Подробно о том, почему версия об “украинском следе” фантастическая.
Удивительно, что никому из расследователей украинского следа в диверсии на Северных потоках 26 сентября 2022 г. не пришло в голову проанализировать для начала технические аспекты. Ведь именно технические вещи и возможности определяют успех или неудачу при организации и безпрецедентной операции, аналогов которой нет в истории подводных трубопроводных систем.
Прежде всего, о материнской части
Что такое труба газопровода, как она уложена и что нужно для ее уничтожения? Труба сделана из специальной стали повышенной прочности, наружный диаметр 1220 мм, толщина стенки до 41 мм. Труба бетонированная “рубашкой”, изготовленной из измельченной и уплотненной железной руды в смеси с цементом, толщиной 110 мм. Она не лежит так прямо на дне морском. С целью нерушимо зафиксировать и предотвратить всплытие подводного газопровода его засыпают сверху хорошим слоем сортированных и несортированных камней.
Следовательно, к самой трубе прямого доступа нет, а с учетом того, что Северный поток-1 находится в эксплуатации более десяти лет, это означает, что придонные течения еще дополнительно нанесли песка и ила на каменную насыпку, уплотнив ее. Это важно для понимания того, что несколько десятков килограммов взрывчатки, которую (гипотетически) могла бы доставить группа диверсантов на себе, гарантированно взорвать трубу не смогут .
Масштаб повреждений трубопровода после взрыва можно представить из официального сообщения компании-оператора: “Длина участка трубы, разрушенной в результате диверсии, составляет около 250 метров… на морском дне обнаружены кратеры техногенного характера глубиной от 3 до 5 метров на расстоянии около 248 м друг от друга. Участок трубы между кратерами полностью разрушен, радиус разбрасывания фрагментов трубы составляет не менее 250 м”. Представьте силу взрыва, когда обломки разлетаются на 250 м под водой, в плотной среде. Сейсмостанции в Дании и Швеции зафиксировали донный сотрясение силой в 2,3 балла по шкале Рихтера. Существуют разные оценки количества взрывчатки, но, по крайней мере, ее порядок – это несколько килограммов на одну закладку .
Все это означает, что для выполнения соответствующих подготовительных работ должно быть задействовано хотя и гражданское, но должным образом оборудованное судно с бортовым краном для спуска и подъема грузов со специально подготовленным экипажем, оснащенное по крайней мере дистанционно управляемым аппаратом с манипулятором для подводно-технических работ. Что-то из категории многофункциональных аварийно-спасательных судов того же типа, что обслуживали строительство “Северного потока-2” (“Бахтемир”, “Спасатель Карев”), или какое-то крупноразмерное судно. И выполнить комплекс подготовительных работ невозможно за один спуск на дно в течение часа, да еще и в трех местах.
Хотя Балтика не Черное море с глубинами более двух километров, но и не Азовское с его 14 метрами. 80-100-метровая глубина залегания газопроводов ПП-1 и ПП-2 означает, что работать в легкой водолазной оснастке не получится. К тому же, температура воды в придонной зоне примерно +5?С. Более того, для взрыва взрывчатки на глубине нужен специальный детонатор, чтобы его взрывной механизм мог быть налажен соответствующим способом, выдерживал донное давление определенное время и должным образом срабатывал, когда поступит сигнал на подрыв.
Опытные специалисты по специальным подводно-техническим работам утверждают, что, скорее всего, при выполнении подготовительных работ был использован либо подводный миничел сухого типа с манипуляторами, либо по крайней мере соответствующий дистанционно управляемый подводный аппарат. Вся эта техника специализирована, не массовая в производстве, она дорогая, в супермаркетах не продается, как и водостойкая взрывчатка и детонаторы к ней. Приобретение такого оснащения или его аренда у кого-то “группой любителей дайвинга” не осталось бы незамеченным для многочисленных глаз и ушей западных и российских разведывательных и контрразведывательных организаций.
На этом фоне комично выглядит сюжет немецкого издания о парусной (!) яхте с лихим экипажем, который перемещается по Балтийскому морю, имея примерно 1-1,5 тонны взрывчатки на борту, которую на авто доставили на борт в одном из немецких портов, а до того , вероятно, грузовик еще где-то носился по Европе. Итак, с технической точки зрения, версия об украинском следе является фантастической. И это без анализа отдельных специфических аспектов.
Сеймур Герш и русские уши его расследование
Как ни странно это выглядит на первый взгляд, версия целой группы ведущих американских и европейских изданий об украинском следе не понравилась Москве. Это потому, что у них есть своя собственная “легенда”, которую они начали проталкивать практически сразу после 26 сентября, а 8 февраля добавили ей “допинга”. Это об американо-норвежском диверсионном тандеме от пулитцеровского лауреата Сеймура Герша. Но он явно передал углу меда: в своем расследовании по мотивам США и Норвегии уничтожить российского конкурента для своих поставок газа в Европу Герш восемь раз повторил словосочетание о дешевом российском газе с намеком на дорогой американский и норвежский. Это явно слишком для такого текста и показывает, чьи уши торчат по этому главному аргументу газовой пропаганды Кремля в XXI веке.
Однако именно версия Герша является основополагающей для России. Представитель РФ в ООН Небензя растиражировал ее официальным письмом на имя Генсека ООН от 16 февраля с требованием провести срочное расследование: “Обнародованные 8 февраля 2023 года результаты расследования американского журналиста Сеймура Герша свидетельствуют о факте совершения военными Соединенных Штатов Америки и их норвежскими преступлениями на три ветки газопроводов “Северный поток-1” и “Северный поток-2″ в Балтийском море. Администрация Джо Байдена, отдавшая противоправный приказ, несет полную ответственность…”.
Фактор 4-й нити и русский след
Почему осталась не взорвана одна нить из четырех существующих на обоих потоках? Это, в сущности, один из ключевых вопросов. Если там был заложен взрывной заряд и он не сработал, то его нашли бы сразу, и расследование если бы и не завершилось нахождением “авторов”, то по крайней мере было бы сообщение о “сработавшем взрывном устройстве неизвестного происхождения”.
Однако очевидно, что никакого четвертого взрывного устройства не было. Одну нить сознательно оставили в функциональном состоянии. Кому нужна была такая конфигурация – три трубы взорвать, одну оставить, причем оставить одну нить именно ПП-2, а не ПП-1?
Ответ: тому, кто оставлял шанс немцам “одуматься” и кто собирался “спасать” их аномально холодной зимой 2022/2023, рассказывая всему миру, как будет мерзнуть Европа. А в случае успешного “спасения Европы” поиздеваться над немцами, мол, несмотря на ваш обструкционизм ПП-2, вас спас именно он. А потом жестом “доброй воли” отремонтировать трубы. Что обойдется только в каких-то 500 млн. долл., и Европа будет снова в тепле и с дешевым газом от “Газпрома”. Так читается замысел Кремля.
Параллельный мотив диверсии – это создание ситуации искусственного форс-мажора для “Газпрома”, то есть когда он в силу обстоятельств непреодолимой силы не в состоянии выполнить свои обязательства по поставке газа. Правдоподобные “отмазки” летом прошлого года о вышедших из строя турбинах невозможность их отремонтировать из-за западных санкций, утечки масла и т.п. больше не оказывали влияния на европейских клиентов. И “Газпром” рисковал получить миллиардные иски в арбитражи за срыв контрактов. Вся его аргументация была отвергнута в Европе на официальном уровне. Стоит вспомнить, что именно в начале сентября 2022-го “Газпром” остановил ЧП-1 якобы для ремонтных работ, а через три недели произошли загадочные “форс-мажорные” взрывы на Балтике. Вот в этом промежутке и была подготовлена специальная подводная операция.
И опять же, на русский след в диверсии указывает появление в этой истории нефтяного танкера .
Танкерная (не)активность
Танкер Minerva Julie привлек внимание одного из датских экспертов из-за того, что подозрительно долго маневрировал незадолго до взрывов как раз в районе диверсии. Конечно, компания-владелец все опровергла, мол, танкер просто ждал нового заказа.
Это интересный эпизод, напоминающий инцидент октября 2014 года, когда у берегов Швеции была зафиксирована “подозрительная подводная активность” и сеанс радиосвязи направленным лучом в сторону Калининграда. Шведы пришли к выводу, что еще раз имеет место российская шпионская деятельность, однако подлодка потерпела аварию в шведских водах. Поиски аварийной минисубмарины так и не увенчались успехом, но затем обратили внимание на странные перемещения двух российских судов – танкера NS Concord под флагом Либерии и научно-исследовательского судна “Профессор Логачев”. Они длительное время совершали маневрирование, нехарактерное для коммерческих и исследовательских судов. Это и натолкнуло экспертов на вывод, что указанные суда осуществляли спасение подводного мини-челнока, выполнявшего специальное задание у шведского побережья и потерпевшего крушение. Наиболее вероятно, что минисубмарина покинула район, находясь под дном крупноразмерного судна, или танкер был заранее переоборудован под носителя. Тем более что и танкер, и научно-исследовательское судно провели несколько месяцев в ремонте, что может быть одним из подтверждений версии о соответствующем переоборудовании для выполнения задач, не связанных с их обычным применением.
Поэтому появление танкера при изучении разных аспектов диверсии на путинских потоках опять же косвенно указывает на то, что за авторством стоят именно россияне. Технология отработана ими на Балтике. Напомним мнение специалистов по подводно-техническим работам, что в осуществлении диверсии такого уровня требуется минимальная, с помощью которой и можно выполнить необходимые подготовительные работы. Также обратим внимание, что танкер Minerva Julie направлялся из Роттердама и после странных перемещений с 6 по 12 сентября 2022 г. в результате прибыл в Санкт-Петербург. Даже если этот танкер не был переоборудован под носитель министерна, то он послужил прикрытием для его перемещений. Но тогда где-то должно быть еще одно судно, которое доставило и затем забрало миничел в случае, если танкер не был носителем.
Это также резонирует с информацией, предоставленной в ноябре 2022-го американской компанией спутникового мониторинга SpaceKnow о двух “темных судах” незадолго до 26 сентября вблизи зоны диверсии. В них были отключены транспондеры распознавания AIS, то есть они пытались скрыть общую информацию о себе и своем местонахождении.
Кому выгодно?
Стоит вспомнить, что в конце прошлого года в западных СМИ уже появлялась информация со ссылкой на некоторых западных руководителей, многочисленных официальных лиц, 23 дипломатов и разведчиков из девяти стран о том, что несколькомесячное расследование не подтвердило российского авторства диверсии, без указания и какого-либо другого.
Действительно, почему все еще нет результатов расследований в трех странах? Допускаю, что на самом деле в западных столицах уже все понятно – и кто автор сценария, и кто исполнитель специальной подводной операции. Но обнародование этого требует жестких ответных действий, и не только со стороны Германии, Дании и Швеции. И не только в виде совместного патрулирования морей для противодействия разведывательным кораблям РФ у берегов ЕС, как об этом сообщили на днях. Предполагаю, что результатов не желают обнародовать, потому что лучше пусть будет война в Украине, чем война в Европе, как они себе представляют. Ведь это приведет “к эскалации”, “к войне НАТО с Россией”. Поэтому отсюда легенда о какой-то “проукраинской группе” с индульгенцией официальным властям Украины. Мол, негосударственные актеры во времена гибридных войн и не на такое способны…
“Украинский след” – это попытка определенных кругов показать пакетом, что Россия, США, Европа и Британия не причастны к диверсии. “Некоторые первоначальные предположения США и Европы были сосредоточены на возможной вине России, особенно учитывая ее мастерство в подводных операциях, хотя непонятно, какая мотивация была бы у Кремля для подрыва трубопроводов, учитывая, что они были важным источником дохода и средством для Москвы иметь влияние на Европу… Представители США говорят, что не нашли никаких доказательств причастности российского правительства к нападению… Официальные лица США заявили, что никто из американцев или британцев не был задействован”, – написала The New York Times. Сообщается, что американской разведке не удалось выявить доказательства причастности России к инциденту. Британская The Times 8 марта рассказала, что на Западе уже через неделю после диверсии было известно, что за этим стоят не Россия или США, а частное предприятие.
Хотя официальные представители и в США, и в европейских столицах не согласились с “украинской версией”, однако, похоже, есть кто-то влиятельный с обеих сторон Атлантики, кто хочет провести игру с нулевой суммой с россиянами и выйти на отношения с чистого листа. Недаром же версия об украинском следе появилась одновременно в ряде ведущих западных изданий. Это вам не блог Сеймура Герша, созданный на скорую руку накануне. Мол, у “Нафтогаза” у Украины в целом был мотив взорвать газопроводы: чтобы сохранить транзит российского газа. Полностью в соответствии с путинской аргументацией на пресс-конференции 22 декабря 2022 года.
Нынешний сигнал России примерно таков: все знаем, но не сообщим официально о том, что диверсия была устроена под руководством Главного управления глубоководных исследований МО РФ, как и вы прекратите нас винить; г расследования так и не смогут точно установить авторство, а вы не будете настаивать на их продолжении. В случае согласия с таким подходом Россия не будет платить немалых компенсаций и штрафов за срыв поставок газа в Европу (по некоторым оценкам, они могут составить в общей сложности до 35 млрд. долл., а на сегодняшний день уже подано исков на 15 млрд. долл.) и получит шанс возобновить газовые отношения на взаимовыгодных условиях. Чтобы новых исков не было, следует согласиться сесть за стол переговоров с Украиной.
Однако одновременно медийный “украинский след” – это и сигнал Киеву. Мол, мы не видим сейчас официальной причастности Украины к диверсии, но может так оказаться, что дальнейшее расследование найдет определенные доказательства (намек типа кейса с “Кольчугами” 2002 года). Американское издание Politico 12 марта вновь намекнуло о “точках напряжения” между Вашингтоном и Киевом и назвало среди прочего и “диверсию на газопроводе”. Поэтому, мол, лучше идти за стол переговоров с россиянами по широкому кругу вопросов.
Конечно, это только мое авторское предположение. Думаю, что ближайшие недели или месяцы будут показательны, куда вернет следствие в европейских столицах, что будет говорить Небензя в ООН, будут ли новые иски к “Газпрому”, а также не случатся ли какие-нибудь новые случаи внезапных смертей определенных фигур на московской шахматной доске. (Михаил Гончар, президент Центра глобалистики “Стратегия ХХI”, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)