Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: энергетическое законодательство находится в процессе активной имплементации европейских норм

Украинское энергетическое законодательство находится в процессе активной имплементации европейских норм.

Регламент REMIT (Regulation on Wholesale Energy Market Integrity and Transparency) – это набор европейских правил и практик, направленный на предупреждение злоупотреблений на оптовых энергетических рынках и предусматривающий ответственность за манипуляцию участников оптовых энергетических рынков. Очевидно, он является одним из главных принципов интеграции украинского энергетического рынка с Европой.

История с REMIT началась еще с 2010 г. и только в 2023 г. депутаты, наконец, завершили свою работу. 30 июня президент Украины Владимир Зеленский подписал важный для энергосектора Закон – “О внесении изменений в некоторые законы Украины по предотвращению злоупотреблений на оптовых энергетических рынках” (так называемый REMIT).

По словам председателя Энергокомитета Андрея Геруса, принятие Закона стало условием получения от Всемирного банка $1,5 млрд. в рамках готовящейся для Украины операции по кредитованию политики развития.

Основные положения Закона касаются запрета злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке (манипуляции, торговля на основе инсайдерской информации), отчетности об операциях с оптовыми энергетическими продуктами, полномочий Регулятора по расследованиям, установления санкций за злоупотребление.

Согласно уже подписанному Закону, злоупотребление на оптовом энергетическом рынке – нарушение установленных ограничений по использованию инсайдерской информации, это манипулирование и попытки манипулирования на рынке электрической энергии и/или природного газа, нераскрытие или раскрытие инсайдерской информации с нарушением требований, установленных для раскрытия такой информации, осуществление сделок с оптовыми энергетическими продуктами без регистрации как участника оптового энергетического рынка.

Манипулирование на рынке электроэнергии и природного газа определяется таким образом:

– Создание обманчивых сигналов для спроса или предложения на рынке;

– формирование цен на оптовые энергетические продукты на искусственном уровне;

– Использование или попытку использования фиктивного средства или любой другой формы введения в заблуждение или злоупотребление доверием, которые создают или могут создать обманчивые сигналы для спроса и/или для предложения или цены на оптовые энергетические продукты на рынке электрической энергии;

– Распространение недостоверной информации через СМИ.

Как уже отмечалось, дополнительные полномочия получает Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

В частности:

– регистрации участников оптового энергетического рынка;

– мониторинга рыночного поведения и хозяйственно-торговых операций участников оптового энергетического рынка с целью выявления и предотвращения злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке;

– выявление потенциальных манипулирований и попыток манипулирования на оптовом энергетическом рынке и торговых сделок, совершенных на основе владения инсайдерской информацией;

– проведение расследования злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке;

– установление санкций за манипулирование на энергетических рынках, а также торговлю на основе инсайдерской информации.

Регулятор имеет определенные временные рамки по внедрению некоторых нормативно-правовых актов:

– за 3 месяца после вступления в силу Закона – порядок регистрации участников оптового – энергетического рынка, порядок определения размера штрафов; порядок расследования злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке; Порядок проведения ОСП публичных консультаций при разработке правил распределения пропускной способности межгосударственных связей и определении структуры распределения пропускной способности;

– за 6 месяцев – обеспечить функционирование Реестра участников оптового энергетического рынка

– за 9 месяцев – привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом

– за 18 месяцев – внедрить информационную систему, которая обеспечит выполнение определенных функций.

“Мы готовы к внедрению положений проекта Закона 5322 после его принятия. Нами осуществляются наработки, необходимые для внедрения вторичного законодательства о добродетели и прозрачности на оптовом энергетическом рынке, с учетом ECRB и ACER и лучшей европейской практики. Благодаря этому Регулятор сможет эффективно реализовать свои полномочия по регулированию рынков в части выявления и предотвращения злоупотреблений”, – ранее комментировала член НКРЭКУ Ольга Бабий.

Регулятор должен утвердить порядок (методику) определения размера налагаемых штрафов. Он должен учитывать, что при определении размера штрафа принимаются во внимание характер, продолжительность и серьезность нарушения, размер причиненного ущерба и потенциального дохода, который мог быть получен вследствие нарушения. Впоследствии такой порядок утверждается Регулятором после консультаций с Секретариатом Энергетического Сообщества. Как сообщалось в ОО “Первый энергетический совет”, НКРЭКУ 12 июня одобрил проект постановления “Об утверждении Изменений в Порядок контроля за соблюдением лицензиатами, осуществляющими деятельность в сферах энергетики и коммунальных услуг, законодательства в соответствующих сферах и лицензионных условиях”, основным новшеством которого является новое Приложение 29 “Методика расчета штрафных санкций за нарушение законодательства в сферах энергетики и коммунальных услуг и соответствующих лицензионных условий”. Соответственно, эта методика предусмотрена Законом о REMIT. В то же время, как отметили в ГО, предложенная Методика неоправданно сложна, использует сомнительные подходы, и в существующем виде непригодна для применения. И, соответственно, требует коренного изменения.

Также важные полномочия предоставлены ОГТСУ, НЭК “Укрэнерго”, “Оператору рынка” и биржам, на который осуществляется торговля оптовыми энергетическими продуктами. Операторы должны внедрить системы наблюдения, платформы инсайдерской информации. На это у операторов есть 12 месяцев со дня вступления в силу Закона. При этом лица, профессионально организующие операции с оптовыми энергетическими продуктами (биржа), обязаны внедрить соответствующие системы наблюдения для выявления злоупотреблений на оптовом энергетическом рынке в течение 18 месяцев.

Как сообщал инициатор этого Закона Андрей Герус ранее, законом предусмотрены штрафы: за использование инсайдерской информации, манипулирование или попытки манипулирования максимальный – до 500 млн. грн., за нераскрытие или раскрытие инсайдерской информации с нарушением установленных НКРЭКУ требований – до 50 млн. грн. Следует отметить, что в течение 2-х лет Регулятор должен принимать решение о наложении штрафа только после консультации с Секретариатом Энергетического Сообщества.

Народные депутаты дополнительно внесли правки и по другим аспектам работы энергетического рынка. Часть изменений касается альтернативной энергетики – увеличен срок ввода в эксплуатацию объектов, производящих электроэнергию из ВИЭ (кроме СЭС), с трех до четырех лет с даты заключения соответствующего pre-PPA; увеличен срок действия технических условий на 2 года (до 31 декабря 2024). Также установлен дополнительный понижающий коэффициент для объектов ветроэнергетики, которые введены в эксплуатацию с 1 июля 2023 года – в размере 0,825.

Поскольку задолженность перед “зелеными” производителями и на балансирующем рынке в динамике только увеличивается, то была учтена еще дополнительная поправка относительно распределения дохода “Укрэнерго” от распределения пропускной способности, полученных за весь 2023г.

– 10% – на гарантирование фактического наличия распределенной пропускной способности, технического обслуживания и увеличения пропускной способности путем осуществления инвестиций в систему передачи, погашения задолженности по договорам по доступу к пропускной способности межгосударственного пересечения;

– 45% – на погашение задолженности на балансирующем рынке;

– 45% – на погашение задолженности перед ГП “Гарантированный покупатель” за предоставленные услуги по обеспечению увеличения доли производства электрической энергии из альтернативных источников.

В то же время, как сообщает ExPro , за 2023 г. не прогнозируется значительный объем дохода от распределения пропускной способности “Укрэнерго”, в первую очередь, из-за сокращения экспорта.

Кстати, журналисты и “просто творческие люди” и дальше могут спокойно продолжать публиковать инсайды, ведь Законом определяется:

“Не запрещается распространение инсайдерской информации с целью осуществления профессиональной журналистской или творческой деятельности при условии соблюдения требований законодательства в сфере медиа, кроме случаев:

1) если лицо прямо или косвенно получает преимущество или материальную выгоду от распространения такой информации;

2) если раскрытие (обнародование) или распространение такой информации осуществляется с целью введения в заблуждение участников оптового энергетического рынка по спросу и предложению или ценам, сформировавшимся на оптовом энергетическом рынке”

В общем, изменения были внесены в следующие законы:

– “Об Антимонопольном комитете Украины”

– “Об альтернативных источниках энергии”

– “О регулировании градостроительной деятельности”

– “О рынке природного газа”

– “О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг”

– “О рынке электрической энергии”

– “О рынках капитала и организованных товарных рынках”. (Expro.com.ua/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version