В 2024 г. мировой спрос на нефть будет расти медленнее, чем на 2 млн. баррелей в день (б/д), что наблюдалось в этом году, но цены, вероятно, останутся в том же диапазоне $80-90 за баррель, поскольку ОПЕК+ продолжает тщательно управлять рынком.
Об этом во вторник на Energy Intelligence Forum заявил генеральный директор Vitol Рассел Харди.
По словам Харди, возглавляющего один из крупнейших в мире независимых нефтетрейдеров, рост спроса на нефть был ключевым фактором роста цен на нефть в текущем году.
Но члены ОПЕК+ “осторожно относились к предложению”, добавил он, чтобы учесть рост добычи в США и Гайане, а также в членах ОПЕК Ливии, Венесуэлы и Иране, производство которых освобождено от квот.
Как считает Харди, в этом году ОПЕК “справилась очень хорошо”, сокращая производство, чтобы поддерживать равновесие на рынке.
Дополнительное добровольное сокращение Саудовской Аравией на 1 млн. б/д, в дополнение к коллективным сокращениям ОПЕК плюс помогло подтолкнуть нефть Brent до $90 за баррель за последние недели и в среднем до $82 за баррель 2023 г.
Балансы Energy Intelligence показывают, что Саудовской Аравии придется продлить свое текущее добровольное сокращение до первого квартала 2024 г., чтобы удержать цены на относительном уровне, поскольку мировой спрос на нефть, как ожидается, вырастет на 1 млн. б/д.
Эти ограничения производства сокращают коммерческие запасы сырой нефти в странах ОЭСР, и это оказывает непосредственное влияние на цены на нефть, а также делает рынок более уязвимым к сбоям в поставках.
Атака “Хамас” на Израиль вызвала обеспокоенность тем, что поставки сырой нефти на Ближний Восток могут быть прерваны, особенно если появятся доказательства, что Иран непосредственно причастен к нападению. Кроме того, обеспокоенность поставками из России после ее полномасштабного вторжения в Украину в феврале 2022 г. еще не полностью утихла.
Харди напомнил своей аудитории, что рост цен на нефть также сыграл свою роль в росте затрат на логистику.
Торговые пути стали длиннее, а ставки на фрахт выросли после санкций ЕС против российской нефти, превративших недельные поездки в Европу за 2 млн. б/д сырой нефти и 1,6 млн. б/д нефтепродуктов в многонедельные рейсы.
По оценкам, Россия создала “теневой флот” из более 500 танкеров, которые не связаны с западными компаниями и могут забирать нефть и нефтепродукты из России по цене выше верхней границы, установленной G7 и ЕС.
Харди отметил, что текущие цены “намного превышают ценовой лимит”, установленный на уровне $60США за баррель экспорта российской сырой нефти. (Enkorr/Энергетика Украины и мира)