Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: тариф на электроэнергию возрос – почему в этом возникла необходимость

30 мая 2023 Кабинет министров повысил тариф на электроэнергию для населения до 2,64 грн. Новый тариф действует с 1 июня.

Последние несколько месяцев обсуждение возможного повышения тарифов на электроэнергию поднималось все чаще.

Участниками этой дискуссии выступали как государственные органы и регуляторы, так и производители и операторы системы распределения.

30 мая 2023 Кабинет министров повысил тариф на электроэнергию для населения до 2,64 грн. Новый тариф действует с 1 июня.

Фактически, основная причина этих изменений – война, которая длится уже почти полтора года.

Что было до войны?

В Украине для населения сохранялся довоенный уровень тарифов на электроэнергию. Граждане, потребляющие менее 250 кВт-ч в месяц, платили 1,44 грн. за кВт-ч. Те потребители, которые использовали больше энергии, платили уже 1,68 грн. за кВт-ч.

Предыдущий раз Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере энергетики и коммунальных услуг, повышала тариф в 2017 г. Однако уже тогда стоимость электроэнергии для населения не покрывала затраты на ее производство и распределение.

В результате в энергетической отрасли образовывался дефицит средств объемом 140 млрд. грн. в год.

Чтобы покрыть этот дефицит и одновременно защитить граждан от высоких тарифов на электроэнергию, был создан так называемый ПСО (возложение специальных обязанностей) – специальный механизм, согласно которому государственные компании “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” продавали электроэнергию крупным потребителям и компаниям (т. е. бизнесу, промышленным предприятиям и др.) по рыночным ценам

Благодаря полученным доходам “Энергоатом” и “Укргидроэнерго” компенсировали разницу между “социальными” и рыночными тарифами.

Учитывая, что бизнес и промышленность составляли более 40% всего потребления электроэнергии в Украине, эта конструкция некоторое время работала более или менее сбалансированно, поэтому тарифы для населения не изменялись и держались на одном уровне.

Что изменилось с началом войны?

Еще задолго до начала войны, украинские энергетики работали над тем, чтобы подключить электросистему Украины к Европейской сети операторов системы передачи электроэнергии (ENTSO-E) и, соответственно, отсоединиться от единой энергосистемы с Беларусью и РФ. Этот процесс теоретически должен был длиться больше года.

Его планировалось завершить в 2023 г., после того как украинская система пройдет все соответствующие испытания. Прежде всего, речь шла о работе системы в режиме “энергетического острова”.

Такие испытания должны были пройти зимой и летом. 24 февраля 2022 г. энергетики начали плановое отключение энергосистемы от “восточных соседей”, которое должно было длиться три дня. В четыре утра 24 февраля Россия начала вторжение.

С началом военных действий не могло быть и речи о возвращении в единую энергосистему с агрессором. Поэтому Министерство энергетики решило форсировать присоединение к ENTSO-E .

Уже через три недели (16 марта), благодаря высококлассной работе отечественных специалистов, Украина стала частью единой энергосистемы с Европой. Хотя этот процесс по всем расчетам должен был длиться минимум полтора года.

Сразу от февраля 2022 г. энергосистема Украины оказалась в стрессовом состоянии. Часть мощностей энергосистемы осталась на оккупированных агрессором территориях.

Одной из таких значительных потерь стала Запорожская АЭС в Энергодаре. Кроме того, под контролем оккупационных войск оказались Запорожская, Луганская и Углегорская ТЭС, Каховская ГЭС и значительная часть ветровых и солнечных электростанций, построенных на юге страны.

По подсчетам экспертов, страна из-за оккупации потеряла более 10 ГВт основных мощностей.

Кроме этого, из-за войны значительных потерь понесла и экономика страны. Многие крупные предприятия не могли нормально работать из-за нарушений экономических связей и военных действий, другие, особенно построенные на востоке Украины, вообще были разрушены до основания, как, например, металлургический комбинат “Азовсталь”.

Иными словами, бизнес и промышленность, которые через ПСО покрывали дефицит средств на энергетическом рынке, больше не могли выполнять свои обязательства или выполняли их не в полном объеме. Вся работающая конструкция в энергетической отрасли оказалась под угрозой.

Что случилось из-за террористических атак России на энергетику?

Парадоксально, но ситуацию спасло экстренное подключение энергосистемы к ENTSO-E и снижение потребления энергии отечественной промышленностью, что позволило начать экспорт энергии за границу, в частности, в страны ЕС.

Сначала энергия, производимая на украинских станциях, поставлялась в Румынию. Затем в Словакию, Венгрию, Молдову и Польшу.

В сжатые сроки благодаря экспорту энергии стране удалось заработать почти 5 млрд. грн. и удержать систему на плаву, не прибегая к повышению тарифов. Ситуацию изменил террор энергетики, который Россия начала осенью 2022 г.

После масштабных обстрелов 11 октября Украина приостановила экспорт энергии для удовлетворения потребностей внутри страны. В течение следующих месяцев оккупанты нанесли 255 ударов ракетами и беспилотниками по 112 объектам энергоинфраструктуры.

Разрушения претерпели практически все регионы Украины, а больше всего Днепропетровская, Донецкая, Киевская и Харьковская области. Были повреждены все большие тепло- и гидроэлектростанции, а также подстанции “Укрэнерго”.

По словам руководителя госкомпании Владимира Кудрицкого, 40-50% мощностей, которые украинская система имела до вторжения, временно потеряно.

Он также отметил, что для восстановления энергосистемы и подготовки к новому отопительному сезону, по разным оценкам, энергетическая отрасль в ближайшие годы нуждается в $5,7 млрд.

Именно Укрэнерго, по оценке экспертов, работавших над отчетом, уже сейчас на восстановление и защиту объектов требует примерно $1 млрд.

Какие выводы?

К сожалению, ситуацию, сложившуюся в энергетической отрасли, назвать “сложной” тяжело. Неспособность ПСО держать ситуацию на плаву из-за войны, прекращения импорта, катастрофические разрушения инфраструктуры на миллиарды долларов – все это заставляет энергетиков принимать различные меры по удержанию ситуации под контролем.

Прежде всего, речь идет о постоянной работе с партнерами и донорами Украины, среди которых Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Всемирный банк, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Немецкий государственный банк развития (KfW), USAID, UNDP.

Все эти организации уже выделили помощь в сотни миллионов евро. Также донорами выступают правительства зарубежных стран, союзниц Украины, среди которых Германия, Япония и другие.

При этом ресурсы на восстановление энергетической системы должны поставляться и с середины страны – от украинских бизнеса и потребителей, наиболее заинтересованных в максимально надежном прохождении зимнего периода 2023/24.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, масштаб разрушений энергетической инфраструктуры и ситуацию в стране в целом, решение о пересмотре тарифа для бытовых потребителей, объективно необходимо и было неизбежным. (Юрий Корольчук, эксперт Института энергетических стратегий; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version