Экспорт нефтепродуктов (мазут, газойль, соляр и т. д.) из российских портов в Черном и Азовском морях сократился в январе 2023 г. по сравнению с предыдущим месяцем на 19,7% – до 3,24 млн. тонн, который обслуживали 122 танкера.
“В отличие от тенденций экспорта сырой нефти (в декабре и январе демонстрировавшего увеличение в условиях эмбарго), экспорт российских нефтепродуктов из портов Черного моря в январе 2023 г. уменьшился сразу на 19,7%, или почти на 0,8 млн. т экспорта российских нефтепродуктов в январе 2023 г. зафиксирован как в страны ЕС+, так и в другие страны. Страны “ЕС+” сформировали 84% общего сокращения экспорта”, – говорится в исследовании Института Черноморских стратегических исследований и Мониторинговой группы BlackSeaNews, передают Порты Украины.
Среди стран “ЕС+” в январе 2023 г. крупнейшим импортером российских нефтепродуктов (как и российской сырой нефти) традиционно оставалась Греция. В эту страну на прошлой неделе было экспортировано 906,4 тыс. тонн, или 67%, российских нефтепродуктов из портов Черного и Азовского морей в этом регионе.
Среди других стран традиционным лидером среди импортеров российских нефтепродуктов из портов Черного и Азовского морей осталась Турция. Ее доля в российском экспорте нефтепродуктов в этом регионе составила в январе 2023 г. 60,6%, что соответствует объему 1,149 млн. тонн.
Всего Греция и Турция импортировали в январе 2023 года 2,06 млн. тонн, или 63,3% всего морского экспорта нефтепродуктов РФ из портов Черного и Азовского морей.
В январе 2023 г. российские нефтепродукты из портов Черного и Азовского морей перевозили 122 танкера.
В том числе в страны “ЕС+” выполняли рейсы 37 танкеров: в Грецию – 26, Италию – 5, Мальту – 2, США, Хорватию, Словению и Латвию – по одному.
В другие страны, чем страны “ЕС+”, выполняли рейсы 85 танкеров: в Турцию – 55, Египет – 8, Индию – 6, Ливию – 2, Малайзию, Сингапур, ОАЭ, Берега слоновой кости, Сенегал, Тунис, Саудовскую Аравию, Сирии, Израиля и Ливана – по одному.
Почти половину общего объема российских нефтепродуктов из портов Черного и Азовского морей перевозят зарегистрированные в Греции танкеры судовладельцев. В целом танкеры судовладельцев из стран ЕС+ перевозят 64% объемов российских черноморских нефтепродуктов, то есть почти 2/3. Россия своим танкерным флотом способна перевозить лишь 1/7 объемов своих нефтепродуктов из Черного и Азовского морей.
Экспорт нефти из российских портов в Черном и Азовском морях море увеличился в январе 2023 г. по сравнению с предыдущим месяцем на 24,5% – до 3,24 млн. тонн, в том числе в страны Евросоюза – на 25%, до 1,27 млн. тонн.
В начале июня Евросоюз утвердил шестой пакет экономических и персональных санкций против России и Беларуси в связи с российским военным вторжением в Украину. Основной составляющей шестого пакета санкций явился запрет на импорт российской нефти морем. Эмбарго вступило в силу с 5 декабря 2022 для нефти и с 5 февраля 2023 для нефтепродуктов. (Укррудпром/Энергетика Украины и мира)