Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Япония: декарбонизация становится главной составляющей энергетической политики

В Японии склоняются к созданию мегасолнечных электростанций.

Декарбонизация экономики становится главной составляющей энергетической политики Японии. Важным практическим шагом в этом, можно полагать, стало начало ее юридического закрепления. В структурах правящей Либерально-демократической партии Японии (председатель ЛДП и премьер министр страны Фумио Кисида) уже подготовлен законопроект о продвижении политики зеленых преобразований, говорится в сообщении газеты Asahi Shimbun (17.01.23) со ссылкой на свои источники.

Законопроект будет представлен на обсуждение очередной сессии парламента, начавшей работу 23 января. Его положения нацелены на создание условий для продвижения декарбонизации. В проекте ряд основных пакетов законодательных актов, в том числе: о составлении и реализации стратегии продвижения зеленых преобразований; о выпуске государственных облигаций для содействия переходу к экономике зеленых преобразований и внедрении системы ценообразования на выбросы СО2. Организационно предусматривается создание в правительстве Агентства зеленых преобразований для надзора за системой ценообразования и оценки продвижения процесса, сообщает газета Asahi Shimbun.

Первый шаг – закон о зеленых преобразованиях

Первым шагом будет принятие и вступление в силу закона о содействии зеленым преобразованиям. Финансовое обеспечение необходимых для этого мер, пишет газета, правительство Японии намерено путем введения дополнительных таможенных сборов на импорт ископаемого топлива и выпуска специальных облигаций.

Следующие меры в течение двух лет предусматривают создание системы ценообразования на выбросы СО2. По одной из оценок, в течение следующего десятилетия для зеленых преобразований потребуется около 150 трлн. иен (1,2 трлн. долл.) инвестиций из государственного и частного секторов. Правительство планирует выпустить облигации на сумму около 20 трлн. иен в течение 10 лет, начиная с 2023 финансового года, и использовать эти средства для поддержки компаний, продвигающих декарбонизацию. Сами облигации планируется погасить к 2050 финансовому году с помощью средств, полученных в результате введения дополнительной надбавки к налогу на импорт ископаемого топлива, а также от введения торговли выбросами СО2 между компаниями, включая электроэнергетические. По планам правительства, доплаты начнутся с 2028 финансового года, а программа торговли выбросами – с 2033-го (Asahi Shimbun, 17.01.23).

Многое из положений законопроекта, подготовленного для обсуждения в парламенте, перекликается с рядом тем, поднимавшихся в декабре 2022 года в канцелярии премьер-министра Японии при обсуждении работы Совета по внедрению зеленых преобразований. Можно остановиться на ряде из них, это взаимосвязанный комплекс направлений, включающий атомную энергетику, проблемы с возобновляемыми источниками энергии, выбор новых первичных энергоносителей, ценообразования по выбросам СО2. Фактически прошло обсуждение возможных положений нового Базового энергетического плана (БЭП), но с акцентом на зеленую трансформацию.

БЭП регулярно принимаются в Японии с 2004 года, последний, 7-й был утвержден кабинетом министров 26 ноября 2021 года. По мере необходимости планы пересматриваются. В них даются прогнозы развития энергетики на ближайшую и долгосрочную перспективы – в первую очередь по генерирующим мощностям. По опыту прошлых лет заранее создаются группы специалистов энергетиков и представителей различных заинтересованных организаций, например бизнесменов, профсоюзов, которые составляют и обсуждают свои предложения, по результатам которых составляются доклады правительству об основных прогнозах развития энергетики. Они становились целевыми положениями БЭП, которые утверждались правительством.

При обсуждениях на Совете по внедрению зеленых преобразований в декабре 2022 года рассматривались пути достижения декарбонизации, во многом путем электрификации. Электроэнергия почти сразу после ее изобретения бурно стала входить во все сферы жизни и деятельности человека, но получать ее он стал через источники тепловой энергии – древесины, каменного угля, нефти. В конечном счете не бесконечных. Да и опасных с точки зрения экологии, поскольку в процессе превращения тепловой энергии в электрическую выбрасывается СО2, что, как доказывают экологи, стало причиной опасных изменений климата на планете.

Обоснованность таких выводов в глобальных масштабах покажет время, но промышленная деятельность в регионах и даже странах показывала, что она разрушает экологический баланс. В Японии это поняли в конце 1960-х годов, когда загрязнение окружающей среды от деятельности человека стало угрожать жизням граждан – начали регистрироваться болезни, вызванные бесконтрольным сбросом в водоемы отходов производств. За одну сессию парламента было принято почти два десятка законов, регулирующих природопользование.

Экология стала важной составляющей последующих экономических программ и планов правительства Японии, а позднее, в 2002 году закреплено и законом “Об основах энергетической политики”, который предписывал составлять “Базовые энергетические планы” с перспективой на пять лет. Они стали успешно выполняться с перспективой развития атомной энергетики как “основного энергетического ресурса”, на который к 2050-м годам должно приходиться более 50% электрогенерации.

Но доверие к атомной энергетике было подорвано катастрофой на АЭС “Фукусима 1”. Сейчас доверие восстанавливается. Во многом благодаря пониманию важности декарбонизации во всех сферах деятельности человека, в первую очередь в энергетике. Это проявляется и в работе Совета по внедрению зеленых преобразований. Можно указать на предлагаемые советом пути достижения декарбонизации. В первую очередь это атомная энергетика, возобновляемые источники энергии, новые энергоносители, комплекс зеленой трансформации в отраслях с учетом ценообразования на выбросы СО2.

Роль атома

По предложению совета ядерная энергетика будет “использоваться непрерывно в будущем” и рассматриваться как “базовый источник энергии для достижения декарбонизации”. Опросы среди граждан Японии показывают, что в декабре 2022 года, перед зимним пиком энергопотребления, их волновало в первую очередь то, что многие реакторы, на которых выполнены все новые требования безопасности, введенные после катастрофы на АЭС “Фукусима 1” и имеющие разрешение на запуск, не запускаются по бюрократическим причинам.

На заседании совета премьер-министр Фумио Кисида заявил, что необходимы постоянные усилия для укрепления общественного и регионального доверия к АЭС, чтобы можно было ускорить политику, непосредственно связанную с энергетическими проблемами, с которыми сталкивается Япония.

Совет поддерживает строительство АЭС с реакторами нового поколения с улучшенными характеристиками безопасности для замены реакторов, которые должны быть выведены из эксплуатации. Можно указать, что газета Yomiuri Shimbun в сообщении о том, что в конце февраля структуры ЛДП будут готовы передать в парламент законопроект о продвижении политики зеленых преобразований, акцент делает на том, что “он позволяет эффективно эксплуатировать ядерные реакторы в течение более 60 лет”.

В настоящее время срок службы ядерных реакторов в стране ограничен 40 годами и допускается для ряда новейших типов 60 годами. Законопроект позволит реакторам АЭС продолжать работать по истечении 60 лет и позже, поскольку будет исключено из сроков работы реакторов время, когда они останавливались для проверок на безопасность и по другим причинам.

На первое место в обеспечении страны энергией в перспективе выдвигаются возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Сейчас стало ясно, что человечеству необходимо развивать ВИЭ, которые, как и АЭС, сразу генерируют электричество. Доля ВИЭ в энергетике большинства стран мира растет, как и в Японии. Правительство страны планирует, что в 2030 финансовом году на них будет приходиться 36-38% от общих мощностей производства электроэнергии в Японии, что более чем вдвое выше 18% в 2019 финансовом году.

Этой справкой газета Mainichi Japan предваряет интервью с Кинго Хаяси, президентом крупной японской региональной электроэнергетической компании (РЭК) Chubu Electric Power Co., действующей в центральном экономическом регионе страны Тюбу. Можно напомнить, что с окончанием оккупационного режима правительство Японии постоянно проводит экспортоориентированную экономическую политику. В первые годы с опорой на экспорт товаров легкой промышленности и вложения получаемых средств в промышленное производство, что обеспечило выход на мировые рынки японских производителей. Уже в 1960-х годах на японские компании приходилось более половины мирового производства судов, станков и производственного оборудования. Выход японского бизнеса на внешние рынки обеспечивался своими капиталами и технологиями, во многом подкрепляемыми купленными патентами.

Эта стратегия продолжается. По словам Кинго Хаяси, компания планирует инвестировать до 400 млрд. иен (3,5 млрд. долл.) за рубежом к 2030 финасовому году, как он подчеркивает, с целью “ускорения процесса сокращения выбросов СО2”.

Из этой суммы компания готова потратить около 250 млрд. иен на приобретение и инвестиции в предприятия по возобновляемым источникам энергии за рубежом и около 100 млрд. иен на технологии, связанные с такими источниками энергии, как водород и аммиак, при сжигании которых не выделяется СО2.

Компания готова инвестировать около 50 млрд. иен в сферы инфраструктуры поставок электроэнергии и ее продажи. Chubu Electric Co. планирует осуществлять такие инвестиции через свои дочерние компании, включая вьетнамскую гидроэнергетическую компанию Bitexco Power Corp. и нидерландскую электроэнергетическую компанию Eneco Groep NV.

Кинго Хаяси считает, что в Азии “большие перспективы для развития структуры ВИЭ и необходимо расширять бизнес в регионе”. Компания намерена также “увеличивать свои инвестиции помимо Азии в странах Европы, которые являются лидерами в использовании ВИЭ”. По его словам, среди всех видов ВИЭ наибольший потенциал у морских ветряных электростанций, и в дополнение к своим внутренним проектам компания готова принять участие в зарубежных предложениях.

Это взгляды руководства компании, которое в развитии видит расширение деятельности за рубежами Японии, где японские технологии в энергетике ждут. Руководство Японии пыталось гасить критику в адрес японских компаний, когда последние вопреки общей тенденции в мире к отказу от угольных ТЭС намеревались развернуть поставки оборудования для них в развивающиеся страны. Япония оправдывала это более высокими экологическими показателями своих ТЭС в сравнении с конкурентами из других стран. В отношении оборудования ВИЭ для такой критики оснований нет.

РЭК Chubu Electric Co. продолжает работать в Японии, хотя, как и другие компании, сталкивается здесь с трудностями переходного процесса к зеленой энергетике, а они есть и естественны.

В Японии 10 РЭК, их деятельность регламентируется законами. По ним РЭК являются монополистами по поставкам энергии потребителям в своих регионах и обязаны обеспечивать их. Следовательно, иметь достаточные генерирующие мощности и развивать электросети. Но в то же время обосновывать свои цены на энергию и получать утверждение их правительством.

Кроме этого, есть и другие рычаги воздействия на РЭК. В последние годы в Японии проведена либерализация рынка электроснабжения с целью содействия развитию ВИЭ. РЭК в соответствии с принятыми законами были обязаны принимать энергию с малых генерирующих мощностей. Это дало мощный толчок развитию ВИЭ, в первую очередь солнечных батарей. Они устанавливались на неугодьях и пустырях, на крышах домов. Ветряные генераторы, как считается, лучше размещать в прибрежных водах. В результате появилось большое число мелких компаний энергетических стартапов, энергию которых должны были принимать РЭК. Доля ВИЭ в электрогенерации в стране за несколько лет удвоилась почти до 40%.

Но много проблем вызывает, с одной стороны, большая зависимость ВИЭ от погодных условий, нестабильность вырабатываемых ими мощностей, а с другой – сезонные и суточные колебания спроса энергии потребителями, что стало проявляться при быстром росте доли ВИЭ в общей генерации.

Бывают дни, когда производство электроэнергии ВИЭ в регионах значительно превышает потребление клиентами РЭК. Особенно весной и осенью, когда бытовые электроприборы работают с малой нагрузкой. Дисбаланс спроса и предложения чреват масштабными отключениями электроэнергии.

Тогда РЕК, отмечают японские СМИ, вынуждены просить поставщиков ВИЭ сокращать генерацию с помощью так называемой процедуры контроля выходной мощности, чтобы предотвратить отключения электроэнергии, что потенциально может затронуть миллионы домохозяйств. Прибегают к временным отключениям ВИЭ от сети, обычно с 8.00 до 14.00. РЭК Kyushu Electric Power Co., лидер по внедрению ВИЭ в стране, с 2018 финансового года использует регулирование принимаемой от них энергии. В 2020 финансовом году из-за этого у РЭК на 3% сократился общий объем генерации ВИЭ.

Проблемы ВИЭ

Большие колебания производства солнечной и ветровой энергии из-за погодных условий и климата затрудняют поддержание справедливого баланса спроса и предложения на энергию. В апреле прошлого года многие РЭК были вынуждены прибегать к процедуре “контроля выходной мощности”.

9 апреля компания Shikoku Electric Power Co. была вынуждена прибегать к ней, заявив, что не смогла не пойти на это, несмотря на сокращение производства на своих тепловых электростанциях, как и передать излишки энергии в другие регионы, за пределы своей юрисдикции. С подобной проблемой сталкиваются и другие РЭК, отмечают японские СМИ. Это может ослабить стремление к развитию ВИЭ, что, по мнению экспертов, быстро набирает темпы по всей Японии, считает, например, газета Asahi Shimbun.

В какой-то мере проблему помогут решить государственные планы по развитию силовых кабельных электросетей между основными потребителями энергии – столичным регионом Токио и регионом Кансай (Осака) с островными РЭК Хоккайдо, Кюсю и Сикоку. По долгосрочному проекту правительство планирует потратить на это 4,8 трлн. иен (38,7 млрд. долл.).

Но и руководители РЭК понимают важность разрешения проблемы. Ими сформирована Организация по межрегиональной координации операторов передачи (электроэнергии), которой поручено координировать энергоснабжение. Организация уже разработала план инвестирования от 6 до 7 трлн. иен в “развитие электросетей с целью содействия использованию ВИЭ”. План включает прокладку новых подводных кабелей между островами Хоккайдо и Хонсю, чтобы электроэнергия могла передаваться через региональные границы для покрытия возможного дефицита электроэнергии в столичном регионе Токио (Yomiuri Shimbun от 28.01.23 в материале The Organization for Cross-Regional Coordination of Transmission Operators).

Предложения Совета по внедрению зеленых преобразований включают меры по дальнейшему развитию инфраструктуры, способствующей “использованию таких новых видов топлива, как водород и аммиак”, замене ими угля, нефти и газа как основных энергетических ресурсов. В Японии она рассматривается как важное направление развития энергетики. В первую очередь потому, что они при сгорании не выделяют углекислый газ. Производство водорода и доставка его танкерами в сжиженном виде в Японию во многом уже отработана солидным консорциумом компаний и фирм. Но этот процесс сильно зависит от системы ценообразования на выбросы углерода, а она еще в международном масштабе не отработана. В Японии пока изучается мировой опыт.

Предложения Совета по внедрению зеленых преобразований должны быть утверждены в конце 2023 года, что поможет правительству достичь заявленной цели по нулевым чистым выбросам парниковых газов к 2050 году, пишет газета Yomiuri Shimbun. (Николай Тебин, Eenergy.media/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version