Из-за протестов польских перевозчиков украинский рынок горючего потерял треть внешних поставок автогаза. Цены на него взлетели, но надолго ли?
С начала ноября польские перевозчики блокируют три ключевых автомобильных пункта пересечения границы с Украиной. Сначала речь шла о блокировании только одного перехода – Корчева-Краковец, однако позже протест распространился и на пункты пересечения Дорогуск-Ягодин и Гребенне-Рава-Русская.
Протестующие пропускают всего по несколько авто в час, что не могло не повлиять на критически важные поставки энергоресурсов для Украины. Ситуация осложняется тем, что бастующие заявляют о готовности держать блокаду до двух месяцев.
Как блокада на польско-украинской границе влияет на отечественный рынок горючего и есть ли выход из ситуации?
Что происходит на границе?
6 ноября десятки польских перевозчиков начали блокировать пограничные переходы с Украиной в Гребенном, Дорогуске и Корчевой. Они потребовали вернуть систему выдачи разрешений украинским перевозчикам для работы в Европейском Союзе.
Дело в том, что после начала войны для поддержки украинской экономики Евросоюз пошел на беспрецедентные шаги. Он отменил на год необходимость получения украинцами упомянутых разрешений, а летом 2023 решил продолжить действие этой нормы до июня 2024 г. Поляки требуют упразднить эту льготу и вернуть разрешительную систему.
Изменилось ли что-нибудь через две недели? По словам заместителя министра развития общин, территорий и инфраструктуры Сергея Деркача, 20 ноября бензовозы нормально не пропускали ни на одном упомянутом пункте пропуска.
“У нас есть международные стандарты, которые говорят о необходимости приоритетного пропуска опасных грузов. Сейчас ни из Украины, ни в Украине опасные грузы почти не пропускаются”, – добавляет Деркач.
Подтверждает эти слова эксперт рынка нефтепродуктов Геннадий Рябцев: “Ситуация не меняется, проблемы с прохождением остаются. Они пропускают одну-две машины в час”.
Торговый представитель Украины Тарас Качка отмечает, что блокирование, прежде всего, влияет на крайне важные для Украины поставки нефтепродуктов. Больше всего, по его словам, пострадали поставки сжиженного природного газа, в меньшей степени – бензина и дизельного горючего. Страдает и важный для Украины импорт горючего из стран Балтии.
Утка называет это “предкризисной ситуацией”.
Как блокада влияет на рынок нефтепродуктов?
По словам директора консалтинговой группы “А-95” Сергея Куюна, забастовки на границе больше всего ударили по рынку сжиженного или автомобильного газа. Наибольшая часть этого ресурса попадала в Украину через Польшу автомобильным транспортом, а это более 30% от импорта или 20% всего рынка автогаза страны.
“Ситуация с поставками автогаза не очень хорошая, но пока не критична”, – констатирует Рябцев. По словам Куюна, из-за проблем на польской границе украинские трейдеры начали переориентировать поставки на другие направления.
“Часть трейдеров опрокинула свои поставки и поехала в обход через Словакию и Румынию, отдельные компании возят из Сербии и Хорватии. Также начали больше переходить на поставки по железной дороге”.
Ситуация не совсем стабильная, но пока говорить о серьезных дефицитах не приходится. К тому же мы переходим в так называемый низкий сезон, когда потребление начинает падать. Если не будет серьезных сюрпризов, то пройдем сезон нормально”, – подчеркивает он.
При этом на поставки бензинов и дизтоплива ситуация на границе вообще не повлияла, поскольку по этому направлению в Украину попадало менее 10% от общего баланса внутреннего рынка потребления.
Что будет с ценами на АЗС?
Стачки перевозчиков и очереди на границе заметно повлияли на стоимость автогаза. С начала ноября она выросла на четверть. Утром 21 ноября в отдельных сетях АЗС цена литра сжиженного газа превысила 36 грн.
По мнению Рябцева, цены на автогаз расти не будут. “Ожидаем, что рынок перестроится на другие направления и закроет потребность в ресурсе. Однако в ближайшие несколько недель цены продержатся на сегодняшнем уровне”, – считает Куюн.
“Когда ситуация с поставками полностью стабилизируется, стоимость должна опуститься до 27 грн. за литр, это объективный уровень. Ситуация с поставками бензинов и дизельного топлива абсолютно нормальная, даже наблюдается определенный профицит, поэтому ожидаем дальнейшего снижения цен”, – добавляет эксперт.
Рябцев считает, что цены на светлые нефтепродукты на АЗС снижаться не будут, а в “программах лояльности” сетей появятся большие скидки.
Как устранить проблему?
Украинское правительство работает над разблокировкой пунктов пропуска, однако пока безуспешно. На днях Украина и Польша провели переговоры, но обе стороны сообщили об отсутствии прогресса. 19 ноября на польской стороне границы застряли около 3 тыс. преимущественно украинских грузовиков, в том числе с горючей и гуманитарной помощью.
Утко считает, что отбирать лицензии у украинских перевозчиков нельзя, но говорит, что Киев готов обсудить дополнительные правила для улучшения работы украинских и польских дальнобойщиков.
Представитель Комитета защиты польских дальнобойщиков Яцек Сокол заявил, что водители с обеих сторон должны встретиться, чтобы поговорить и попытаться выработать совместное соглашение: “Все, что нужно – это желание, желание приехать, выслушать, понять проблемы и договориться о чем-то с другой стороной”.
На этой неделе должны пройти трехсторонние переговоры Украины, Польши и ЕС по блокированию границы. “ЕС попросил у нас доказательства, что опасные грузы не пропускаются приоритетно. В понедельник мы им такие доказательства предоставили, поэтому ждем реакции министерства инфраструктуры Польши и Еврокомиссии”, – сообщил Деркач ЭП.
“Это ненормальная ситуация, когда десятки перевозчиков блокируют тысячи грузовиков. К сожалению, польская бюрократия не намного лучше украинской, поэтому это безобразие длится очень долго, а решения до сих пор нет”, – подытожил Рябцев. (Николай Топалов, Epravda.com.ua/Энергетика Украины и мира)