Как построена логистика экспорта нефти и нефтепродуктов из России и каковы масштабы привлечения “теневых” танкеров для обхода санкций.
После 24 февраля 2022 г. западные государства ввели санкции против РФ, чтобы у Кремля было меньше возможностей финансировать агрессивную войну в Украине.
В декабре Евросоюз и Великобритания запретили импорт российской нефти морем, а через два месяца вступили в силу ограничения на торговлю нефтепродуктами. Тогда же ввели механизм, ограничивающий морские перевозки этих энергоносителей выше установленной цены.
Последнее преследовало цель снижения доходов РФ от экспорта нефти и стабилизацию мировых цен на горючее. Решением большинства стран был определен потолок 60 долл. за бар нефти или нефтепродуктов.
Те, кто покупают российское сырье дороже установленного предела, должны были лишаться доступа к ключевым услугам, предоставляемым компанией цивилизованного мира. К ним относятся международно признанное страхование судов, а также возможность использовать европейский танкерный флот, включая суда, принадлежащие Греции и Кипру.
Анализ Центра исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) показал, что в начале санкции вместе с предельными ценами снизили ежедневные доходы РФ на 160 млн. евро. Чтобы уменьшить потери, россияне решили поддерживать необходимые объемы экспорта нефти и нефтепродуктов с помощью теневых танкеров. Удается им это?
Существует ли “теневой флот” РФ?
“Теневыми” определяются суда, зарегистрированные в странах, не присоединившихся к санкциям против Кремля, перевозящих российскую нефть на международные рынки. Выражение “теневые танкеры” используется для определения кораблей, которые РФ может привлекать для обхода санкций.
В 2022 г. после введения санкций против российской нефти и нефтепродуктов “теневые” танкеры сосредоточились на транспортировке этих энергоносителей из РФ и лишь малая часть обслуживала других поставщиков.
Истории о “теневом флоте” РФ часто упоминают СМИ. Однако, как свидетельствует анализ структуры перевозок российской нефти, нет единого субъекта, управляющего этим флотом. Эти танкеры эксплуатируют отдельные нефтетрейдеры и посредники. Они пытаются получить в собственность больше судов, не зарегистрированных в странах, ведущих активную санкционную политику против агрессора.
На практике речь идет о старых танкерах, у которых истек срок эксплуатации и не имеют международно признанного морского страхования защиты и возмещения.
После введения санкций такие суда начали все чаще использовать Кремль. Из всего пула танкеров, которые можно отнести к категории “теневых”, 89% рейсов связаны с перевозкой российских нефтепродуктов и только 11% приходятся на другие страны.
Государственная судоходная компания РФ “Совкомфлот” контролирует только 30% “теневых” танкеров, остальные подчиняются ряду оппортунистических трейдеров, желающих только к быстрым прибылям.
Рост количества “теневых” танкеров
До 24 февраля 2022 г. только 13% отправлявшейся из российских портов нефти перевозили “теневые” танкеры. В июле 2023 г. эта цифра выросла до 42%.
После введения санкций, эти суда стали выполнять больше рейсов по сравнению с танкерами, чьи владельцы придерживаются политики ограничения цен. То есть доля теневого рынка в структуре морского экспорта по России нефти преобладает “белую”.
В сегменте нефтепродуктов роль “теневых” танкеров несколько меньше. До Великой войны такими кораблями транспортировались 10% российского горючего, а в июле 2023 г. эта цифра составляла 35%.
В абсолютных цифрах ситуация обстоит так. В 2021 г. для транспортировки из РФ нефти был задействован 51 “теневой” танкер. К концу 2022 г. их количество возросло до 103-х, а за первое полугодие 2023 г. – до 146-ти.
Количество судов меньшего размера тоже возросло, но не столь существенно. В 2021 г. их было 154, в 2022-м – 183, а в конце июня 2023-го – 223.
Методы обхода санкций
Россия пытается нанимать все доступные “теневые” танкеры, в том числе в свое время перевозившие иранскую нефть. Однако многочисленные посторонние владельцы таких судов неохотно предоставляют россиянам корабли в постоянное пользование или аренду.
Поэтому доступные корабли россияне используют максимально активно. После введения санкций на импорт нефти в декабре 2022 г. количество рейсов “теневых” танкеров к июлю 2023 выросло на 82%, в среднем до 60 рейсов в месяц. Объемы перевозок увеличились на 78% до 6,4 млн. тонн в месяц.
Несмотря на попытки России привлечь максимальное количество теневых танкеров и увеличить частоту их рейсов, мощностей все равно не хватает. Поэтому трейдеры прибегают к схемам поставок, когда нефть из РФ переливается с одних судов на другие (ship-to-ship transfers, STS), в том числе с регистрацией в западных странах.
Смешивание и утаивание происхождения части нефти в конечном порту назначения позволяет трейдерам продавать ее по более высоким ценам, чем установлено санкционными ограничениями.
Наблюдение с 30 июля по 23 сентября в Средиземном море, в частности в Лаконском заливе, у территориальных вод Греции и побережья Мальты, выявило 33 STS-операции и 66 судов, участвовавших в перевалке российской нефти.
Из них 52 корабля имеют возраст 15 лет и 43 судна не имеют западного страхования. Это чревато разливами нефти и авариями с катастрофическими последствиями для окружающей среды, но ЕС до сих пор закрывал на это глаза. Риски усугубляются тем, что такие суда часто отключают системы автоматической идентификации (AIS), чтобы скрыть участие в STS-операциях.
Все, что есть в РФ, – это эфемерная стая оппортунистических трейдеров со старыми танкерами без страховки, которые строят сложные схемы с переливанием нефти в море. Эта система ненадежна и может быть демонтирована более жестким применением санкций со стороны G7 и союзников Украины.
Для этого можно использовать тот факт, что российская нефть перевозится либо с соблюдением международных норм и стандартов безопасности на танкерах стран санкционной коалиции, либо без страхования и с огромными рисками. Несмотря на спекуляции, у Кремля нет третьего варианта.
Чтобы Россия смогла обеспечить собственное морское страхование судов, требовались огромные средства. С точки зрения управления рисками потенциально катастрофических разливов нефти, международные трейдеры хотят быть уверены, что страховка обеспечивает полную защиту. Однако предоставить страховое покрытие на уровне западных компаний россияне затрудняются.
Наращивание экспорта нефти и нефтепродуктов из РФ ограничивается тем, что все “теневые” танкеры заняты, а изменить страну регистрации и/или страхование судна на не подпадающую под санкции страну непросто. Все это подчеркивает важность санкций со стороны стран, контролирующих большую часть морских перевозок и их страхование.
Логистика экспорта российской нефти
До Великой войны кратчайшее время доставки российской нефти из Арктических портов в страны ЕС составляло 11 дней. После вторжения срок увеличился до 28 дней, а после введения санкций – до 35 дней.
Вторжение в Украину еще больше повлияло на рейсы из российских портов в Балтийском море . До войны средний срок доставки нефти из них к покупателю составлял 13 дней, а после вторжения увеличился до 40 дней. Все потому, что сырье начали перенаправлять из стран ЕС в Индию.
Время доставки из российских черноморских портов составляло в среднем 15 дней, а после 24 февраля 2022 г. и введение санкций увеличилось до 30 и 25 дней соответственно.
Увеличение времени поставок российской нефти вызвано, главным образом, переориентацией на рынки Азии, особенно Индии, Китая, Турции, ОАЭ и Египта, эмбарго со стороны ЕС и ценовым ограничением G7. В начале 2023 г. Индия и Китай стали основными покупателями российской нефти, которую перевозят “теневые” танкеры. Эти страны извлекли выгоду от снижения цен на российскую нефть и увеличили импорт.
Значительная часть российской нефти транспортируется из портов Балтийского и Тихоокеанского регионов. С декабря 2022 года по июль 2023 года “теневые” танкеры перевезли около 23 млн. тонн сырой нефти из Тихоокеанских портов РФ, а из портов в Балтийском море – 21 млн. тонн.
Из дальневосточного порта Козьмино нефть сорта ESPO экспортируется в Китай по ценам, превышающим санкционные ограничения. В первом квартале 2023 г. более 95% экспорта из этого порта отправлялись по цене свыше 60 долл. за барр. Нарушая санкции, танкеры, принадлежащие собственникам из стран санкционной коалиции или имеющие международную страховку, продолжают транспортировать российскую нефть без соблюдения ценового лимита .
После введения санкций логистические схемы стали более сложными. Большая часть нефтепродуктов, транспортировавшихся “теневыми” танкерами, перегружалась с судна на судно во внутренних водах РФ. Это обусловлено тем, что таким образом кораблям не требовалось входить в российские порты.
Маршруты торговли значительно изменились: 29% нефтепродуктов направлялись в Турцию, 9% – в территориальные воды стран, ограничивающих цены (там проводилась перевалка с судна на судно), 8% шли в Китай, 6% – в Бразилию. Такие разные направления поставок указывают на эволюцию и сложности торговли российской нефтью из-за санкций.
Кроме того, танкеры, перевозящие российскую нефть, могут сталкиваться с задержками в критических проходах (Босфор, Суэцкий канал, Датские проливы).
Что можно сделать?
Союзникам нужно сделать больше, чтобы лишить Путина возможности финансировать войну против Украины, продавая нефть на мировых рынках без ценовых ограничений. Увеличение количества “теневых” танкеров следует предотвратить, ограничив продажу судов владельцам, не соблюдающим санкции.
Эксперты также рекомендуют запретить предоставление всех видов страхования и других услуг всем судам, подпадающим под следующие условия: судно перевозит российскую сырую нефть или нефтепродукты; владелец судна или управляющая компания сменились после 24 февраля 2022 г.; судовладелец не подтвердил, что источник средств для покупки не связан с РФ.
Государства санкционной коалиции могут воспользоваться правом на запрет движения “теневых” танкеров через свои территориальные воды и оставить такую возможность только судам, перевозящим российскую нефть с соблюдением ценового ограничения и имеющим надежную страховку.
Для этого было бы достаточно ввести обязательное страхование от западных страховых компаний как условие прохода через Датские проливы в Балтике и другие ключевые точки морских маршрутов, пролегающих через территориальные воды стран санкционной коалиции, а также применить аналогичное условие для доступа к своим портам.
Пока чиновники США и Великобритании говорят о необходимости пересмотра санкционной политики в отношении российской нефти, потому что ценовое ограничение не действует, а российская нефть продается по ценам, значительно выше 60 долл. за барр.
Чтобы снизить риск злоупотреблений и уклонение от ценовых ограничений, необходимо усилить мониторинг и контроль за соблюдением санкционной политики. Следует ужесточить санкции против тех, кто способствует российскому экспорту нефти.
После выполнения этих условий и перекрытия возможностей для использования РФ теневых танкеров страны G7 могут взять российский экспорт нефти в тесные тиски, внедрив регулярный пересмотр ценового ограничения, как предлагалось в декабре 2022 г. (Исаак Леви, руководитель аналитической группы “Европа-Россия”, Центр исследования энергетики и чистого воздуха (CREA); Максим Гардус и Олег Савицкий, Razom We Stand; Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)