Украина начала блокировать российский дизель на границе. Да, он до сих пор продается в стране и может занимать пятую часть рынка.
Около 20% импортируемого дизтоплива имеет российское происхождение, по оценке аналитиков “Нефтерынка”. На втором году великой войны с Россией Гостаможня по рекомендации СБУ начала задерживать поставки горючего, которое может быть частично российским. Значит ли это начало масштабных проверок импортеров топлива?
В начале октября таможня задержала в Одесской области около 1000-1400 т дизтоплива для детальной проверки, сообщает Forbes на условиях анонимности топ-менеджер Государственной таможенной службы. Он просил не называть его имя и должность из-за чувствительности вопроса. Причина проверок – СБУ подозревает, что импортировано горючее российского происхождения. “Этот объем – около 8% дневных продаж дизеля в Украине”, – говорит директор компании “Консалтинговая группа А-95” Сергей Куюн. В денежном выражении это около $1,2 млн.
Такое происходит впервые с начала войны, отмечает руководитель одесской сети VST Дмитрий Веремиев. Среди задержанного горючего партия VST, которую компания планировала продавать в течение двух недель. Сеть отреагировала на действия стражей порядка: сообщила о повышении цены на дизель на 6 грн./л, до 60 грн./л. В то время как дизель в закупке в одесском регионе в начале октября стоил 46-47 грн./л, по данным “Нафторинка”.
Значит ли это начало масштабных проверок, и какое влияние это будет иметь на рынок?
Как в Украину попадает российское топливо?
Хотя с начала полномасштабной войны импортировать горючее из РФ было нельзя, оно могло попадать в Украину. Вплоть до весны 2023 вполне законно можно было ввезти горючее без сертификата происхождения. На практике оно могло быть на 100% русским. 9 мая правительство запретило ввозить в Украину горючее неопределенного происхождения. Однако это не помогло полностью решить проблему.
Майское постановление правительства осталось бессильным против потока смесей российского дизтоплива, попадающего в Украину с сертификатами происхождения Турции и Индии. Турция – одна из стран, в которые поступает больше всего российского дизтоплива, по данным enkorr.ua.
Какие схемы существуют? Из многих турецких портов выходят танкеры якобы из горючего завода Socar Star. Это нефтеперерабатывающий завод, не принимавший российские нефтепродукты. Этот завод пользуется единственным терминалом. То есть, есть подозрение, что остальные терминалы делают смеси с российским дизелем, а справки о происхождении поддельные, говорит топ-менеджер крупной топливной компании.
Другая схема – танкеры заполнены на треть в начале пути и полностью – в конце. Это означает, что его заполнили до краев на воде, вероятнее всего – российским горючим, добавляет топ-менеджер топливной компании.
Как СБУ начала бороться с российским горючим
В конце сентября Гостаможслужба получила письмо СБУ под грифом “для служебного использования” с перечнем портов, через которые в Украину завозят смеси с долей российского дизтоплива. В черный список попали 29 портов, большинство турецких, а также болгарских, индийских, ОАЭ, Саудовской Аравии и молдавского порта Джурджулешты.
СБУ рекомендовала таможенникам отбирать образцы дизтоплива для проверки и не пропускать партию с таможенной территории, если горючее пришло из одного из этих портов. “Мы предупредили участников рынка”, – рассказывает топ-менеджер Гостаможслужбы.
Однако не все компании получили предупреждение. Кристина Бабляк, руководитель отдела внешнеэкономической деятельности сети Chipo, узнала перечень проблемных портов из открытых источников. “Мы импортируем горючее по многим направлениям, среди проблемных был только порт Джурджулешты, от которого сразу отказались”, – говорит она.
Могла ли одесская сеть VST перенаправить поставки после сообщений о черном списке портов? Веремиев еще в августе договорился с турецким заводом Socar Star о поставке 2000 т дизтоплива. Часть поставки прошла через порт Джурджулешты и застряла на этапе растаможки 7-8 октября. Первые сообщения о черных списках портов начали появляться в конце сентября. “Времени отреагировать уже не было”, – считает Бабляк из Chipo.
Малые сети сами создали себе проблему, игнорируя предупреждение СБУ, комментирует топ-менеджер крупной топливной компании. Его сеть – одна из семи консультировавших СБУ при определении проблемных портов и перевалок.
Как это повлияет на рынок
Гостаможня по рекомендации СБУ тщательно проверяет поставки из портов из черного списка: отбирает пробы горючего. Обычно такая проверка длится до двух недель, говорит Бабляк из Чипо. “Фактически таможня на этот период блокирует частично или полностью работу бизнеса”, – считает она.
Угрожает ли это дефицитом топлива на украинском рынке? Рынок дизтоплива в Украине – это примерно 500 000 т в месяц или $5,1 млрд. в год, сообщает Сиренко. Украина импортирует около 20% объема рынка с долей российского дизеля на сумму около $1 млрд. в год, по оценке “Нефтерынка” и “Консалтинговой группы А-95”. Проверки не станут причиной дефицита, уверен Куюн. “За несколько недель бизнес адаптируется и найдет другие, менее проблемные источники поставок”, – говорит он.
17 октября Гостаможня официально получит право приглашать все документы о происхождении товара, поскольку вступят в силу изменения в Таможенный кодекс, закон № 3345-IX . На практике таможня уже около месяца это делает, объясняет Бабляк из Чипо. “Нет никакой проблемы показать весь путь, если горючее действительно без примесей русского”, – отмечает она. (Ольга Чайка, Forbes-Украина/Энергетика Украины и мира)