АРМА забрало у госкомпании связанную с Медведчуком сеть Glusco. Теперь заправки могут достаться другой госкомпании.
“Нафтогаз” успел поруководить сетью заправок Glusco, связываемой с Виктором Медведчуком, 14 месяцев. АРМА внезапно разорвала сделку и планирует передать заправки другому управляющему. Единственная проблема – по закону агентство может передать эти заправки только другой государственной компании. Среди госкомпаний собственные сети имеют только “Укрнафта” и “Укргаздобыча”, дочерние компании “Нафтогаза”.
Национальное агентство Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными коррупционным путем (АРМА), 3 августа расторгло договоры с “Нафтогаз Ойл Трейдинг”, дочерней компанией “Нафтогаза”, об управлении заправками арестованной сети Glusco.
Официальная причина расторжения соглашения – “Нефтегаз” не справился с управлением заправок, манипулировал отчетностью и не платил достаточно за управление активами. “Проверка подтвердила, что управляющий систематически предоставлял недостоверную информацию о доходах, получаемых от использования автозаправок и нефтебаз”, – говорится в релизе АРМА.
“Нафтогаз” якобы отчитывался только о доходе 27 АЗС, в то время как управлял сетью из 68 комплексов. Кроме того, по данным агентства, доход “Нафтогаза” получал только от аренды заправок, а не от их основного вида деятельности – продажи горючего и других товаров.
“В итоге за более год деятельности управляющего государственный бюджет получил от управления десятками АЗС чуть более 1,5 млн. грн. дохода”, – говорится в сообщении АРМА.
Со своей стороны “Нафтогаз Ойл Трейдинг” на своей странице в Facebook утверждает, что 1,55 млн. грн. компания выплатила авансом, хотя должна была оплатить средства за управление активами только в конце 2023-го. Кроме этого, с августа 2022 года и по июль 2023-го компания уплатила 289 млн. грн. налогов. За это время “Нафтогаз” возобновил работу 81 заправки сети и нефтебаза, во что было инвестировано 60 млн. грн.
“Нафтогаз” получил сеть с кучей долгов и заброшенными заправками, подтверждает директор компании “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. “Восстановление сети шло за средства “Нафтогаза”, – добавляет он.
АРМА не согласовывала инвестиции для развития сети, говорил Forbes председатель правления “Нафтогаза Украины” Алексей Чернышев в марте 2023-го. “Заправки переданы “Нафтогазу” исключительно в оперативное управление. Это ограничивает наши возможности для инвестирования”, – говорил он.
Как “Нафтогаз” получил сеть Glusco
В мае 2022-го правительство передало “Нафтогазу” более 100 заправок и четыре нефтебазы Glusco, которые были арестованы в июне 2021 г. На тот момент сетью владел израильский бизнесмен Нисан Моисеев, расследование которого “Радио Свобода” связывает с Виктором Медведчуком.
В декабре 2021 г. Glusco объявила, что сеть приобрел греческий бизнесмен Димитриос Анифантакис, позже – гражданин Кипра Александрос Александру.
Сколько стоит Glusco? К концу 2021-го – до $35 млн. – так оценивал сеть Дмитрий Леушкин, владелец сети АЗС Prime. По его словам, заправки стоят не дороже $300 000 за штуку, а нефтебазы – еще $1-2 млн. Директор Консалтинговой группы А-95 Сергей Куюн давал минимум вдвое больше – только заправки стоят более $70 млн. У них неплохие станции, – объяснял он.
Кому могут достаться заправки Glusco
Кабмин может принять решение о новом управляющем сети в течение месяца, говорит Forbes бывший член правительства на условиях анонимности, потому что на нынешней должности не уполномочен комментировать этот вопрос.
Кто станет следующим управляющим? Ст. 21-1 закона об АРМА вносит ограничения: это может быть только государственная компания, подчеркивает бывший чиновник. Среди госкомпаний собственные сети имеют только “Укрнафта ” и “Укргаздобыча”, дочерние компании “Нафтогаза”.
Больше шансов у “Укрнафты”. Эта компания имеет узнаваемый бренд, а маркетинговые бюджеты позволят развивать сеть, уверен Куюн. Большинство АЗС передадут “Укрнафте”, подтверждает аналитик консалтинговой компании “НефтеРынок” Александр Сиренко. Кабмин в мае 2023-го утвердил финплан “Укрнафты” с 12 млрд. грн. чистой прибыли и 9 млрд. грн. инвестиций. Также правительство планирует передать в управление “Укрнафты” более 100 объектов сети АЗС, принадлежащих российской “Татнефти”.
“Укрнафта” получит в управление только часть сети, отдельные заправки могут передать топливной сети WOG, говорит Forbes источник на рынке, не уполномоченный комментировать эти вопросы. “Если бы нам предложили, мы бы рассмотрели такой вариант, но никаких переговоров о передаче в управление не было”, – говорит Forbes СЕО компании WOG Андрей Пивоварский.
Какие заправки получит новый управляющий? “Как самостоятельная эта сеть несовершенна, но она имеет довольно хорошие большие заправки”, – говорит Куюн. Минус – большинство столичных заправок, то есть наиболее рентабельных, в долгосрочной аренде у частных компаний ОККО, WOG, KLO, добавляет он.
Еще одна потенциальная проблема заправок Glusco – суды. Весной 2022 года сеть выкупил киприот Александрос Александру, говорится в его письменном комментарии, который получил от адвокатского объединения VB PARTNERS, представляющего интересы бизнесмена. “Я продолжу защищать свои интересы в судах. Уже подано заявление в Европейский суд по правам человека. Готовится жалоба в инвестиционный арбитраж”, – написал он. (Ольга Чайка, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)