В прошлую пятницу сразу на 16 фирташевских облгазах прошли обыски. Причем две из этих компаний (“Харьковгоргаз” и “Криворожгаз”) в результате попытаются влить в специально созданное для этой цели ООО “Газсети” от НАК “Нафтогаз Украины”… Собственно, это уже второй перехват управления. В январе НАК в тех же областях завела свой менеджмент на «Харьковгаз” и «Днепрогаз”.
Было анонсировано, что “до конца года” все фирташевские облгазы перейдут под контроль НАКа. Однако к этим огромным планам возникает ряд вопросов. Первое: а чего, собственно, так поздно? Обыски сейчас продолжаются в компаниях, которые еще прошлой весной (юридически) отданы под контроль госструктурам.
В мае 2022 г. решением суда в Агентство розыска и менеджмента активов (АРМА) передали корпоративные права 26 операторов газораспределительных систем. Мотивом стало ходатайство Государственного бюро расследований из-за неуплаты за пользование газовыми сетями. Большая часть труб в облгазах принадлежит государству.
Украина озвучивала ЕС, что в государственной собственности есть только 65% имущества газораспределительных систем; 18% – в коммунальной; 8% – собственность операторов ГРМ и 9% – другие владельцы”. Понятно, что в разных компаниях по-разному. Коммунальное в основном в городах.
Платить государству, естественно, надо, но фокус заключался в том, что за пять лет до этого добрые люди из Минэнерго позволили основной массе облгазов (37 из 43) этого не делать. В настоящее время часть подписантов от Минэнерго ищут. Хотя для обоснования “не платить” есть и другие юридические зацепки.
Арестовали облгазы за начисленные в 2017-2020 гг. неуплаты, причем оценили их в 1,49 млрд. грн. Но после арестов активов лучше платить за трубы не стали. По данным уже в этом году, из 43 компаний по сети НАКа платят три-четыре. Так что сейчас, через несколько лет, сумма увеличилась.
Однако на фоне общей массы долгов облгазов за поставленный ресурс (они уверенно шагают до сотни миллиардов грн.) неплатежи за трубы точно являлись поводом, а не главной проблемой. Но процесс запустили, а дальше возникла длинная пауза.
В самом АРМА облгазы задержались недолго, их перебросили в управление на НАКовский Черноморнефтегаз, где они благополучно и зависли.
НАКу было не до этого, длительная перетряска управления и руки до “подарка” толком дошли только до октября, когда там был уже третий за год руководитель. Новая нагрузка восторга не вызвала, уже был не слишком радужный опыт. “Нафтогаз” годами пытался навести порядок в подконтрольном ему “Кировоградгазе”. Дело обстояло с очевидным скрипом. В результате (в лучшем случае) облгаз входил по показателям расчетов в группу середнячков. Затем прямо перед войной НАКу поручили и фронтовой “Донецкоблгаз”.
И в “Нафтогазе” откровенно медлили принимать в управление новые. Еще летом 2021-го СНБО принял решение о возвращении в госсобственность “Черкассыоблгаза”, но только через год это кое-как оформили. И здесь – бац, более двух десятков компаний с десятком миллионов абонентов. Понятно, что просто взять это в руки гарантировало провал. Не было ни кадров, ни умения.
По неофициальным данным были контакты с Фирташем об условиях дальнейшего выхода из ситуации… но не договорились. (Арахамия в ноябре ездил на встречу с ним не только по титану.)
Фактически это означало, что контроль над потоками так и остался в руках фирташевской “Региональной газовой компании” (РГК). А НАК изображал поедание слона кусками. Несколько месяцев ушло на создание дочерней структуры – ООО Газораспределительные сети Украины (Газсети). В конце года она получила первую лицензию на управление, и это был… НАКовский “Кировоградгаз”. Только после этого, в январе 2023-го, начались попытки мероприятия в Харьковгаз и Днепрогаз.
Однако стиль мероприятия, мягко говоря, не порадовал. Официальная позиция была очень невнятной: ” Черноморнефтегазом”, который входит в Группу “Нафтогаз”, с соблюдением требований законодательства было принято решение относительно вышеупомянутых облгазов, подконтрольных РГК. Они касаются корпоративных вопросов, в том числе изменения менеджмента “.
Расшифрование “корпоративных вопросов” было следующим. “Черноморнефтегаз” назначил свой наблюдательный совет, который увольнял менеджмент облгазов и ставил свой. Звучало здорово, но чтобы сменить наблюдательный совет, нужно было провести собрание акционеров. А их как раз и не было. В итоге Фирташу подарили отличную возможность обжаловать действия в судах (если не в наших, то в международных).
При этом был вполне рабочий (в том числе юридически) сценарий мероприятия по закону о военном положении, что и было сделано с той же “Укрнафтой” или Кременчугским НПЗ. В то же время юридически мутная схема. На выходе – руководитель, создавший “Газмережу”, дал оптимистическое интервью о перспективах и через месяц ушел в отставку.
Явной неожиданностью для НАКа стала проблема с обслуживанием клиентов. “Региональная газовая компания”, управлявшая от Фирташа облгазами, совсем не желает отдавать свои электронные сервисы. На этой неделе к вопросу подключили Службу безопасности Украины. Поможет ли это запустить сервисы? Увидим, но сейчас преобладает скепсис.
К тому же остается проблема острой нехватки руководящих кадров (естественно, не просто сидящих в кресле). Кстати, отсюда и очень осторожные планы по завершению процесса “до конца 2023 года”.
РГК за многие годы вобрала в себя лучших специалистов, аналогичных на рынке не густо. И ко всему, на Харьковщине сети серьезно пострадали от боевых действий – до половины всех повреждений газовых сетей по стране.
Отдельная тема – создание на рынке очередной супермонополии, но здесь ужасаться пока рано. Во-первых, война. Во-вторых, его еще не создали. НАК даже обещает позже лишнее продать. Хотя кто купит компанию с таким шлейфом, вопрос интересный. Но это проблемы будущего.
Зато уже понятно, что будет с долгами, их простят. НАК уже озвучила, что вновь созданная компания (и те облгазы, которые в нее войдут) старых долгов за потребленный газ не будет возвращать. Это вопрос к бывшим владельцам. А для них… Для них любезно создан форс-мажор.
Среди пострадавших и Оператор газотранспортной системы Украины (ОГТСУ), по идее, ему задолжали около 17 млрд. грн. Фактически он потерял в несколько раз больше. В 2020-2021 гг. магистральщики закупили много дешевого газа для ГТС. Облгазы его успешно сожгли, а по расчетам, даже по низким тарифам, не сложилось. Сейчас на эти деньги не купишь и трети того объема газа.
Хотя долги Оператору ГТС никто, собственно, и не рвался возвращать. Даже смело планировали новые. Например, “Днепрогаз” заложил в своем бюджете за транспорт газа в 2023 г. 0 (ноль) грн. Интересно, а хотя бы сейчас цифру изменят?
Называя вещи своими именами, рассчитывать на погашение старых долгов слишком оптимистично. Вопрос скорее в том, усилится или замедлится темп их наращивания.
В настоящее время озвучивалась идея провести очередной взаимозачет долгов. Но здесь нужно решение парламента. Кроме того, никуда не денется НДС объемом около нескольких десятков миллиардов гривен. Да и МВФ от очередной проводки точно будет не в восторге.
В целом же создать удалось только рай для юристов и судебного обжалования. И не факт, что это произошло случайно.
Тема же серьезная: эту зиму уже прошли на старых запасах и благодаря тому, что зима снова (пятый год подряд) оказалась теплой. Плюс были запасы в ПХГ, не сильно велики, но хватило. Однако, по слухам, в 2023 г. будет еще одна зима. И снова нужны запасы газа, а их стало меньше.
А вот бардака в системе, похоже, стало больше. Хотелось бы наоборот. Схем у нас хватает. Вот только времени на них все меньше, а риски все выше. (Игорь Маскалевич, Zn.ua/Энергетика Украины и мира)