Энергетика и энергоресурсы Украины и мира

Украина: чего ждет ЕС в энергетике и зеленой повестке дня

Как Брюссель воспринимает действия Киева по “зеленой повестке дня”?

8 ноября Европейская комиссия обнародовала отчет по Украине в рамках пакета расширения ЕС.

Для нас важнейшим его элементом является рекомендация ЕК начать переговоры о вступлении Украины в Европейский союз. Это важная евроинтеграционная веха, это шаг, которого мы долго ждали и много работали над его достижением. Утверждение этой рекомендации, то есть окончательное решение об открытии переговоров, должно состояться в середине декабря на саммите Европейского совета.

Но отчет ЕК содержит не только оглашение приятной для Украины новости.

Этот документ, сектор за сектором, систематизирует состояние европейской интеграции и содержит перечень ключевых задач, стоящих перед Украиной прямо сейчас для продолжения движения в членство в ЕС.

Задача по каждому разделу будущих переговоров с ЕС, а значит, в каждой отрасли.

Как Брюссель воспринимает действия Киева по “зеленой повестке дня”?

Энергетическим и “зеленым” вопросам в будущем соглашении ЕС посвящены главы 15 и 27 в разделе 4, который называется The Green Agenda and Sustainable Connectivity, то есть “Зеленая повестка дня и устойчивое сочетание”.

Каковы выводы Еврокомиссии?

В секторе энергетики Украина получила оценку “хорошо”, то есть 4 из 5, и это очень высокий балл – мы имеем только четыре “четверки” среди 33 переговорных глав. В секторе окружающей среды и изменения климата у нас хуже оценка, “двойка”, то есть “некоторое соответствие праву ЕС”.

Между тем, прогресс за последний год распределился иначе. В энергетике изменения через год оказались посредственными (some progress в терминологии ЕС).

За “экологической” главой Украины получила высокую оценку – мы завершаем год с показателем “хороший прогресс”. Это самый высокий уровень изменений по этой статье среди всех государств-кандидатов на вступление в ЕС. Причем Еврокомиссия особо подчеркнула, что в вопросах, касающихся окружающей среды, реформирование было активным, что и обеспечило высокую оценку, а вот по “климатическим” индикаторам прогресс был ограничен. ЕК связывает это с обстоятельствами войны.

Чего ждут от нас?

Еврокомиссия подчеркивает, что для Украины первым шагом должно быть быстрое восстановление, в частности поврежденных генерирующих мощностей, систем передачи и распределения электроэнергии, а также коммунальных услуг, транспортной инфраструктуры, школ и учреждений здравоохранения.

Параллельно с восстановлением фокус сохраняется на привлечении инвестиций. А для этого необходимо усовершенствование процессов государственных закупок, уменьшение барьеров для реализации проектов, реформирование процессов планирования и укрепление административного потенциала, необходимого для управления инвестициями.

Реформа энергосектора, несмотря на войну

Итак, в энергетике ЕК поставила посредственную оценку за год, увидев лишь “некоторый прогресс”.

Но следует напомнить, что это был год постоянных обстрелов энергетической инфраструктуры.

И хотя Украина продолжала гармонизацию законодательства с нормами ЕС, в том числе относительно целостности и прозрачности оптового энергетического рынка, содействия развитию возобновляемых источников энергии, сертификации оператора газотранспортной системы и хранилищ газа – однако из-за мер, обусловленных военным положением, произошло снижение прозрачности и независимости игроков энергетического сектора.

Сейчас, чтобы улучшить оценку, Украина должна развивать три важных направления одновременно.

Во-первых, продвигать зеленый энергетический переход и зеленое восстановление.

Для этого нужно:

– утвердить достаточно амбициозный национальный план по энергетике и климату в соответствии с целями Энергосообщества до 2030;

– внедрить четвертый интеграционный пакет “Чистая энергия”;

– работать над ростом энергоэффективности (в том числе в жилом секторе);

– поощрять инвестиции в возобновляемые источники энергии;

– начать реформу сектора централизованного теплоснабжения;

– ввести обязательные критерии энергоэффективности публичных закупок.

Во-вторых, энергорынок двигаться к экономически обоснованному ценообразованию.

А для этого, в частности, Украина должна отменить нынешнюю схему “возложения специальных обязанностей”, которая заставляет отдельных операторов продавать газ или электроэнергию населению по спеццене и заменить их целевой поддержкой уязвимых потребителей энергии.

В-третьих, нужны изменения в работе регулятора рынка.

Украина должна улучшить независимость и эффективное функционирование НКРЭКУ (Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг), чтобы ее решения стали более справедливыми и прозрачными.

Чтобы это произошло, в ЕК готовят финансовые стимулы.

Ведь все эти меры уже отражены в плане программы ЕС Ukraine Facility на 2024-2027 гг. стоимостью 50 млрд. евро, который сейчас – на стадии утверждения.

Окружающая среда в повестке дня

В вопросе защиты окружающей среды и природных ресурсов Еврокомиссия констатировала хороший прогресс за год.

Украина продолжала работу над климатическим законом и Национальным энергетическим и климатическим планом, в прошлом году был принят и, наконец, вступил в силу рамочный закон об управлении отходами, одобрены планы управления рисками наводнений, водная стратегия до 2050 г.

Но общая оценка совместимости Украины с правом ЕС – посредственная, и в этом году она не изменилась. Поэтому у Украины большой перечень рекомендаций по дальнейшим шагам.

В целом, законодательство ЕС содержит положения, касающиеся изменения климата, качества воды и воздуха, обращения с отходами, охраны природы, промышленного загрязнения, химических веществ, шума и гражданской защиты.

Украине рекомендуют в ближайшее время предпринять следующие приоритетные шаги:

Во-первых, обеспечить межсекторальный учет экологических и климатических действий в планах восстановления страны, определить стратегию зеленого восстановления для ключевых секторов и приоритезировать соответствующее законодательство и стандарты ЕС в Программе интеграции Украины в Европейский Союз.

Во-вторых, принять первоначальное и вторичное законодательство для продолжения реформ, начатых в отраслях водных ресурсов и управления отходами.

В-третьих, существенно усилить административный и инспекционный потенциал в секторе окружающей среды и климата. Принять закон об экологическом контроле и законодательстве, гармонизирующий его с законодательством о промышленных выбросах.

В-четвертых, одобрить климатический закон и инициировать обновление своей долгосрочной низкоуглеродистой стратегии в соответствии с рамками ЕС до 2030 г.

Но это не исчерпывающий список задач перед нашим государством.

Объем и количество задач, стоящих перед Украиной в сфере окружающей среды только на ближайшее время, подтверждает, что речь идет только о “некоторой совместимости” с правом ЕС.

Да, ЕК ждет от нас:

– реформы в области предотвращения, уменьшения и контроля промышленного загрязнения с внедрением интегрированного разрешения;

– оценка воздействия на окружающую среду и стратегическая экологическая оценка должны осуществляться в соответствии с Конвенцией Espoo и права ЕС и с участием гражданского общества в принятии решений;

– сбор, обработка, отчетность и распространение информации о качестве воздуха, включая мониторинг и контроль, требуют изменений и инвестиций;

– нужна стратегия защиты биоразнообразия и план действий по ее реализации;

– срочно активизировать осуществление Дорожной карты декарбонизации Энергетического сообщества и, в частности, подготовиться к системе торговли выбросами;

– необходима дальнейшая работа по внедрению экологической маркировки и схемы экологического менеджмента, а также адаптация экологических стандартов и содействие зеленым государственным закупкам;

– нужно усилить способность госуправления в отрасли.

И вообще Украине нужно делать больше для последовательного учета климатических целей во всех измерениях государственной политики в общегосударственном подходе.

Итог

“Построить лучше, чем было” – задача со звездочкой.

Оно нуждается в больших инвестициях и, прежде всего, – на изменения мышления.

В сфере энергетики самым тяжелым и дорогим является восстановление инфраструктуры.

Однако политически очень сложным остается вопрос отмены схемы возложения специальных обязанностей, что в значительной степени влияет на тарифы на энергоносители для населения. Чтобы, в конце концов, сделать это, Украина нуждается в поддержке от партнеров.

Общая сумма потребностей на восстановление и восстановление в энергетическом секторе оценивается в $47 млрд., в том числе около $5,7 млрд. – для неотложных и краткосрочных потребностей на 2023-2026 гг. (согласно результатам второго раунда проекта “Быстрая оценка причиненного ущерба и потребностей на восстановление” – RDNA2). Поскольку энергетическая отрасль обеспечивает предоставление критических услуг, инвестиции в восстановление и восстановление этого сектора считаются неотложными.

Что касается окружающей среды и климата, то самым слабым звеном является низкий административный потенциал Украины в этом секторе.

Именно над этим нужно работать. Ведь административная способность остается слабой как с точки зрения человеческих, так и финансовых ресурсов, требует срочного усиления. Отсутствие административной возможности препятствует согласованию и имплементации законодательства ЕС, в том числе на местном уровне.

Правительство уже работает по решению этого вопроса – внедрению реформы государственного управления и открытию Климатического офиса при поддержке Европейского союза и Международной климатической инициативы. (Марина Денисюк, старший проектный менеджер направления восстановления Офиса реформ Кабинета министров Украины, эксперт по энергетике и климату; Европейская правда/Энергетика Украины и мира)

Exit mobile version