Украина уже хорошо знает о парламентских выборах в Польше, которые привели к напряженности в отношениях из-за запрета на импорт украинской аграрной продукции даже вопреки позиции Еврокомиссии. Менее известным, но очень показательным боком предвыборной лихорадки и популизма в Польше вышла ситуация на топливном рынке, который с июля непрерывно транслирует сигналы SOS.
Находящийся под влиянием правительства полугосударственный концерн и государственный монополист Orlen в июне фактически заморозил оптовые и розничные цены на топливо в условиях неустанного роста мировых цен. Это уже привело к убыткам частных операторов и чревато топливным кризисом, поскольку трейдеры сократили импорт до минимума. Похоже, на наших глазах рушится очередной миф о свободном конкурентном рынке Европы.
В начале осени котировки дизельного топлива в Северо-Западной Европе впервые в этом году стали четырехзначными. 8 сентября цены составили $1 000/т. Однако это никак не отразилось на польском рынке. Напротив, за последние две недели официальная оптовая цена на дизельное топливо Orlen уменьшилась на 272 зл/куб. м ($0,065/л). Это трудно представить, но с 9 сентября оптовая цена на дизель от польского гиганта стала меньше внешней котировки. Достаточно сказать, что в течение января-июля этот прайс был выше $255-327/т.
Участники польского топливного рынка в один голос называют причину таких невероятных и нелогичных событий: в середине октября в Польше пройдут парламентские выборы, а правящая партия “Право и справедливость” использует государственного монополиста для удержания стабильно низких цен на топливо в расчете на дополнительные голоса.
По разные стороны базовой цены
Базовый прайс, который Orlen публикует на своем сайте, обычно служит бенчмарком на оптовом рынке страны. Конкретно вокруг него строится ценообразование. До июля ситуация была полностью рыночной, частные компании покупали как у Orlen, так и по импорту. С мая государственный концерн фактически зафиксировал базовую цену, в то время как мировые цены начали уверенный рост.
Во второй половине июля ценовая формула “Orlen минус скидка” перестала укладываться в бизнес-модели частных оптовиков, поскольку себестоимость импорта стала выше бенчмарка. Ситуация изменилась коренным образом, отныне частники были вынуждены ставить премию к прайсу Orlen. По словам опрошенных трейдеров, такие изменения потребители встретили с возмущением, обвинив поставщиков в наживе, потому что государственная компания вроде бы предлагает топливо дешевле.
В то же время сам Orlen продолжил продавать дизтопливо со скидками, хотя и снизил дисконт до базового прайса. Но в любом случае это предложение было и самое низкое, как следствие, концерн прогнозированно “высох” и стал лимитировать объемы реализации.
“Какая разница, какая цена указана на сайте, если большинство заказов отменяется”, – говорит представитель польской сети АЗС.
В свою очередь частные поставщики уже заявили о сокращении импорта из-за сложной конъюнктуры внутреннего рынка.
“До сих пор мы никогда не сталкивались с такой ситуацией на топливном рынке. Цены на нефть растут, а цены в Польше падают. Потому импортировать это сырье стало невыгодно. Мы сосредотачиваемся на доходных частях этого бизнеса, например на экспорте или выполнении внутренних контрактов на основе котировок Platts. Мы рады, что наш бизнес диверсифицирован и прибылен в других основных бизнес-направлениях, в том числе в асфальтном бизнесе, LPG, природном газе, инфраструктуре, логистике и АЗС”, – заявил крупнейший частный трейдер Польши холдинг UNIMOT.
Трейдеры были вынуждены пытаться компенсировать убытки в опте, предлагая рыночные цены или искать счастья на экспортных направлениях. Обратим внимание, что именно летом тот же UNIMOT вышел на внутренний рынок Украины. Скорее всего, компания планировала это раньше, но ситуация в Польше, очевидно, ускорила это решение. По имеющимся данным, к украинскому рынку присматривается еще минимум два польских трейдера.
“Сейчас нам выгоднее продать горючее в Украину и заработать $5/т, чем реализовать его в ноль или в минус в Польше”, – жаловался польский трейдер в начале июля, когда разница между официальной ценой Orlen и европейскими котировками была еще в положительной зоне.
Голые пистолеты
Но контрольным выстрелом стала заморозка Orlen – крупнейшим игроком розничного рынка – цены на пистолете.
По данным Польской организации нефтяной промышленности и торговли (POPiHN), через 7900 АЗС, принадлежащих 42 операторам, продается 83-85% всего дизтоплива в стране. В 2021-2022 гг. ритейлеры получали в среднем 0,06-0,07 зл/л ($0,015-0,017/л) чистой маржи на дизеле. Но сейчас у владельцев сетей АЗС нет ни прибылей, ни воображения, когда ситуация улучшится.
В первые пять месяцев этого года дела обстояли неплохо. В мае средняя маржа продаж дизтоплива на АЗС достигла баснословных 0,26 зл/л. Расплата пришла летом. Приблизительно с середины июля маржа на АЗС начала рушиться в отрицательную зону, исправить ситуацию не помогали даже “инъекции” дешевого дизтоплива от Orlen.
И даже теоретически государственный концерн был не в состоянии прокормить все польские заправки. На третий квартал в Польше обычно приходится пик потребления, в этот период розничная реализация только дизтоплива составляет 1,6-1,7 млн. куб. м ежемесячно. В то время как на польских НПЗ производится в среднем 1,5 млн. куб. м дизеля в месяц. Иными словами, часть розницы и полностью оптовый сегмент должен закрываться за счет ценного импорта. Как следствие, в августе средняя маржа продаж дизтоплива на колонках упала до -0,2 зл/л (-$0,05/л).
Если умножить убытки на объемы, суммарные потери польских АЗС в августе составили 330 млн. злотых ($81 млн.), при этом львиная часть потерь легла на независимых операторов, вынужденных подбирать топливо по рыночным ценам. Август пока первый убыточный месяц для ритейлеров, но учитывая текущую ценовую конъюнктуру, можно утверждать, что это только начало темной полосы.
Местные трейдеры полагают, что польскому рынку грозит топливный кризис. Orlen обеспечивает только 60% внутренних продаж, а независимым трейдерам невыгодно привозить оставшиеся 40%.
Участники рынка полагают, что в условиях высоких мировых котировок нефти и нефтепродуктов государственный концерн будет пытаться сдерживать цены на оптовом и розничном рынке дизельного топлива до конца года.
“Государство продавливает свои интересы вопреки рынку и фактически убивает частный бизнес. Может, это уже возвращение к коммунизму? – задает вопрос один из польских трейдеров. (Иван Марченков, Сергей Куюн, “Консалтинговая группа А-95”, Enkorr/Энергетика Украины и мира)