Китай ускоряет строительство отложенного центрально-азиатского трубопровода для получения газа из Туркменистана, хотя Россия продвигает собственное новое сообщение в Сибирь, поскольку Пекин жонглирует своими потребностями в энергетической безопасности с дипломатическими приоритетами, сообщает Reuters.
Пекин стремится укрепить связи с Центральной Азией в рамках своей инициативы “Пояс и путь”, но почти через 10 лет после начала строительства “Линия D” была заторможена сложными ценовыми переговорами и техническими препятствиями прокладки трубопровода, пересекающего еще три центрально-азиатских страны “, заявили китайские государственные нефтяные чиновники.
Но недавние попытки Москвы соединить свой второй трубопровод, “Сила Сибири 2”, с Китаем, чтобы компенсировать падение продаж в Европе из-за войны РФ в Украине, предоставляют Пекину рычаг для продвижения центрально-азиатского проекта, по словам китайских нефтяных чиновников и отраслевых консультантов.
“Центрально-азиатские трубопроводы считаются краеугольными инвестициями в энергетическое и геополитическое пространство Китая. Это канал поставки со стратегической ценностью, вытесняющий коммерческие беспокойства”, – сказал Reuters официальный представитель государственной нефтяной компании, знакомый с глобальной стратегией China National Petroleum Corp (CNPC).
По оценкам 2014 г. стоимость линии D составила $6,7 млрд., она ежегодно будет транспортировать 30 млрд. куб. м газа.
Выступая на прошлой неделе на первом личном саммите лидеров стран Центральной Азии в древнем городе Сиань на Шелковом пути, президент Си Цзиньпин призвал стороны ускорить прокладку линии D, которая станет четвертым газопроводом Китая в регион, спустя почти десять лет после начала строительства в Таджикистане.
В 2022 г. Китай импортировал 35 млрд. куб. м газа на сумму $10,3 млрд. через три трубопровода из Туркменистана по сравнению с 16 млрд. куб. м через один трубопровод из России на сумму около $4 млрд. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)