В прошлом году Украина отправила на экспорт 2,6 млн. мВт/ч электроэнергии и получила за это 545,2 млн. долл., что почти в 2,5 раза больше, чем в 2021 г. Массированные обстрелы украинской инфраструктуры вынудили прекратить продажи киловаттов за границу уже в октябре. С апреля 2023 г. Министерство энергетики снова дало добро на экспорт электроэнергии. Но вряд ли удастся достичь столь же высокой выручки в этом году.
Почему рентабельность экспорта падает?
В 2022 г. Евросоюз пережил острый энергетический кризис, который активно провоцировала Москва. Вслед за ростом цена на природный газ и нефтепродукты до рекордных уровней поднялись и цены на электроэнергию в ЕС. К примеру, в Польше на пике они превышали 300 евро за мВт/час, в других соседних с Украиной государствах (Венгрии, Словакии, Румынии) – 400 евро за мВт/час. В странах Западной Европы прайсы были еще выше. В Украине же цена за мВт/час не превышала 100 евро. Однако сейчас этот дисбаланс выровнялся. По состоянию на 12 мая 2023 г. цена базовой электроэнергии составила во Франции 96,73 евро/мВт/час, в Венгрии – 105,18 евро/мВт/час, в Польше – 95,86 евро/мВт/час. Это всего на 10-20 евро выше, чем в Украине. То есть маржинальность продаж для украинских экспортеров стала существенно ниже, а конкуренция – выше.
Кроме того, даже физически Украине будет сложно продать за границу столько же электроэнергии, как и в прошлом. В 2022 году экспорт длился полноценных три квартала. В августе-сентябре, когда спрос был особенно высок, он превышал 400 тыс. мВт/ч в месяц. В 2023 г. Украина электроэнергию в первом квартале вообще не экспортировала, хотя профицит на рынке уже начал появляться с конца февраля, а объемы апрельского экспорта не дотянули и до 100 тыс. мВт/час.
При этом эксперты предполагают, что уже с июля-августа снова придется отказаться от экспорта электроэнергии, а наоборот заботиться об ее импорте – учитывая ожидаемые масштабные ремонты АЭС и ТЭС. Такого мнения, например, придерживается прежняя и. о. министра энергетики Ольга Буславец. А директор Центра исследований энергетики Александр Харченко предполагает, что Украине придется в летний пик потребления импортировать примерно 1 ГВт мощности, а также запускать в работу дополнительные блоки работающих на газе теплоэлектростанций, чтобы покрыть дефицит мощности, возникающий из-за выхода АЭС в ремонт. По самому худшему сценарию придется прибегнуть даже к плановым отключениям потребителей. В конце концов, о вероятном дефиците электроэнергии в летний сезон говорят и в государственной компании “Укрэнерго”. Хотя обещают, что блекаутов быть не должно.
Еще один барьер – это урегулирование отношений с получателями украинской электроэнергии за границей. Показателен здесь может быть словацкий кейс. В прошлом году Словакия была третьим по величине покупателем электричества из Украины. Она приобрела более 450 тыс. мВт/ч этого ресурса. 17 апреля 2023 г. экспортные поступления на рынок Словакии возобновились, но уже 21 апреля были приостановлены. Словацкий оператор захотел заключить договор о разделе доходов от участия в продаже украинской электроэнергии. По состоянию на 11 мая компания Укрэнерго соответствующий проект договора не предоставила. В Словакии, как и в Румынии, настаивают на проведении совместных аукционов по распределению межгосударственного пересечения. Как следствие, экспортная выручка Украины может уменьшиться. Правда, сейчас его вообще нет.
Куда продаем электроэнергию?
В 2021 году основным импортером украинской электроэнергии была Венгрия. Туда отправили 1,6 млн. мВт/час. Это почти половина суммарных объемов экспорта, которые тогда составляли 3,5 млн. мВт/час. Однако в 2022 г. поставки в Венгрию после 24.02.22 прекратились: здесь совпали и технологическая, и политическая составляющая. На первые роли среди покупателей украинской электроэнергии вышла Польша. Она приобрела почти 1 млн. мВт/ч, то есть примерно столько же, сколько Молдова и Словакия вместе взятые. Эти страны заняли соответственно второе и третье место. В апреле-мае 2023 г. наибольшую активность в закупке украинской электроэнергии проявляет Молдова. Но есть все предпосылки надеяться, что финально Польша только усугубит свои позиции главного пункта сбыта для украинских электроэнергетиков.
В прошлом году в Польшу перетекал ток только с “Бурштынского острова” по маршруту Добротвор-Замостье. Но в мае 2023 г. заработала еще одна ЛЭП, от Хмельницкой АЭС до Ряшева. То есть эта линия существовала еще с 80-х годов прошлого века, но уже давно не использовалась, потому что нуждалась в тотальной реконструкции. Практически за год “Укрэнерго” и польский системный оператор Polskie Sieci Elektroenergetyczne (PSE) проложили новую линию протяженностью почти 400 км, 70% которой лежит по территории Украины. Фишка в том, что она может равнозначно работать в двух режимах – на экспорт из Украины и на импорт. Инвестиции “Укрэнерго” в проект составили 350 млн. грн., PSE – более 200 млн. грн. В апреле по маршруту выполнили тестовые перетоки. А в мае состоялись первые коммерческие аукционы (как в Польше, так и в Украине) на пересечение границы по этому направлению.
В перспективе может появиться еще третья ветвь для транспортировки электроэнергии из Украины в Польшу. Речь идет о направлении из Ровенской АЭС в Холм. Польские компании PKN Orlen и Synthos уже создали совместное предприятие для реализации этой идеи. Но, скорее всего, будут ждать с началом строительства до окончания войны в Украине. Протяженность маршрута – 23 км по польской территории и 152 км по украинской. Стоимость строительства, как предварительно подсчитали инициаторы, составит 300 млн. евро. Потенциально в этом направлении может перетекать до 2,4 мВт/ч электроэнергии в год. И это тоже будет путь с двусторонним движением. PKN Orlen и Synthos хотят, чтобы будущая линия полностью находилась в их частной собственности, но это еще предмет переговоров с государственными операторами энергосистем двух стран.
Нужен ли сейчас экспорт?
Если отбросить технические детали, то электроэнергия одна из самых простых в логистике украинских экспортных товаров. Для нее не требуется портов, железных дорог, транспортных средств и складских помещений. И регулировать направления движения – по экспорту на импорт или наоборот – не составляет труда, особенно после того, как в марте 2022 г. Украина присоединилась к энергетической системе Евросоюза ENTSO-E. Именно поэтому мы нередко можем наблюдать в один и тот же день потоки электроэнергии, как из Украины на запад, так и в обратном направлении. Поэтому, если на внутреннем рынке появляется излишек, вполне логично его продать за границу.
В прошлом году потребление электроэнергии в Украине сократилось на 31,5%, если брать отдельно только промышленность – на 45%. В то же время, генерирующие мощности уменьшились еще больше – на 61,4% (с 36 гВт до 13,9 гВт). При этом 10 потерянных ГВт приходится на временно оккупированные территории, в частности, 6 ГВт – это захваченная Запорожская АЭС. Соответственно, экспортные возможности украинской энергосистемы существенно уменьшились. Но полностью они не исчерпаны. Выручка на экспорте – это один из источников финансирования расходов на ремонт поврежденной инфраструктуры. Кроме того, по словам министра энергетики Германа Галущенко, это также определенная компенсация “замороженных тарифов” для населения.
“Электроэнергия – товар, потребляемый онлайн. Поэтому и электроэнергия, которая выработана, скажем, в пятницу с 16.00 до 17.00, должна тогда и потребляться. Если она не потребляется в Украине, есть смысл продавать ресурс куда-то за границу, – объясняет в свежем интервью “Укринформ” председатель парламентского комитета по вопросам энергетики и ЖКХ Андрей Герус. И в то же время уверяет, – Нет и не будет такого, что наша электроэнергия поставляется на экспорт за счет доступности для отечественного потребителя”.
Советник министра энергетики Юрий Бойко также акцентирует внимание на этом нюансе. По его словам, принципиальная позиция Минэнерго состоит в том, что экспорт должен производиться только при условии полного обеспечения потребностей внутренних потребителей. Поэтому и экспортные аукционы проводятся только на мощности, которые гарантированно не приведут к ограничению внутреннего потребления. Скажем, если сейчас технические возможности позволяют передавать в Польшу мощность 235 мВт в час, то речь идет только о передаче 70-80 мВт. Но и этого не может быть. Ведь, как предполагает глава Украинской ассоциации возобновляемой энергетики и бывший глава Минэнерго Алексей Оржель, дефицит электроэнергии в Украине может возникнуть уже во второй половине мая, когда начнутся операции по перезагрузке ядерного топлива на АЭС.
Потому не стоит слишком обнадеживаться валютными заработками энергетиков. Когда говорят о нескольких миллиардах долларов годовой выручки от экспорта электроэнергии, то это перспективы будущего, но в нынешних условиях – иллюзии. По реалистичным прогнозам участников рынка, если в текущем году Украине удастся продать электроэнергии хотя бы на 200 млн. дол. – это уже можно считать приемлемым результатом.
На неотложные ремонты в отрасли требуется более 1 млрд. дол. уже. А общий ущерб украинской энергетики от войны по последним подсчетам превысил 6 млрд. дол. (3,9 млрд. долл. в сегменте генерации и 2,3 млрд. долл. в сегменте передачи электроэнергии). Это цифры из апрельского отчета Программы развития ООН и Всемирного банка. Российские ракетные обстрелы нанесли повреждения большинству ТЭС Украины. Однако все они остаются в рабочем состоянии, хотя и нуждаются в ремонте. Из 94 высоковольтных трансформаторных подстанций был поврежден или уничтожен 41 объект, причем большинство из них испытывали удары несколько раз. (Ярослав Ярош, МинПром/Энергетика Украины и мира)