Производство электромобилей и аккумуляторов к ним сконцентрировано в Китае, страна контролирует цепи снабжения и владеет технологиями. Не означает ли это, что Запад проиграл Пекину конкуренцию на рынке электрокаров?
О Китае часто говорят как об антагонисте США, который хочет взять на себя первенство в той или иной отрасли. Американское правительство вводит разные ограничения, чтобы не допустить этого и сохранить первенство во всем.
Такой сценарий противостояния стал привычным. В качестве примера можно вспомнить соревнования в индустрии полупроводников: коллективное Запад впереди, Китай пытается нарушить статус-кво.
В чем-то Пекину удалось вырваться вперед. Будущее автомобильного транспорта формируется в Китае. Само производство электромобилей и их главного компонента – аккумуляторов – сконцентрировано в Поднебесной.
На Китай приходится 75% производственных мощностей отрасли. Пекин контролирует цепи поставок, а китайские фирмы имеют доли в добывающих компаниях по всему миру.
Эта страна не просто добывает и превращает сырье в автомобильные аккумуляторы, но и владеет технологиями, желающими получить США. Похоже, Запад упустил целую эпоху и теперь хаотического пытается догнать Китай.
Рынок электромобилей
С каждым годом количество электромобилей в мире постоянно увеличивается. В 2022 г. объемы их продаж выросли на 68% по сравнению с 2021 г.
Всего в 2022 г. производители продали более 10 млн. электрокаров, что составляет около 10% от всех реализованных автомобилей.
По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 г. доля электромобилей на рынке авто вырастет до 60%. То есть, за семь лет машин с электродвигателями будет продаваться больше, чем с двигателями внутреннего сгорания.
Примечательно, что рост продаж электромобилей происходит на фоне глобального сокращения автомобильного рынка: в 2022 году продажи упали на 3% по сравнению с 2021 годом.
Популярность электромобилей является, в частности, следствием политики правительств многих стран по уменьшению загрязнения окружающей среды традиционными авто.
К примеру, лидеры Евросоюза с 2025 г. намерены запретить продажу новых бензиновых или дизельных авто на территории стран ЕС.
В США также готовят правила, согласно которым к 2032 году более 60% проданных новых автомобилей должны быть электрическими.
По прогнозу агентства Reuters, мировые автопроизводители к 2030 г. инвестируют более 1,2 трлн. долл. в развитие и производство электромобилей и аккумуляторов в них.
Китай – лидер на рынке электромобилей
В последние годы Китай существенно нарастил присутствие на рынке электромобилей и как производитель, и как потребитель.
Как свидетельствуют данные исследовательской группы LMC Automotive, в Китае в 2022 г. на электромобили приходилось 19% продаж новых автомобилей. В Евросоюзе этот показатель составил 11%, в США – 5,8%.
За 2022 год во второй экономике мира продали 4,4 млн. авто, двигатели которых питаются полностью от батареи, и 1,5 млн. гибридных электромобилей с подзарядкой от электросети.
Таким образом, на Китай приходится более половины всех проданных электрокаров в мире.
Министерство промышленности и технологий Китая, отвечающее за автомобильную промышленность, планирует к 2030 году увеличить долю продаж электромобилей до 40%.
В Международном энергетическом агентстве добавляют, что при соответствующих темпах роста эта цель может быть достигнута с опережением сроков.
Помимо рынка сбыта Китай является лидером по производству электрокаров. Около 6,7 млн. электромобилей, включая гибриды и автомобили, работающие не на двигателях внутреннего сгорания, производятся именно в Китае.
В 2018 г. Теsla стала первым иностранным автопроизводителем, которому разрешили производить автомобили в Китае без национального партнера. За 2022 год компания сконцентрировала в Поднебесной 52% всех своих мощностей.
Лидерство Китая на рынке электрокаров не в последнюю очередь обусловлено активной политикой Пекина, который за годы тратил миллиарды государственных субсидий на налоговые льготы и поддержку этого сектора.
С 2009 года по 2022 год китайское правительство выделило более 29 млрд. долл. на соответствующие субсидии и налоговые льготы. Кроме того, страна активно закупает у местных производителей электромобили для общественного транспорта.
Производимые в Китае электромобили популярны среди украинцев. По данным ассоциации “Укравтопром”, в мае самым популярным китайским автомобилем стал электрический Volkswagen ID.4.
Без Китая не обойтись
Конструкция электромобиля по сравнению с классическим автомобилем значительно проще. Наиболее ценным ее элементом является аккумулятор. На него приходится 40% стоимости авто.
Именно в производстве аккумуляторов для электромобилей у азиатского гиганта нет конкурентов. По данным Bloomberg NEF , на Китай приходится 75% производственных мощностей аккумуляторных элементов.
Кроме того, 50% мощностей по переработке металлов для аккумуляторов контролирует именно Поднебесная, а ее национальные компании активно инвестируют в горнодобывающие активы по всему миру.
В последние годы Китай работал над тем, чтобы сейчас контролировать каждый этап производства литий-ионных аккумуляторов.
На его территории немного месторождений с необходимым сырьем, поэтому китайские власти стимулируют местные компании скупали доли в горнодобывающих компаниях.
В результате Китай контролирует 41% добычи необходимого для производства аккумуляторов кобальта и обладает наибольшими мощностями по добыче лития.
Еще одним элементом, необходимым для выпуска аккумуляторов, является графит, в основном добываемый в Китае.
Даже если другие страны могут самостоятельно добывать сырье для аккумуляторов, они, скорее всего, будут доставлять его в Китай. Это тоже заслуга дальновидной власти.
Для обработки сырья требуется много энергии, чтобы отделить минеральные соединения. К примеру, для производства минералов для аккумуляторов требуется в три-четыре раза больше энергии, чем для выплавки стали или меди.
Китайские власти смогли субсидировать производство, компенсируя ресурсные расходы. Местные компании перерабатывают минералы в больших объемах и с меньшими затратами, что привело к закрытию аналогичных заводов в других странах.
Азиатский гигант имеет большинство перерабатывающих мощностей в мире, когда речь идет о важных для сектора компонентах. Еще одним достижением Китая являются литий-железо-фосфатные аккумуляторы, известные как LFP.
Западные компании делали акцент на литий-никель-марганцево-кобальтовых (NMC) аккумуляторах, позволяющих накапливать много электроэнергии, обеспечивая электромобилю больший запас хода.
Однако несколько китайских компаний, среди которых CATL, изучали технологию LFP и значительно улучшили ее возможности. В 2022 г. на ее основе был изготовлен каждый третий аккумулятор для электромобилей в мире.
Причина их популярности – в меньшей цене. Для литиевого фосфата железа используются доступные железо и фосфат вместо никеля, марганца и кобальта.
Догнать Китай
Сделать это будет очень сложно. Главные конкуренты Пекина – ЕС и США, желающие ворваться на этот рынок.
Впрочем, Китай далеко впереди конкурентов. Он начинал инвестировать в технологии электромобилей с 2001 года, что позволило ему существенно вырваться вперед.
К примеру, Китай владеет большинством кобальтовых рудников у Конго, которые часто покупал у американских компаний.
Отставание Запада в производстве электромобилей объясняется тем, что в США автомобили с двигателями внутреннего сгорания до сих пор хорошо продаются. Для инвесторов это сигнал, что вложения в классику еще могут приносить прибыль.
Китай может не учитывать этот рынок и через государственные механизмы способствовать развитию отрасли.
Лидерство Поднебесной среди производителей электромобилей и аккумуляторов стоило ей более 130 млрд. долларов. Они пошли на стимулирование исследований, государственные контракты и потребительские субсидии.
Правительство США тоже начинает активно инвестировать в это направление и борется с Пекином административными методами.
В частности, Белый дом из-за закона о снижении инфляции (IRA) пытается исключить китайские аккумуляторные элементы из цепей поставок производителей электромобилей в США.
Такие меры будут стоить бюджету США в 370 млрд. дол. Средства будут направлены на налоговые льготы для электромобилей и аккумуляторов, произведенных внутри страны.
Однако финансовое стимулирование не позволит американским компаниям избавиться от зависимости от Китая.
Китайские власти тщательно проверяли соглашение между Ford и CATL о строительстве завода по производству LFP-аккумуляторов в США, чтобы основная технология аккумуляторного гиганта не была передана американскому автопроизводителю.
Конкуренция между Китаем и США вынудила ЕС сконцентрироваться на внутреннем производстве аккумуляторов для электромобилей.
ЕС еще в 2017 году запустил программу по созданию местного производства. Там говорится, что европейские поставщики до 2030 года должны удовлетворять 90% потребностей региона в аккумуляторах.
Даже германские компании осознают серьезность грядущего противоборства в производстве электромобилей. Volkswagen планирует потратить 15 млрд. евро на строительство трех заводов по производству аккумуляторов.
Лидеры на автомобильном рынке, похоже, слишком поздно поняли приход новой эпохи, а китайские производители получили уникальную возможность стать глобальными автобрендами.
Игнорируя экологические стандарты, инвестируя в государства с сомнительными политическими режимами, Китай смог приблизиться к мировому лидерству. По крайней мере, в сфере строительства электромобилей его уже можно назвать гегемоном. (Игорь Пилипив, Экономическая правда/Энергетика Украины и мира)