На одном из крупнейших газовых месторождений России – Ковыктинском, что в Восточной Сибири – рабочим перестали платить зарплату. Учитывая, что из этого месторождения газ поставляется в Китай, ситуация может оказаться действительно серьезной. Но есть и другие признаки того, что Газпром, когда-то могущественный государственный монополист, а вместе с ним и вся газовая отрасль РФ, переживают непростые времена.
Рабочие Ковиктинского месторождения “Газпрома”, которое находится в Иркутской области и является крупнейшим на востоке России, объявили забастовку из-за невыплаты заработной платы. Об этом сообщает издание “Новосибирск Онлайн”.
Месторождение находится в 450 километрах от Иркутска в безлюдной местности на высокогорье, покрытом непроходимой тайгой, в отдельных районах – на вечной мерзлоте. Климат здесь суровый – зимой температура редко поднимается выше минус 30 градусов. В связи с этим работа на месторождении осуществляется вахтовым методом – рабочих завозят сюда на два месяца, после чего на их место на тот же срок прибывает новая группа.
“Мы работаем по два месяца, и нам не выплатили ни зарплаты, ни аванса” , – цитирует “Новосибирск Онлайн” разнорабочего Алексея Зимина.
Не удовлетворены рабочие и условиями труда – на улице там уже минус 10, а теплую одежду им так и не выдали.
Да и работать нормально люди не могут – техника у них есть, а горючего нет. Это и не удивительно, потому что в России с лета наблюдается жесточайший дефицит нефтепродуктов , которых не хватает не то, что в такой глуши как Ковиктинское месторождение, но даже в самой Москве.
Нельзя исключать, что описанная выше ситуация является следствием обычного российского бардака, и через некоторое время зарплату рабочим выплатят, а зимнюю одежду выдадут.
Но недооценивать произошедшее тоже не стоит. Ведь Ковиктинское месторождение не только одно из крупнейших среди разрабатываемых сегодня в РФ – из него газ поставляется в Китай разрекламированным газопроводом “Сила Сибири”. А, учитывая, что сейчас Поднебесная – едва ли не единственный крупный покупатель, по крайней мере, российского трубопроводного газа, любой саботаж грозит серьезными последствиями.
Экспорт и добыча ушли в минус
Газовая отрасль страны-оккупанта после вторжения в Украину переживает непростые времена. Практически прекратились поставки газа в Европу по газопроводам – сначала Кремль таким образом хотел “наказать” европейцев за поддержку нашей страны и санкции, введенные против РФ, а затем Евросоюз нашел замену российскому ресурсу, а идея с заморозкой непослушной Европы провалилась.
На сегодняшний день поставки трубопроводного газа в страны ЕС продолжаются “Турецким потоком” и, как бы то ни звучало абсурдно, – через Украину.
Неудивительно, что экспорт российского газа снизился в 2022 г. по сравнению с предыдущим на 30,7%. В этом году объемы поставок, прежде всего в Европу, продолжают сокращаться. По прогнозам Международного энергетического агентства (МЭА), экспорт российского трубопроводного газа в Евросоюз в 2023 г. упадет на 65% и составит примерно 20-25 миллиардов кубометров, что примерно в семь раз меньше, чем в 2021 г. (140 миллиардов кубометров).
Представители российских властей не устают повторять, что после начала большой войны и введения против РФ западных санкций в 1,5 раза увеличился экспорт газа в Китай. Это действительно так, но в 2022 году общий объем этих поставок составил всего 15,5 миллиарда кубов, что почти в десять раз меньше, чем в 2021 г. было поставлено на европейский рынок.
Сокращение экспорта газа неизбежно сказывается на его добыче. В прошлом году он снизился на 11,7% и составил 673,8 млрд. кубометров.
В этом году газодобыча также падает. В МЭА считают, что сокращение будет составлять 8% – примерно до 620 миллиардов кубометров. В таком случае это станет минимальным уровнем кризисного 2009 года.
При этом основной объем снижения добычи приходится на “Газпром”, в то время как показатели других крупных производителей – “Роснефти” и НОВАТЭКа – даже растут.
В первом полугодии 2023 г. Газпром сократил добычу газа на 24,7%, до 179,45 миллиарда кубов с 238,46 миллиарда кубов за аналогичный период прошлого года.
В 2022 г. газодобыча монополиста обвалилась на 20% до 412,6 миллиарда кубометров, и, как признали в самой компании, это произошло из-за резкого сокращения экспорта в Европу.
Мифическая газификация
Падение европейского экспорта касается трубопроводного газа, хотя поставки сжиженного природного газа (СПГ), напротив, выросли – по оценке правозащитной организации Global Witness, на 40% от начала большой войны.
Очевидно, что для РФ такая тенденция выгодна, поскольку позволяет ей сохранить хоть какую-то долю на европейском газовом рынке. Недавно стало известно, что в ближайшее время Государственная дума собирается принять закон, позволяющий осуществлять экспорт СПГ без привязки к месторождениям. Эту идею, в частности, лоббирует глава “НОВАТЭКа” Леонид Михельсон – его компания имеет большие СПГ-проекты.
Впрочем, против либерализации экспорта сжиженного газа выступил “Газпром”. В госкомпании считают, что такой шаг может спровоцировать дефицит газа на внутреннем рынке РФ (прямо как с бензином и дизелем, о чем уже было сказано выше).
Это достаточно странно, поскольку спрос на газ в самой России не растет, а скорее снижается. Можно, конечно, предположить, что госмонополист проникся вопросом газификации отдаленных территорий России, ведь, например, на Дальнем Востоке уровень газификации составляет менее 25%, в то время как в среднем по России почти 75%.
Задачи по обеспечению газом этих территорий российские власти ставят перед “Газпромом” на протяжении десятилетий, но они не спешат осчастливливать жителей Восточной Сибири и Дальнего Востока, потому что для него это совершенно неприбыльное дело.
“Это может быть определенным лукавством “Газпрома” – они же якобы реализуют какие-то проекты по газификации России – мол, мы здесь везде прокладываем трубы, а газ вдруг пошел налево, – сказал президент центра глобалистики “Стратегия ХХI” Михаил Гончар – ” Газпром имеет монополию на трубопроводный газ, а на СПГ у него такой монополии нет. И в “Газпроме” прекрасно понимают, что это (попытка либерализовать экспорт СПГ) – стремление разрушить монополию на газ как таковой, ведь сжиженный природный газ, собственно, становится конкурентом трубопроводным поставкам” .
То есть Газпром пытается сохранить за собой потоки – как газовые, так и финансовые.
Но и тех, и других становится все меньше. Соответственно, если Газпром саботировал газификацию в жирные годы, было бы странно ждать от него благотворительности, когда финансы буквально поют романсы и даже все больше шансон.
Так, по итогам 2022 г. чистая прибыль компании сократилась более чем в три раза, а в первой половине 2023 г. – в восемь раз по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Денег действительно нет
То есть свободных денег у “Газпрома” на сегодняшний день просто нет, а меньше воровать даже с таких убогих доходов вряд ли стали.
И с этим напрямую связаны события на Ковыктинском месторождении, убежден Михаил Гончар.
По его словам, забастовки рабочих на газовых месторождениях “Газпрома” случались и раньше, и тогда речь шла также о невыплате зарплаты и социальной помощи за работу в экстремальных условиях.
“Поэтому речь здесь скорее о том, что уровень хищения в “Газпроме”, как минимум, остается без изменений, а то и вырос, – говорит эксперт . – С одной стороны, можно заключить, что в связи с падением доходов “Газпрома” его инвестиционная программа испытала резкое сокращение, поскольку денег нет, а то, что еще есть, по указанию Кремля направляется на “бюджет войны”. Но поскольку даже в лучшие времена это имело место, говорит о том, что “откаты – это наше все” .
При этом на разработку Ковыктинского месторождения может банально не хватать денег.
“Китай сегодня не хочет строить газопровод “Сила Сибири-2”, а потому “Газпром” пока не видит смысла туда вкладывать средства, поскольку непонятна перспектива поставки газа в Китай, – сказал в разговоре с “Апострофом” директор энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко. – А вторая причина – это то, что Китай покупает российский газ, по сути, по себестоимости и даже ниже, а в результате эти проекты убыточны, они никогда не окупятся, поэтому подразделения “Газпрома”, которые ими занимаются, не имеют достаточных средств поддержки работников и инфраструктуры” .
И это, по сути, один из сигналов о том, что с газовой отраслью России и, прежде всего, с “Газпромом”, далеко не все хорошо.
“На 24% уменьшилась добыча (в первом полугодии 2023 г. – “Апостроф”), потому что некуда сбывать газ, поскольку потеряли рынок Европейского Союза по собственной вине. Прибыль нарисована – реальной прибыли нет, и, возможно, даже есть убытки. Экономические показатели в большинстве своем засекречены, а то, что передается, не верифицировано. И признаков очень много того, что газовая отрасль находится в глубочайшем кризисе”, – резюмировал Владимир Омельченко.
От себя добавим, что чем глубже кризис, тем меньше денег будет направляться на бюджет войны против Украины. И это приближает победу Украины. (Виктор Авдеенко, Апостроф/Энергетика Украины и мира)