Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Мир: почему западные страны затягивают с санкциями против “Росатома”

Ключевые источники поступления средств для российского бюджета – нефтегазовые, от 50 до 60% поступлений госбюджета. И их санкционно ограничивают. Но кроме топлива есть и энергетическая составляющая, которая систематически санкций избегает, но не менее важна для российской экономики.

Этот текст – напоминание всем, особенно западным партнерам Украины, что этот вопрос рано или поздно придется решать. Безусловно, зависимость от атомной энергетики РФ – не прямая аналогия с многолетней зависимостью от российского газа или нефти. Хотя еще год назад, будь откровенны, ключевую роль по указанным энергоресурсам играли российские поставки. И “атомка” – это еще и вопрос безопасности, ведь не так просто быстро перейти с технологий РФ на западные аналоги. Собственно, о неприкосновенности “Росатома”, о необходимости вырвать это “энергетическое жало” ниже и пойдет речь.

С декабря 2022 года есть нефтяное эмбарго от западных партнеров и “потолка цен”, а уже с февраля 2023-го – аналогичные ограничения по нефтепродуктам (бензину, дизелю, мазуту и т.п.).

Нефтегазовые доходы российского бюджета в январе 2023 года к январю 2022-го упали на 46% (5,5 млрд. долл.). Согласно данным по исследованиям Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA), только эмбарго на нефть обходится для России в 160 млн. евро в день, а с учетом расширения ограничений цены на нефть и нефтепродукты убытки возрастут до 280 млн. евро. Последствия уже заметны невооруженным глазом, дефицит бюджета РФ за два месяца 2023 достиг почти 34 млрд. долл., то есть 88% от заложенных “дефицитных” на весь 2023 г. Однако должны признать, что сейчас этот дефицит не является убийственным для России.

Однако параллельно существует еще одна отрасль, которой не задела ни одна санкция. Речь о рынке атомной энергетики и гиганта мирового уровня – госкомпания “Росатом”. Дискуссию по экономическим ограничениям, которые следует наложить на эту госкомпанию, уже следует начать столь полномасштабно, как Путин полномасштабно развязал войну год назад.

Глобальная роль ” Росатома”

Ежегодно “Росатом” от экспорта ядерного топлива, оборудования и предоставления соответствующих услуг получает 9 млрд. дол. США. По сравнению с вышеупомянутыми двумя направлениями энергетики – мизер. Для общего понимания это примерно 1,3-1,6% от общего экспорта из России. Но здесь речь идет, скорее, не о деньгах, а о конвертации бизнес-связей с другими странами по направлению атомной энергетики в долгосрочную (до конца века) технологическую зависимость и политические влияния. Неоднократно отмечалось, что поставки высокотехнологичной продукции, особенно в такой отрасли, как атомная энергетика, в большинстве своем рассматриваются как инструмент для расширения политических влияний.

Глобально Россия имеет меньшие по сравнению с другими странами объемы ресурсов уранового сырья – 8%, что является четвертым показателем в мире после Австралии (28%), Казахстана (15%) и Канады (9%), согласно данным Всемирной ядерной ассоциации. Но что касается поставок уранового сырья на мировой рынок, то картина выглядит иначе.

Ведущий поставщик – Казахстан (45%), далее Намибия (12%) и Канада (10%). Однако ключевые позиции в казахстанском уранодобывающем секторе занимает именно Росатом – почти 40%. С учетом этого и того, что дочь Росатома компания Uranium One имеет долю в 9% мирового рынка уранового сырья, получается, что практически 20% поставок обеспечивает Росатом, то есть каждую пятую тонну сырья на рынке. Для сравнения: канадский Cameco, французский Orano и китайский CGN имеют всего по 9%.

К слову, чтобы понимать глобальный контекст по обогащению урана “Росатомом”, здесь компания является первой на глобальном рынке с долей 38%. На рынке производства ядерного топлива российский гигант занимает третье место (17%) после американской Westinghouse (22%) и французской Framatome (20%).

В Евросоюзе четверть электроэнергии вырабатывают АЭС. И 19 из 103 энергоблоков зависят от ядерного топлива “Росатома”. Речь идет о Чехии (6 блоков), Словакии (5 блоков), Венгрии (4 блока), Болгарии и Финляндии (по 2 блока). Еще три реактора работают на топливе российско-французского производства. Вдобавок, в 2022 году “Росатом”, кроме строительства двух реакторов в Словакии, получил разрешение на строительство еще двух в Венгрии. Стоит не забывать и о турецкой АЭС Аккую, строительство которой началось в 2018 г., а общая стоимость проекта достигает 22 млрд. дол. Запуск первого энергоблока предполагался на апрель 2023 г., однако введение немецким правительством запрета компании Siemens Energy на поставку комплексного распределительного устройства может отсрочить это событие (соответствующее действие относится и к АЭС “Пакш-2”).

В случае введения жестких экономических ограничений против “Росатома” под ударом окажутся сразу несколько геополитически важных для Москвы стран. В частности, речь идет об АЭС Аккую в Турции, Куданкулам в Индии и Пакш в Венгрии.

Особый кейс – Венгрия, член ЕС и НАТО, наш сосед на западе, с премьер-министром В. Орбаном, которого медиа окрестили “троянским конем” Кремля. Поэтому Венгрия будет всеми силами пытаться блокировать наложение санкций, на чем Орбан неоднократно подчеркивал. Ветирование для них – единственный выход, ведь в пределах этой страны более 40% электроэнергии производится на АЭС, контролируемых Росатомом.

Кроме этого, надо понимать, что Россия через Росатом выступает санитаром леса и принимает на захоронение ядерные отходы. Эта история не лежит на поверхности, и о ней действительно немногие говорят. Возможно, это не является чем-то значимым для больших стран, как Франция, имеющая полный ядерный цикл: огромные мощности по производству электроэнергии на АЭС, традиции по строительству соответствующих станций, а также по захоронению.

Однако для маленьких государств с АЭС спрятать на территории огромной России свои ядерные отходы является отличным выходом из ситуации. Особенно когда в подобных маленьких странах есть мощное экологическое движение.

Еще один важный момент, почему не вводят санкции против “Росатома”. Большинство строящихся “Росатомом” объектов – это деньги из России, поступающие через государственные банки. Лет десять назад указанный российский гигант перешел на новую схему оплаты строек за рубежом. Потенциальным заказчикам поставили новые условия – россияне строят за свой счет, а затем страны, где возведена АЭС, рассчитываются по доходам от производимой электроэнергии. Вопрос упирается только в тариф, установленный для потребителей соответствующей страны, которая стала реципиентом строительной медвежьей хватки Росатома.

Кстати, напомним, что “Росатом” строит станции уже и в Египте, который является дружественным к США и выступает как союзник на Ближнем Востоке даже в отношении Израиля.

И еще одно, геополитическое. Помните, как огромный французский производитель электроэнергии EDF помог Венгрии отразить атаку на возможное санкционирование “Росатома”? Почему? Потому что французы сами используют обогащенный уран от России и являются партнерами российского энергетического гиганта. В частности, даже в прошлом году объемы поставок остались на прежнем уровне – 153 тонны или 15% от общего необходимого объема для французов.

Собственно, Росатом – это спрут российского режима, щупальцы которого не просто расползлись по миру, но и уже крепко сжимают многие страны. Устраивает ли их это? Ох, вряд ли…

Выводы сделаем после введения глобальных санкций

Подытоживая историю с санкционированием “Росатома”, отметим, что наши чиновники, а именно Минэнерго и другие стейкхолдеры процесса, сформировали свои замечания к вышеупомянутой структуре только через год после начала полномасштабной вооруженной агрессии. И, как следствие, несколько недель назад наше государство ввело экономические ограничения для атомной отрасли России. Несколько ранее санкции против ряда лиц и организаций из конгломерата “Росатома” ввела Великобритания. Но наши партнеры немного затягивают. Почему? Описан выше. Слишком глубоко “Росатом” погрузил свои энергетические когти в атомную энергетику целого списка стран, не спешащих лишать Кремль политических влияний на огромную отрасль мировой экономики – атомную энергогенерацию. (Александр Леменов, председатель правления StateWatch, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version