь 2023 года будет чуть больше миллиарда кубометров. Впрочем, в проекте госбюджета Украины сценарий прерывания транзита рассматривался как вероятный.

Кабмин озвучивал оценки стоимости прерывания в деньгах исходя из отсутствия оплаты забронированных мощностей (т.е. 40 млрд. кубометров в год). Это “приведет к недопоступлениям в госбюджет 2023 г. 11,15 млрд. грн., в том числе налога на прибыль – 5,3 млрд. грн.”. Учитывая, что забронированные мощности в прошлом году были использованы наполовину, рассчитывать на эти деньги не следует.

А следует за них судиться в международном арбитраже. С весны, после захвата оккупантами одной из двух точек входа газа в Луганской области (КС “Сохрановка”), “Газпром” не выполняет условия контракта о полной оплате забронированных мощностей. А невыполнение – достойный повод, чтобы потребовать компенсации упущенной выгоды.

Но дело не только и не столько в деньгах. Ключевое слово – война. Как уже неоднократно писали, более 90% добычи в стране – это восточные (читай, прифронтовые) регионы. Прерывание транзита означает новую и более мощную волну ударов по объектам газодобычи. К этому нужно реально готовиться (жестко, целенаправленно и без помпы).

Тем более что при отсутствии транзита придется разворачивать систему подачи газа от западноукраинских ПХГ на восток. Технически мы к этому готовы и не раз отрабатывали, но это означает, что начнутся удары и по компрессорным станциям газопроводов и ПХГ. Следовательно, усиление защиты и проверка того, что раньше здесь было сделано, необходимы. И точно не для галочки. В сети есть видео, на котором шахед нашел пролом в защите киевской электроподстанции. Горело не один час. Если бы защита была немного лучше, результат был бы совсем другим. Следовательно, арбитражи арбитражами, а защитные укрытия приоритет. Выбирать не приходится, если за окном Европа, XXI век, но соседняя страна тянет тебя в XVIII.

Россияне уже проиграли свое газовое сражение за Европу, но Украина свою еще предстоит выиграть. Первый этап мы прошли довольно неплохо, но восхищаться этим рано, а с лаврами вообще плохо. Впереди не только успехи. И выдержать придется все. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version