Цены на нефть эталонных сортов держатся в пределах $90 за баррель. Аналитики прогнозируют дальнейший рост, а в случае втягивания в противостояние других стран и обострения конфликта, рекордное увеличение мировых нефтяных котировок.
После падения цен на нефть в начале октября котировки стали расти на фоне начала военного конфликта между Израилем и ХАМАС. Потенциальная эскалация конфликта привела к одномоментному росту стоимости нефти на $4. Как отмечает МЭА, рынок пока не реагирует остро, но остается “в напряжении”.
Утром 18 октября цена декабрьских фьючерсов на нефть марки Brent выросла до $91,76 за баррель, ранее она поднималась максимально до $92,19, таким образом, преодолев отметку в $92 впервые со 2 октября. Стоимость декабрьских фьючерсов на WTI увеличивалась до $87,42. Скачок накануне произошел на фоне новостей об ударе по больнице “Аль-Ахли” в секторе Газа. Палестинцы и израильтяне возложили вину за атаку друг на друга, усилив опасения рынков, что в конфликт могут быть втянуты другие страны, например, Иран, что может угрожать поставкам нефти.
Аналитик Mizuho Bank Ltd. в Сингапуре Вишну Варатан отмечает, что реакция рынка на противостояние Израиля и ХАМАС будет сдержанной, если не произойдет дальнейшего разрастания конфликта. Скачок цен на нефть к отметкам в $100-120 за баррель не является базовым сценарием банка, однако риск такого подъема является высоким и продолжает расти.
Соучредитель и директор по исследованиям Energy Aspects Амрита Сен в эфире Bloomberg-TV отметила, что цены на нефть могут вырасти даже до $150 за баррель, если конфликт между Израилем и ХАМАСОМ обострится.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович также подчеркивает риски для рынка в случае эскалации на Дальнем Востоке. Но пока этого не произошло, говорить о рекордном росте, по его словам, рано. “Признаков масштабной эскалации пока не видно и соответственно выше $100 за баррель цена вряд ли дойдет”, – отметил эксперт в беседе с корреспондентом Агентства нефтегазовой информации.
Сдерживающими факторами резкого роста цен, по мнению Митраховича, также является рост производства нефти в некоторых странах:
“ОПЕК+ сокращает добычу, но в других регионах мира она растет. Возможно, не очень быстро, но растет. В США уже достигла почти 13 млн. барр./сут. Есть опасения мировой рецессии, которые могут простимулировать нефть. Но я бы пока не ожидал рекордного роста. Это возможно, только если случится что-то экстраординарное вроде участия в палестино-израильском конфликте Ирана и риском судоходства в Ормузский проливе”.
Как ранее отметил Reuters, война между исламистской группировкой ХАМАС и Израилем представляет собой один из самых значительных геополитических рисков для нефтяных рынков со времен начала войны России в Украине в прошлом году. Аналитики издания отметили два основных последствия эскалации конфликта.
Во-первых, США могут ужесточить или активизировать применение санкций в отношении Ирана, если он будет замешан в нападении ХАМАС на Израиль, что может еще больше напрячь и без того недополученный рынок нефти.
Во-вторых, сделка, заключаемая при посредничестве Вашингтона по нормализации отношений между Саудовской Аравией и Израилем, в результате которой королевство могло бы увеличить добычу нефти, может быть сорвана. (Агентство нефтегазовой информации/Энергетика Украины и мира)