В то время как Генеральная ассамблея ООН проходит на фоне Климатической недели в Нью-Йорке, две ключевые темы – война в Украине и изменение климата – представляются очень обособленными в дискуссиях на высоком уровне.
Очевидно, что нет критического звена между смертоносным разрастанием индустрии ископаемого топлива и агрессией нефтегазового диктатора Путина против Украины, международного права и демократического управления в мире.
Владимир Зеленский на Генеральной ассамблее ООН отметил, что мир не раз являлся свидетелем того, как Россия использует энергию как оружие. РФ последовательно превращает экспорт ископаемого топлива и ядерную энергию в геополитическое оружие.
Нет предела тому, как далеко может зайти Россия. Об этом свидетельствуют многочисленные террористические акты, связанные с Запорожской атомной электростанцией. Россияне оккупировали ее, обстреливали, а теперь шантажируют мир угрозой утечки радиации.
Однако большая угроза остается почти незамеченным международным сообществом и не упоминается в речах на высоком уровне. Речь идет о расширении российской нефтегазовой инфраструктуры в Арктике. Это глобальная угроза, поскольку она может взорвать огромные углеродные бомбы – разблокировать добычу на новых российских месторождениях и дальнейшую разведку в наиболее чувствительном к климату регионе на Земле.
Полуострова Ямал и Гидан – это арктические территории, экосистемы которых очень уязвимы. Сейчас они опустошаются новыми мегапроектами и бешеной погоней за газом. Вечная мерзлота на Ямале и Гидане очень насыщена гидратами метана, также известными как клатраты – нестабильной ледообразной смесью метана и воды, которая образуется на морском дне и под землей под высоким давлением.
В начале 2000-х годов климатологи выдвинули “гипотезу клатратной пушки” – возможность опасной самоускоряющейся цепной реакции. Повышение температуры в Арктике может увеличить выбросы метана, усилить парниковый эффект, дестабилизировать гидраты и высвободить большее количество метана.
Учитывая результаты исследований роста выбросов метана из гидратов Ямала, эта гипотеза находит ужасные подтверждения. Таким образом, российская экспансия в Арктике может стать спусковым крючком для “клатратной пушки” с потенциально разрушительными последствиями для всего живого на Земле.
Во время Недели климата в Нью-Йорке глобальный сигнал тревоги по поводу необходимости немедленных климатических действий звучит в призывах гражданского общества со всего мира. От малых островных государств, угрожающих повышением уровня Мирового океана, до Африки, которая сталкивается с острой нехваткой продовольствия, и Юго-Восточной Азии, опустошенной засухами и наводнениями. И к нам, украинцев, которые борются с российским нашествием, опирающимся на экспорт ископаемого топлива.
Именно российская нефтегазовая промышленность и ее распространение в Арктике превращает планету в ад. Сотни тысяч украинцев подвергаются обстрелам российскими ракетами, а миллиарды страдают от изменения климата. Для преодоления климатического кризиса мир обязан иметь план отказа от ископаемого горючего, начиная с русского экспорта нефти и газа. Его сокращение должно стать первым важным шагом.
Евросоюз уже добивается прогресса в отказе от российского ископаемого топлива. Брифинг Центра исследований энергетики и чистого воздуха показал, что в августе 2023 г. рост производства солнечной и ветровой электроэнергии в странах ЕС вытеснил 18 ТВт-часов (террават-часов) потребления ископаемого газа. Это эквивалентно 54% объема импорта ископаемого газа из РФ (33 ТВт-ч) по трубопроводам и СПГ.
Однако для обеспечения энергетической безопасности Европы необходимы гораздо большие инвестиции в возобновляемые источники энергии и энергоэффективность. Евросоюз должен ускорить переход на чистую энергию, чтобы уменьшить зависимость от российского ископаемого топлива, финансирующего войну Путина против Украины.
С другой стороны, несмотря на всеобщее сокращение спроса на газ и прогресс во внедрении возобновляемых источников энергии, европейские страны увеличили импорт СПГ на 60% в 2022 г., чтобы компенсировать сокращение поставок трубопроводного газа из России. Однако компенсировали российским газом – только сжиженным. В первой половине 2023 г. импорт российского сжиженного газа в ЕС был самым высоким за последние три года.
Беспокойство по поводу российской экспансии СПГ сочетается с общим глобальным кризисом климатической ответственности. Согласно отчету МЭА Methane Tracker 2023, мировая нефтегазовая промышленность должна инвестировать лишь 3% от дохода, полученного в 2022 г., или 100 млрд. долл., чтобы сократить глобальные выбросы метана на 75%, но она этого не сделала.
Даже имея многочисленные программы поддержки (OGMP, GMI, MGP) и коммерческие стимулы, компании почти ничего не делают для сокращения выбросов метана. Некоторые, как французский Total Energies, делают прямо противоположное, участвуя в смертоносном разрастании российской газовой промышленности.
Total покупает российский сжиженный газ и хранит доли в совместных предприятиях с компанией “Новатек”. Французская компания по добыче ископаемого топлива является вторым крупнейшим покупателем российского сжиженного газа в 2023 г., приобретя более 10% поставок из терминала “Ямал СПГ”, которым Total частично владеет.
Несмотря на публичные заявления, партнерство Total Energy с Новотеком продолжалось в течение всего 2023 г. Их совместные предприятия в Арктике развивались, даже когда стало известно, что “Новатек” спонсирует российские частные военные подразделения и наемников, участвующих в совершении военных преступлений в Украине.
Этот тип торговцев скомпрометировал свою социальную ответственность, став олицетворением алчности и недобросовестности. Они мало учитывают влияние на климат и расширяют газовую инфраструктуру, способствуя насилию нефтегазовых диктаторов и отказывая нам в праве на пригодную для жизни планету.
Настоящие лидеры демократического мира, включая президента Украины Владимира Зеленского, должны объединиться для свержения господства нефтяных диктаторов и их жадных корпоративных партнеров.
Достичь того, чтобы Россия была изолирована на предстоящей климатической конференции ООН COP28 и собрать международную поддержку для сокращения российского экспорта нефти и газа – это будет тяжелая борьба, но мы не можем ее проиграть. (Светлана Романко, основательница и директор Razom We Stand,
Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)