«Экономическая правда» поговорила с украинскими энергетиками о подготовке к следующему осенне-зимнему периоду. Почему украинцам надо быть готовыми к худшему?
Самая сложная зима в истории Украина пережила, однако будущая обещает быть не менее тяжелой. Ключевой риск тот же: энергетические объекты остаются приоритетными целями для российских ракетных и дроновых ударов, вероятность которых очень высока. Однако даже без них энергосистема испытывает проблемы.
Отложенный эффект от 271 попадания в энергетические объекты украинцы почувствовали даже летом, когда незаметные сначала повреждения перерастали в системные аварии и оставляли без света сотни тысяч потребителей в Украине и за ее пределами даже при отсутствии обстрелов. Что же будет зимой, когда потребление в системе существенно увеличится, а львиная доля проблем с генерацией и сетями никуда не исчезнет?
Подготовка к осенне-зимнему периоду
В рамках подготовки к следующему осенне-зимнему периоду (ОЗУ) энергетики, власти и военные сосредоточились на трех ключевых направлениях.
Первый – завершение плановых и восстановительных ремонтов электростанций и оборудования, необходимого для передачи производимой электроэнергии. Сейчас на АЭС проводятся плановые ремонты, из-за чего в энергосистеме иногда возникает дефицит, который удается покрывать благодаря импорту.
К началу ОЗУ ремонты и замену топлива на АЭС должны быть завершены. По этому направлению все идет по плану. Не в последнюю очередь благодаря тому, что атомные станции – едва ли не единственные энергетические объекты, избежавшие российских обстрелов.
Худшие дела на ТЭС и ГЭС. По словам премьера Дениса Шмыгаля, в Украине нет ни одной ТЭС или ГЭС, которая бы зимой не подверглась враждебным атакам. Исполнительный директор ДТЭК Дмитрий Сахарук рассказал, что компания производит плановые ремонты и восстановление поврежденных блоков теплоэлектростанций.
“Текущие ремонты делаем пятый месяц подряд: семь блоков сделали, еще столько же – в процессе. В 2023 году планируем привести в порядок 27 блоков ТЭС. Также нужно восстановить 1,4 ГВт генерирующих мощностей”, – сообщил он. О восстановительных и плановых работах отчитывается и государственная компания “Укрэнерго”.
Впрочем, эксперты сомневаются, что к началу отопительного сезона удастся восстановить хотя бы половину мощностей. Для этого есть объективные причины.
“Энергетическая часть готовится, ведется большая работа по восстановлению и высоковольтных сетей и генерации. Однако все сделать не удастся. Как бы мы ни старались, даже при наличии денег, сроки изготовления и доставки оборудования не позволят справиться к новому отопительному сезону.
Высоковольтная сеть будет восстановлена максимум на 30-40% по отношению к ее нормальному состоянию. На генерации работы ведутся, но очень ограниченным ресурсом, поэтому с угольной генерацией точно будут проблемы”, – считает директор Центра исследования энергетики Александр Харченко.
Второй – создание систем защиты энергетической инфраструктуры от российских атак и улучшение противовоздушной обороны (ПВО). Собеседники ЭП в правительстве отмечают, что по обоим направлениям работы продолжаются. Без деталей.
Третий – накопление достаточных объемов топлива для прохождения зимы. “Сейчас на складах 1,5 миллиона тонн угля и 10,4 миллиарда кубометров газа в хранилищах. К началу отопительного сезона запланировано выйти на показатель 1,8 миллиона тонн угля и 14,7 миллиарда кубометров газа”, – сообщил Шмыгаль.
“Не вижу никаких проблем с топливом. Уровень потребления угля сейчас низкий. Учитывая текущий уровень добычи газа, нам должно хватить ресурса собственной добычи, поэтому здесь никаких проблем не ожидаю”, – говорит Харченко. Такие же прогнозы озвучили опрошенные ЭП представители правительства и энергетических компаний.
Почему следующая зима будет хуже предыдущей
Специалисты единодушны в том, что ключевой риск – обстрелы инфраструктуры. “Вероятность новых атак на энергетику крайне велика, и тогда аварийные ситуации и отключения неизбежны. Однако точно оценить или спрогнозировать, какой будет ситуация, сейчас невозможно”, – делится собеседник ЭП в правительстве.
“Условия, в которых мы начнем эту зиму, будут гораздо хуже тех, что были в начале прошлой зимы. Мы закончили последний ОЗУ, когда 75% тепловой генерации были разрушены или повреждены. Этого не было в 2022 году”, – пояснил Сахарук.
Соглашается с ним эксперт по энергетике Геннадий Рябцев: “Почему говорят, что может быть хуже, чем в прошлом году? Из-за отсутствия резерва генерирующих мощностей. Баланс у нас сейчас недостаточно прочный”.
По словам главы парламентского комитета по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Андрея Геруса, самая большая проблема сейчас – отсутствие запаса прочности в сетях “Укрэнерго”, а именно – на подстанциях компании.
“Мы зависимы от крупных генерирующих объектов, которые выдают электроэнергию из-за больших подстанций. Соответственно, критически важное значение имеет запас прочности на тех подстанциях, а сейчас он недостаточен”, – считает народный депутат.
Возможны ли отключения зимой
Даже при отсутствии новых обстрелов такой сценарий возможен. “Сейчас ведутся расчеты и моделируются разные сценарии. Какой из них реализуется, прогнозировать трудно. Потребление даже летом растет, а на пике зимой оно будет еще больше.
Если Запорожская АЭС в системе не будет, то у нас будут достаточно ощутимые проблемы с генерацией. Размер этого дефицита, как мне лично представляется, перекрыть импортом мы не сможем. Просто столько импорта мы не затянем. Поэтому зимой вполне могут быть ограничения”, – считает Харченко.
Сахарук отмечает, что во время осенне-зимнего периода потребление электроэнергии будет расти. “Украина будет потреблять больше и может возникнуть значительно больший дефицит, который не получится покрыть импортом. Какой это будет объем? Покажет ситуация, потому что будет сильно влиять температура воздуха.
К примеру, каждые минус пять градусов в Киеве – это плюс 100 МВт потребления. Чем будет холоднее, тем больше будет дефицит. Когда импорта не хватит, систему придется балансировать отключениями”, – говорит исполнительный директор ДТЭК.
Впрочем, есть и положительный момент: 2022 дал энергетикам драгоценный опыт. Теперь выход из строя какой-либо системы не является неожиданностью или катастрофой. Компании хорошо понимают, как следует реагировать на любую ситуацию.
Была проделана работа по обеспечению самодостаточности ряда объектов критической инфраструктуры. Есть гораздо больше автономных энергетических установок, которые могут работать в случае проблем со снабжением электроэнергией.
“Системные аварии будут. Они будут вызваны обстрелами, повышением нагрузки в сетях, аварийными остановками энергоблоков. Однако об общеукраинском блекауте речь не идет”, – заявил Рябцев.
К чему готовиться населению
Если собрать вместе все советы собеседников ЭП по ОЗУ, то он будет таким: стоит готовиться к худшему сценарию, даже если он не реализуется.
“Если у вас есть генератор, проведите его техосмотр и запаситесь горючим. То же касается мощных павербанков. Готовьтесь к тому, что эти вещи вам понадобятся. Вероятность такого сценария очень велика”, – предупреждает Харченко.
Не избавляться от генератора советует и Сахарук. “Сейчас есть время для подготовки и цены не так велики, как прошлой осенью. Следует обратить внимание на утепление домов. Надо готовиться спокойно и без паники”, – говорит исполнительный директор ДТЭК.
По словам Рябцева, следует обеспечить автономное энергообеспечение домов, фермерских хозяйств и малых предприятий в случае аварий.
“Оборудование есть и цены значительно ниже, чем были на пике спроса. Лучше уложиться сейчас, чем потом сидеть без электричества и горючего. Украинцам нужно понять: до конца войны проблемы с электроэнергией не исчезнут. Трудности будут даже после ее окончания, поэтому лучше к этому быть готовым”, – подытожил Рябцев. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)