Как олигарх Игорь Коломойский с партнерами зарабатывали на “Укрнафте”, и в каком состоянии государство передало компанию в управление Минобороны. Интервью с руководителем компании Сергеем Корецким.
В ноябре 2022 г. крупнейшая нефтедобывающая компания ПАО “Укрнафта” и крупнейший НПЗ – ПАО “Укртатнафта”, которые в разных долях принадлежали группе Приват Игоря Коломойского, но управлялись им, были переданы в управление Министерства обороны до завершения военного положения.
После этого в “Укрнафте” и в “Укртатнафте” был изменен состав наблюдательных советов. А новым руководителем компаний был назначен эксгендиректор сети WOG Сергей Корецкий.
В интервью “БизнесЦензору” Сергей Корецкий рассказал, в каком состоянии получил предприятия, какой объем налогов они задолжали перед бюджетом, что произошло с сотнями тысяч тонн нефти и нефтепродуктов на миллиарды гривен и при чем здесь аффилированы с Игорем Коломойским компании.
Также мы поговорили о планах наращивания добычи, экспорта нефти в ЕС и модернизации сети АЗС.
– Обыски СБУ и БЭБ по месту жительства Игоря Коломойского – это результат инициированной новым руководством проверки компаний “Укрнафта” и “Укртатнафта”?
– Нет, аудит компаний еще не завершен. Проверка Государственной аудиторской службы продолжается.
– Кстати, как правильно называть Игоря Коломойского: бывший акционер или временно бывший акционер “Укрнафты” и “Укртатнафты”?
– Акционеры, которые были до момента решения о передаче компаний в управление Минобороны.
– СБУ сообщала, что обыски касаются расследования схем на 40 млрд. грн. (расход нефтепродуктов и неуплата налогов). Уточните, о каких эпизодах и годах идет речь?
– Корректно будет, если это будут комментировать правоохранительные органы. К моменту назначения меня на должность директора на предприятии уже было возбуждено уголовное дело детективами Бюро экономической безопасности. Насколько мне известно, обыски проходили в рамках этого дела.
– Также БЭБ сообщило о подозрении и.о. первого заместителя председателя правления “Укртатнафты” по делу о неуплате акцизного налога на 605,9 млн. грн. Также есть еще информация о неуплате компанией НДС более чем на 2 млрд. грн в первой половине 2022 г.
– Когда я прибыл на ПАО Укртатнафта, чтобы приступить к исполнению обязанностей директора, то узнал, что на предприятии отсутствует учет. Нет ни первичных документов, ни серверов. Но игроки рынка, которые в начале прошлого года покупали у “Укртатнафты” нефтепродукты, проинформировали о не выписанных накладных по НДС на сумму более 2 млрд. грн.
Дело об акцизе я знаю больше. Бывший первый заместитель руководителя “Укртатнафты” Руслан Ляпка проинформировал меня, когда передавал дела.
– После того, как пришли правоохранители?
– Новая команда начала платить задолженность по акцизу еще в декабре. Объясняю, откуда взялся этот долг. По результатам декларирования акцизного налога за январь 2022 г. “Укртатнафта” должна была уплатить 1,055 млрд. грн. акцизного сбора. В период с февраля 2022 года и до 2 ноября 2022 г. включительно с этой суммы было уплачено менее половины – 489,8 млн. грн. То есть долг “Укртатнафты” на ноябрь составлял 566 млн. грн. Первый платеж с момента передачи акций под контроль Министерства обороны предприятие совершило 8 декабря 2022 года. Всего за декабрь прошлого года компания перечислила в бюджет 465,2 млн. грн. Еще 66,5 млн. “Укртатнафта” оплатила в январе. И, наконец, 13 февраля, этот долг полностью погашен: произведен последний платеж.
– Почему вы согласились возглавить “Укрнафту” и “Укртатнафту”? Вряд ли вы хотели получить во враги себе олигарха Коломойского?
– Согласился, потому что считал необходимым помочь государству. Я должен внести свой вклад в нашу победу на экономическом фронте. Если моя экспертиза, знания и опыт полезны государству, других вариантов я не вижу. Это главная моя мотивация.
Сложно компании быть прибыльной, когда на балансе предприятия есть физическая нехватка сотен тысяч тонн нефти на миллиарды гривен.
– До назначения вы занимались развитием сети кофеен Idealist. Вы вышли из капитала компании?
– Я занимался развитием кофейной компании полного цикла – от зеленого зерна, обжарки, продаж В2В до напитка в чашке в нашей сети кофеен.
Компания владеет моей семьей, но, очевидно, операционным управлением занимаются коллеги. Я ведь не один работал в компании. Мое решение относительно Укрнефти для них стало неожиданным, но объяснил, что есть такое предложение, и я его принимаю. Мы собрались, побеседовали, разделили полномочия. В компании все двигается хорошо.
– Когда вам предложили возглавить “Укрнафту” и “Укртатнафту”, то не ставили условия выйти из бизнеса?
– На мой взгляд, здесь нет конфликта интересов. И что значит выйти из бизнеса? Здесь нет политики. Я операционный менеджер в Укрнефти и пришел выполнять конкретные задачи. Сочинять какие-то истории, временно переписывать бизнес – это смешно. Работа в государственной компании для любого человека – временная функция. Я это прекрасно понимаю.
– Ваше назначение плюс-минус совпало с победой Idealist на поставку кофе “Укрзализныци”…
– Как вы считаете, с момента идеи поставлять кофе в УЗ и до момента реализации этого проекта, какой промежуток времени должен пройти? Не менее полугода. Это стечение обстоятельств. До моего назначения в “Укрнафту” даже были напечатаны стаканы, упаковки и тому подобное.
– В Офисе президента передачу “Укрнафты” и “Укртатнафты” в управление Минобороны объяснили отказом предыдущих владельцев (и руководителей) поставлять топливо для ВСУ. О чем идет речь?
– Я не хочу комментировать то, чего не знаю. Когда меня пригласили, то сказали, что государством принято такое решение, есть конкретные цели и задачи.
– Вы сейчас поставляете нефтепродукты для ВСУ?
– Да. В значительной степени.
– Вторая часть комментария из Офиса президента касалась информации, что предыдущее руководство якобы не полностью уплачивало налоги. Какие общие суммы налогового долга имели “Укрнафта” и “Укртатнафта” на момент вашего прихода?
– По Укртатнафте мы с вами уже проговорили этот вопрос. На 566 млн. грн не был уплачен акциз. По НДС я говорил выше. Более 2 млрд. грн. Но прошу осторожно относиться к этой цифре, потому что, как я уже сказал, тотально отсутствует учет. Его просто физически нет – ни бумажных документов, ни электронных носителей, ничего. Так выглядит, что долги по налогам могут быть гораздо больше. Сейчас мы активно работаем над возможностью возобновления учета, и это уже проявляется.
По “Укрнафте” общая сумма неуплаченных налоговых обязательств к декабрю прошлого года составляла 4,58 млрд. грн. Хочу сказать, что из них мы уже оплатили 1,53 млрд. грн.
В целом, финансовое состояние компании плохое. С задолженностями, с ликвидностью. Данному вопросу следует посвятить отдельный большой блок интервью. Следующий. Сразу после результатов работы Госаудитслужбы и внутреннего анализа.
Если происходит накопление нефти, ведь ее некому сбывать (единственный потребитель нефти “Укрнафты” – Кременчугский НПЗ разрушен российскими ракетами – БЦ), рента все равно начисляется, но в то же время нефть не продается. Но даже в таких условиях мы погасили чуть меньше половины долга по ренте и поставили своей целью за 3-4 месяца закрыть накопленные долги.
– Поскольку “Укрнафта” обязана платить ренту за добычу нефти, которую не может продать, то не ведете ли вы переговоры, чтобы в налоговом законодательстве изменить принцип начисления и уплаты ренты за нефть: “продал-заплатил”?
– Это очень рациональная идея и, как минимум, на период военного положения нужно к нефти применить принцип: добыл углеводороды, монетизировал их, оплатил ренту. Мы уже обратились в Комитет Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной политике с соответствующим предложением.
– Какое количество из 450 рабочих АЗС “Укрнафты” обеспечено нефтепродуктами? В конце декабря 2022 г. на сети АЗС “Укрнафты” возникли проблемы с обеспечением горючего.
– Мы возобновили поставки нефтепродуктов в сети на 100% и пополняем резервуары на станциях, чтобы остатки каждой АЗС достигали не менее 20 дней. Кроме того, сейчас подписываем контракт с польской компанией Orlen на импорт нефтепродуктов, а также рассчитываем на экспорт нефти и/или поставку по давальческой схеме.
– Почему в течение года не было выработано решение об экспорте нефти в ЕС или поставки по давальческой схеме? Добытая нефть вся закачивается в хранилища “Укртранснафты” на хранение?
– Хочу отвечать за свой период деятельности. Мы активно ведем переговоры по этому поводу.
– Возможно, есть технические нюансы, из-за разных сортов нефти в трубопроводе? Сейчас по украинским нефтепроводам прокачивается российская нефть.
– Есть действительно технические моменты, но они разрешаются, когда в трубопровод вставляется пробка с другим сортом нефти. То есть нефть немного смешивается с другим сортом только на концах, но это нормальная практика.
– Когда вы выйдете на договоренность на переработку украинской нефти?
– Надеюсь, в самое ближайшее время.
– В приоритете экспорт или переработка нефти по толлинговой системе?
– Конечно, толлинг более выгоден, ведь можно заплатить за переработку нефти и маржу оставить себе. В то же время для переработчика просто покупка нефти выгоднее, ведь сейчас рынок производства нефтепродуктов в ЕС – премиальный и маржа там значительно выше, чем была раньше. Рекордно высокая.
– Какой объем нефти “Укрнафты” может экспортировать в ЕС?
– Накопленные объемы. А в дальнейшем – месячный объем добычи. Сейчас в подземных трубопроводах есть значительные накопленные объемы хранения.
“Укрнафта” – один из лидеров отрасли, которая, якобы, “не может/не умеет” продавать нефтепродукты и дает их третьему лицу, чтобы она продала. Это было два года назад, и все это время эти нефтепродукты почти “недвижимы” по состоянию документов. Продано пару процентов, опять же, по документам. Все остальное вроде бы не продано. Но и физическое наличие установить пока не удается.
– Как так получилось, что сеть АЗС “Укрнафты” на 500 станций не имела своего парка бензовозов и не имела свои нефтебазы?
– Сознательное решение предыдущего менеджмента или миноритарных акционеров (которые контролировали этот менеджмент – БЦ). Можно ли было приобрести эти активы на “Укрнафту”? Можно ли было взять в лизинг автопарк? Да. И нужно было. Но получилось так, что компания зависима от желаний и настроения третьих лиц. А вот, например, для чего Укрнефти нужна миноритарная судьба в охранной компании – непонятно. Это непрофильная деятельность.
– Возможно для финансирования охраны Игоря Валерьевича…
– Не думаю. Но бензовозов, нефтебаз – критических логистических и инфраструктурных активов – нет.
– Вы сейчас договорились об аренде бензовозов с рынка?
– Да, есть крупные транспортные компании, есть одиночные перевозчики. Мы обратились к рынку с критической потребностью в транспорте. Через полтора месяца собрали достаточный автопарк, который сегодня в полной мере обеспечивает сеть АЗС.
– Тендер на закупку собственных бензовозов провели?
– По 25 тягачам тендер состоялся. Торги по цистернам отменили из-за несоответствия техническим условиям. Немедленно объявим повторные закупки цистерн для бензина и газа.
Будет достаточно, если у компании будет 60-80 собственных бензовозов – это индикативно половина потребности. Соответственно вторую половину потребности в автопарке уже можно закрывать за счет подрядчиков. Но быть тотально зависимым от третьих лиц это катастрофа.
– Как на работу сети Укрнефти и рынка в целом повлияло засилье российского сжиженного газа смешанного с европейским или американским? Вижу, что из-за этого сейчас снижаются цены на автогаз.
– В ожидании форс-мажорного дефицита нефтепродуктов после 5 февраля, когда вступило в силу эмбарго на нефтепродукты, все игроки перестраховались и привезли больше, чем нужно.
– На данный момент весь топ менеджмент, поставленный предыдущими акционерами, уже уволен?
– Большинство. Или кто-нибудь в процессе завершения трудового контракта. С предыдущим руководителем Олегом Гезом разговаривал в телефонном режиме. Он за границей.
– С каким финансовым результатом 2022 год закончила “Укрнафта”?
– Мы еще не публиковали финансовую отчетность, но могу вам сказать, что финансовый результат, скорее всего, будет отрицательным. Сложно компании быть прибыльной, когда на балансе предприятия есть физическая нехватка сотен тысяч тонн нефти на миллиарды гривен. Но, подчеркиваю, что результаты пока не сведены. Как только будут смогу озвучить.
– Нехватка за 2022 год? То есть они записаны, но физически нефти нет?
– Да, этих объемов нет. Сотни тысяч тонн. Это очень большой объем. Точную цифру сможет констатировать Государственная аудиторская служба и внутренняя проверка. Предстоит проведение взаимных сверок со всеми предприятиями: “Укрнафта”, “Укртранснафта” и “Укртатнафта”. Также, например, есть на балансе нефтепродукты, которые были переданы на комиссию, но мы не можем подтвердить их наличие.
– Что означает “переданы на комиссию”?
– Есть “Укрнафта” – один из лидеров отрасли, которая, якобы, “не может/не умеет” продавать нефтепродукты и дает их третьему лицу, чтобы она продала. Это было два года назад, и все это время эти нефтепродукты почти “недвижимы” по состоянию документов. Продано пару процентов, опять же, по документам. Все остальное вроде бы не продано. Но и физическое наличие установить пока не удается. Мы обратились к этому третьему лицу с требованием вернуть горючее. Как можно годами продавать партию нефтепродуктов?
– Третье лицо – это компания, аффилированная с группой Приват компания?
– Да. И пока не можем получить ни опровержения, ни подтверждения, что эти нефтепродукты есть и когда они будут возвращены. Речь о 102 тыс. тонн нефтепродуктов. Рыночная стоимость на сегодняшний день около 5 млрд. грн.
– “Укрнафта” вообще сама реализовывала нефтепродукты?
– Да. Большие объемы были проданы с отсрочкой платежа. На сегодняшний день это дебиторские задолженности в размере почти 20 млрд. грн. Большинство этих задолженностей уже имеют статус сомнительного. По большинству уже сформированы резервы в бухгалтерском учете.
– Насколько вам удалось очистить обе компании от влияния предыдущих владельцев?
– У меня не стояла задача от государства чистить компании от менеджмента или влияния предыдущих владельцев. У меня есть задача обеспечить вооруженные силы Украины, обеспечить прибыльность, уплату налогов. Задача – обеспечить прозрачность и эффективность компаний. Максимально выгодны условия контрактов в пользу “Укрнафты”, то есть в пользу государства, а не третьих лиц. И здесь уже есть, что сказать.
К примеру, транспортные услуги. Мы сейчас обеспечиваем логистику нефтепродуктов посторонним транспортом и, при этом, удешевили стоимость перевозки тонны горючего в 2 раза.
Эквайринг (плата за обслуживание банками транзакций) по сети мы оптимизировали почти вдвое. Переходим в государственный банк.
На 40% мы сократили тариф на прием/налив нефти.
Сделали прозрачными торги по сжиженному газу и по природному газу.
Тариф поставщика электроэнергии сократили почти в 2 раза.
Вся оптимизация измеряется сотнями миллионов гривен экономии в годовом эквиваленте. Но я еще вижу огромный потенциал для оптимизации.
– Поставщиком электроэнергии была компания из группы Приват?
– Речь идет о поставщике – компании Нью Энерджи. НАБУ, в рамках своих уголовных производств, наложило арест на счета компании в рамках дела по трейдеру “Юнайтед Энерджи” (трейдер из группы “Приват” Коломойского, который перепродавал электроэнергию государственных генераций. – БЦ).
– Недавно “Укрнафта” начала продажу собственного газа на рынке. Но в 2020 г. была предоплата НАКом газа компании на 15 млрд. грн, за которые Укрнафта погасила налоговые долги. Так “Нафтогаз” не выкупает весь газ, за который сделал предоплату, или это остатки?
– Мы продаем остатки из подземных хранилищ. Есть аукционы, а есть тендеры конечных потребителей, мы идем на них и боремся за победу. Весь новый добытый газ за декабрь, январь и февраль мы поставили “Нафтогазу” по соглашению 2020 г. Там была прогрессирующая шкала возврата газа: сначала 20%, 50% и так далее. Сейчас и к моменту погашения задолженности перед “Нафтогазом” мы планируем передавать весь объем добытого газа. При этом живых средств мы не получаем, потому что рассчитываемся за старые долги, но в то же время должны платить ренту по добыче газа. Из-за этого имеем долг по ренте, но часть его погасили, в том числе, за счет продажи остатков газа из хранилищ.
– У нас остались потенциально привлекательные месторождения для наращивания добычи нефти?
– Можно покупать новые потенциальные лицензии. Имеются цели и задачи интенсификации текущих месторождений. На собственных участках также есть потенциал по бурению новых скважин. Все это требует времени, потому что инертность затягивает компанию вниз. Нельзя за одну минуту сказать, что мы хотим бурить и начать бурить. Мы проводим детальный аудит возможностей и ресурсов. По моему мнению, компания имеет потенциал, просто нужно запустить этот маховик развития.
– Есть ли смысл во время войны говорить об увеличении добычи?
– Рано или поздно война кончится. Если я начну думать об этом после победы, это будет поздно. Готовить геологию, сейсмику, технологию, документы, тендеры, партнерские программы нужно уже. Кроме того, часть месторождений – это Запад Украины. Здесь уже можно начинать работу. Даже есть инвесторы и партнеры, готовые приобщаться к этим работам. Это европейские и украинские компании. Сейчас мы начали много переговоров.
Мы разделяем добывающие активы на несколько составляющих. Первое – это интенсификация, которую можем провести собственными силами и увеличить дебит. Второй блок – разведанные запасы и геология, показывающая, что мы можем пробурить 3 новых скважины в этом году. И в этом же году провести подготовительные работы для бурения, по крайней мере, 8 в следующем. Это много, ведь в последние годы “Укрнафта”, в лучшем случае, бурила одну скважину в год.
Есть вещи, которые мы сами не сможем сделать из-за нехватки средств и техники. А может быть, и с точки зрения распределения рисков в этот сложный период. И мы будем это предлагать потенциальным партнерам.
– На сколько в 2022 г. снизились объемы добычи нефти?
– Падение добычи в 2022 году составило 8,6%. При этом падение было каждый предыдущий год, начиная с 2007-го по 2017 год. В 2018 году удалось это падение остановить.
– Конкретизируйте, пожалуйста, падение объемов добычи?
– Достаточно сложно найти точку отсчета. Исторически самый большой объем добычи нефти “Укрнафтой” был в 2006 г., 3,897 млн. тонн. В 2007 – уже меньше, но все еще неплохо, 3,161 млн. тонн. В 2009 – уже 2,8 млн. тонн. В 2011 – 2,4. В 2014 – 1,887 млн. тонн. Дальше все меньше и меньше, и вот уже видим последние три года. В 2019 году “Укрнафта” добыла 1,5156 млн. тонн нефти. В 2020 – 1,500 млн. тонн. В 2021 – 1,499 млн. тонн.
– Планируете модернизировать АЗС в этом году? Сколько это обойдется?
– Да, то, что реально сделать – это 100 АЗС сети вправе быть переоборудованными с киосков в магазины. Планируем поставить 17 газовых модулей и очень хочется модернизировать 20 заправок, превратив их в полноценные автозаправочные комплексы. Это амбициозные цифры и планы. Приложим максимум усилий для заслуги этих характеристик. (Юрий Винничук, Бизнес Цензор/Энергетика Украины и мира)